logo
ek_geografia

4.2 Характеристика основных видов транспорта

Автомобильному транспорту принадлежит второе место после железнодорожного по грузообороту (24%) и второе по пассажирским перевозкам (32%). Общий парк автомобилей (легковых, грузовых, автобусов) составляет свыше 2 млн. шт.

Принимая во внимание относительно небольшую протяженность Беларуси с севера на юг и с запада на восток, а также высокую маневренность и пригодность автотранспорта практически для всех видов перевозок, его значение в организации коммерческой деятельности в пределах республики будет все больше возрастать. Вместе с тем нельзя исключить возможность использования автомобильного транспорта в торговле с соседними государствами, особенно товарами мелких партий.

Главным критерием в выборе транспортных средств должна выступать стоимость доставки грузов к потребителям. Как правило, себестоимость перевозки грузов по железным дорогам и речным путям ниже, чем на автомобильном. Однако если учесть работы по начальным и конечным операциям, то окажется, что использование этих видов транспорта экономически не всегда целесообразно. Выбор транспортных средств во многом может определяться состоянием дорог, видом груза, безопасностью в пути, стремлением опередить конкурента и др.

Автомобильные дороги распределены довольно неравномерно по территории нашей страны. На уровне областей имеются существенные различия по такому показателю, как плотность дорог. Для Гродненской области этот показатель равен 360 км/1000 км2, а в Гомельской – 203 км/1000 км2, т.е. меньше в 1,8 раз. Еще большая разница наблюдается на уровне административных районов. Наиболее густая сеть автомобильных дорог в западных и центральных районах республики: Берестовицкий, Волковысский, Зельвецский, Дзержинский и др. Здесь на 1000 км2 территории приходится от 350 до 500 километров автомобильных дорог. Самые низкие показатели плотности автодорог имеют полесские районы (Лунинецкий, Столинский, Лельчицкий, Петриковский и др). В этих районах плотность не превышает 150 км/1000 км2. различия в плотности автомобильных дорог объясняются прежде всего в плотности населения и уровне экономического развития. Влияние на плотность дорог оказывают различные природно-географические условия в этих районах.

Основная часть автомобильных дорог республики характеризуется невысоким качеством проезжей части.

Главной автомобильной магистралью является Брест – Минск – Москва, по которой регулярно в разных направлениях осуществляются межгосударственные перевозки грузов (оборудование, изделия легкой и пищевой промышленности, деревообработки и др.). Это единственная белорусская магистраль, которая соответствует европейскому уровню.

Вторая широтная магистраль, также соединяющая Брест с Москвой, проходит по территории республики через Ивацевичи, Слуцк, Бобруйск и Кричев. Она пролегла довольно далеко от железной дороги, судоходных рек, что увеличивает ее значимость для внутриреспубликанских перевозок. Межгосударственные и внутриреспубликанские перевозки осуществляются по магистралям Брест– Пинск – Гомель и Витебск – Могилев – Гомель, которые, наоборот, близко подходят к железной дороге и судоходным рекам Припять и Днепр и частично разгружают судоходный транспорт и железную дорогу на далекое расстояние.

Большую роль играет автомобильный транспорт в районах, где отсутствует железная дорога. Таких районов в Беларуси 20, наибольшее их количество в Могилевской, Гомельской областях. На юге республике, в лесистой, заболоченной местности проложена так называемая Полесская магистраль, которая соединяет Брест, Гомель, Калинковичи, Пинск и Кобрин.

Для Беларуси, с ее относительно небольшой территорией, особое значение имеют дороги областного и местного значения. Они соединяют между собой все населенные пункты и на 75% обеспечены твердым покрытием. Большую потребность испытывает сельская местность республики: из 23,5 тыс. населенных пунктов почти половина не имеет подъезда к дорогам общего пользования. В сущности, около 500 тыс. жителей деревень имеют сезонную, зависимую от условий погоды, связь с «внешним миром».

Автомобильный транспорт имеет универсальный характер и осуществляет перевозки грузов «от ворот до ворот», ему характерен высокий динамизм развития. Общая длина автомобильных дорог в мире почти вдвое превышает протяженность железной дороги, а в Беларуси – в 8 раз. автомобильный транспорт перевозит грузы преимущественно на небольшие расстояния, и его грузооборот значительно меньше, чем грузооборот железной дороги, однако по весу перевозимых грузов он занимает ведущее место.

В последние годы в Беларуси начали формироваться заграничные коммерческие маршруты, которые соединяют наши города с рядом населенных пунктов Польши, Германии, Чехии, Болгарии и др.

Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006 – 2015 гг. предусматривает создание условий для развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности, реализации социальной политики страны. Качественное состояние дорог является надежным стимулом дальнейшего повышения деловой активности населения, позволяющим удовлетворить общегосударственные, региональные и иные нужды в перевозках грузов и пассажиров.

Железнодорожному транспорту Беларуси принадлежит ведущая роль в обеспечении экономических связей как внутри республики, так и с другими странами.

Удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте Республике Беларусь – 48%; в пассажирообороте – около 50%, на пригородные связи приходится 85% пассажирских перевозок. Самый большой объем пассажирских перевозок на общее расстояние выполняет железная дорога Москва – Минск – Брест.

Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (27 км/1000 км2 территории), уступая в СНГ только Украине, Молдове и Армении. Однако по сравнению с рядом государств дальнего зарубежья значительно отстает как по их густоте, таки по качеству. В пределах самой Беларуси плотность железных дорог колеблется от 22 км/1000 км2 в Минской, Гомельской областях до 33 км / 1000 км2 – в Брестской.

Современная сеть железной дороги состоит из широтных и меридиальных магистралей. Ведущая роль принадлежит железным дрогам, которые проходят в широтном направлении через всю территорию. В Беларуси к ним относится прежде всего линия Брест – Барановичи – Минск – Орша, которая является главной осью транспортного коридора Лондон – Париж – Берлин – Минск – Москва. Города Беларуси, которые она связывает, являются крупными промышленными центрами и железнодорожными узлами. В южной части Беларуси проходит вторая широтная магистраль: Брест – Пинск – Лунинец – Калинковичи – Гомель. Она соединяет ряд важных промышленных центров с сельскохозяйственными районами, позволяет разгрузить дорогу Брест – Гомель – Москва. В зимний период железная дорога Брест – Гомель принимает на себя дополнительный объем грузов, которые летом перевозятся речным транспортом по Днепру и Припяти в сторону Бреста.

Третья широтная магистраль – Кричев – Волковыск – Могилев – Осиповичи – Барановичи. Она обеспечивает главным образом меж- и внутриобластные связи. Такую же функцию выполняет еще одна широтная магистраль: Полоцк – Молодечно – Лида.

С юго-востока на северо-запад протянулась железная дорога Гомель – Бобруйск – Минск – Молодечно, которая соединяет промышленные центры Украины с государствами Балтии, по объему перевозок она занимает одно из ведущих мест. Такую же роль играет железная дорога Лунинец – Барановичи – Лида. Межгосударственное значение имеет железная дорога Гомель – Могилев – Орша – Витебск. Она является главной во втором трансъевропейском коридоре «Север – Юг», который проходит в направлении страны Юго-Восточной Европы – Украина – Беларусь – Финляндия.

В Беларуси электрифицированы только 16% дорог, тогда как в Польше – 45%, в Болгарии – 60%.Республика Беларусь имеет 17 железнодорожных узлов, из них по 6 направлений работают Оршанский, Барановичский, по 5 – Гомельский, Брестский, остальные 13 узлов имеют по 4 направления. Крупнейшие железнодорожные узлы – Минск, Витебск, Гомель, Орша, Могилев, Барановичи, Брест, через которые выполняется основной объем перевозок экспортно-импортных грузов.

Железнодорожный транспорт сохранит свое ведущее положение в освоении перевозок грузов и пассажиров на дальние и средние расстояния, а в пригородных перевозках – и на короткие. Вместе с тем эксплуатационная длина сети железных дорог на территории Беларуси остается постоянной. Поэтому приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта является модернизация технического комплекса БЖД.

Улучшение работы пассажирского железнодорожного транспорта будет осуществляться за счет расширения маршрутной сети пассажирских перевозок, разработки внедрения системы пассажирского сервиса, рассчитанной на потребителя с различным уровнем доходов, а также расширения перечня услуг и повышения их качества.

Водный транспорт подразделяется на речной и морской. Речной транспорт – самый старый вид сообщения Беларуси. До строительства железных дорог ему принадлежала ведущая роль в хозяйственной жизни.

Естественные пути сообщения, особенно водные, представляют важное богатство любого государства, и чем их больше, тем благоприятнее возможности для развития торговых связей. Моря и реки, будучи самыми лучшими естественными путями, всегда служили главными проводниками торговли.

Общая протяженность судоходных путей республики составляет 1798 км. Главные водные артерии в Беларуси – Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина и Неман. На реки Днепровского бассейна приходится 95% всего грузооборота. Важная роль принадлежит Днепровско-Бугскому водному пути.

Первое место по грузообороту занимает порт Брест, второе – Гомель. Действуют еще порты – Пхов на Припяти, Бобруйск на Березине, Могилев и Речица на Днепре, Витебск на Западной Двине, Гродно на Немане. На долю этих портов приходится основная часть грузооборота речного транспорта Беларуси. В структуре прибывающих грузов значительное место занимают транзитные перевозки железной руды, которая доставляется из Кривого Рога в Польшу. Перевозятся также каменный уголь, нефтяные грузы, минеральные удобрения, строительные материалы. В целом по грузообороту (1,0%) и пассажирообороту (0,2%) речной транспорт значительно уступает другим видам транспорта. Однако он самый дешевый: себестоимость перевозок в среднем в 3-5 раз ниже в сравнении с железнодорожным и автомобильным.

Актуальным для Беларуси является использование торгового флота и портов сопредельных государств (России, Украины, Польши, Стран Балтии), которые имеют выход к морю. Около 70% всего белорусского экспорта и импорта в страны СНГ осуществляются морским транспортом. Из-за отсутствия такого выхода она ежегодно теряет, по оценкам специалистов, свыше 100 млн. долларов. Между тем Беларусь, как ни одна другая сухопутная республика бывшего СССР, обладает хорошими возможностями для создания собственного флота: по официальным данным, в стране насчитывается около 15 тыс. морских специалистов, имеется несколько судостроительных и судоремонтных предприятий, а также училище в Пинске, которое готовит флотских специалистов. Программой развития речных и морских перевозок до 2010 г. определены и реализуется, ряд мер и предложений по развитию речного и морского флота.

Воздушный транспорт Беларуси относительно молодой. Он развивается с 1933 г., когда начала действовать первая транспортная авиалиния Минск – Глуск – Паричи – Мозырь. С 1936г. начались регулярные сообщения между Минском и Москвой. Сегодня общая протяженность авиалиний составляет более чем 45 тыс.км. Из минских аэропортов (Минск-1, Минск-2) и аэропортов областных центров Беларуси воздушные пути проложены к Многим городам государств СНГ, Европы и Азии. За последние годы из-за тяжелого экономического положения авиапредприятий значительно сократились. Вместе с тем возросли объемы перевозок в зарубежные страны в коммерческих целях. Для завоевания надлежащего места на рынке необходимо создать мировой уровень сервисных услуг как в аэропортах, так и по сопровождению самолетов в воздушном пространстве. Это необходимо еще и потому, что через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиалинии (около 95% полетов в воздушном пространстве республики выполняется транзитом и примерно 5% с посадкой в аэропорте Минск-2).

Себестоимость транспортировки грузов воздушным путем наиболее высокая, поэтому он невыгоден для перевозки массовых грузов. Его основное назначение – перевозка пассажиров. Доля воздушного транспорта в пассажирообороте – около 6,5% в последние время использование воздушного транспорта в перевозках пассажиров резко сократилось из-за высокой стоимости проезда. Воздушный транспорт используется при доставке срочных быстропортящихся грузов, почты, товаров приборо-электротехнической промышленности, медицинского оборудования, а также при выполнении ряда специальных работ.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси и повышения конкурентоспособности воздушных авиалиний на международном рынке транспортных работ и услуг связаны в основном с расширением пассажирских перевозок, в том числе межгосударственных на дальние и сверхдальние расстояния; совершенствованием системы организации воздушного движения, управления авиаперевозками; преобразованием аэропортного комплекса; модернизацией парка воздушного судов; укреплением авиаремонтной базы.

Важнейшим направлением являются обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий; расширение объемов применения авиации в экономике страны; обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт самый молодой в республике. Он представляет собой вид непрерывного транспорта, осуществляющего передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которое обеспечивается насосными станциями. Его развитие началось с 1960 г., когда вступил в действие первый газопровод Дашава – Минск (общая протяженность 666 км) для подачи природного газа из Украины. С 1974 г. в Беларусь из Западной Сибири поступает газ по газопроводу «Сияние Севера» (Вуктыл – Торжок – Минск – Ивацевичи), благодаря чему газ получили Витебск, Орша, Могилев, Борисов, Жодино. В 1963 г. был сдан в эксплуатацию первый трансъевропейский нефтепровод «Дружба», проложенный по южной части Беларуси, вблизи Мозыря. По нему нефть поступает на Мозырский нефтеперерабатывающий завод и в страны Восточной Европы. Новополоцкое производственное объединение «Нефтьоргсинтез» также работает на нефти, которая поступает по одной из ветвей нефтепровода «Дружба». В 1996 г. началось строительство нового магистрального газопровода Ямал – Европа, который пройдет через всю территорию Беларуси (575 км). Его пропускная мощность – 68 млрд. м3 в год. участок от Нссвижа до границы с Польшей уже работает с 1999 г.

Трубопроводный транспорт относится к прогрессивным видам транспорта. Во-первых, подача нефти и природного газа по трубам в 3 раза дешевле, чем перевозка их по железным дорогам; во-вторых, гарантированы регулярность доставки и незначительные потери. Удельный вес трубопроводного транспорта в общем грузообороте Беларуси составляет около 40%. Общая длина газопроводов около 4 тыс. км нефте- и нефтепродуктопроводов –5 тыс. км. Большая часть нефте- и газопроводов Беларуси выполняет транзитные функции, связывает нефтяные и газовые промыслы России со странами Европы. Доля транзитной нефти и газа составляет соответственно 86% и 55% (2000 г.).

Преимуществами трубопроводного транспорта являются: возможность функционировать в течение календарного года, высокая производительность труда, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию вне зависимости от рельефа местности.