logo
ek_geografia

6.1 Региональные социально-экономические комплексы

В национальной экономике наряду с комплексами производственной и социальной сфер выделяются региональные социально-экономические комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов развития производительных сил определенных территорий.

Региональный социально-экономический комплекс – сложная динамично развивающаяся система, которая представляет собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов.

Под регионом понимается выделенная по каким-либо критериям часть страны, представляющая собой совокупность размещенных на определенной территории населения, окружающей среды (природных и созданных трудом человека объектов), владеющих относительно устойчивыми природными, историческими, социальными, экономическими и другими особенностями.

Наряду с термином «регион» часто используется термин «район» территория , по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью).

Экономический район – территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи.

Выделение экономических регионов, или районов, должно осуществляться посредством социально-экономического районирования страны с учетом ее административно-территориального деления, хотя в идеале основной последнего является социально-экономическое районирование.

Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:

- как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;

- система внутриреспубликанских регионов с внутренней структурой экономики в каждом из них.

Основой территориальной структуры хозяйства является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории и находятся с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь испытывает ее влияние. В конечном итоге территориальная структура есть результат развития и углубления территориального разделения труда.

Территориальная структура хозяйства тесно связана с отраслевой структурой, отражающей деление экономики на отрасли, подотрасли, виды производства со сложными внутри- и межотраслевыми связями. Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию.

Регион как социально-экономический объект во многом отличается от отрасли, и в первую очередь тем, что в нем соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг. Таким образом, регион как хозяйственная система – гораздо более сложное образование, нежели отрасль. Именно в его рамках возможен комплексный подход к задачам структурной перестройки экономики, рациональному использованию природных и трудовых ресурсов. Если отрасли сосредоточены на решении в достаточной степени узких производственных задач, то перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производственной и социальной инфраструктур, согласования экономического и социального развития, комплексного решения накопившихся проблем.

Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), образующиеся в процессе социально-экономического развития. ТХК представляет собой совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов. Важнейшим критерием выделения внутриреспубликанских ТХК является наличие общей системы производственной и социальной инфраструктур.

Факторами, обеспечивающими формирование территориальной структуры экономики, являются минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные, земельные, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, системы расселения.

Регионы существенно различаются по естественным и социально-экономическим предпосылкам, ресурсам и условиям для развития различных отраслей и производств. Комбинация условий и ресурсов развития производительных сил индивидуальна для каждого региона и практически неповторима. Поэтому отдельный регион характеризуется своеобразной экономической структурой и занимает определенное место во внутриреспубликанском разделении труда.

В настоящее время основными объектами регионального управления Беларуси являются шесть областей и г. Минск. Они значительно разнятся как по площади, численности и плотности населения, так и по уровню социально-экономического развития, структуре своего хозяйства и месту во внутриреспубликанском разделении труда. Каждый регион функционирует в своих специфических условиях, имеет свои особенности социально-экономического, природно-географического развития, отличается своими, присущими ему, экологическими проблемами. Так, каждый регион имеет свое экономико-географическое положение; почвы, пригодные для выращивания отдельных сельскохозяйственных культур; соответствующий уровень индустриального развития (более высокий характерен для Гомельской, Минской, Могилевской и Витебской областей, в структуре промышленности которых преобладают энерго- и металлоемкие отрасли); загрязненные радионуклидами территории в результате аварии на ЧАЭС (большая часть Гомельской, Могилевской, ряд районов Брестской, Минской и Гродненской областей). Эти и другие территориальные особенности учитываются при разработке региональной политики.

Основными целями совершенствования территориальной структуры экономики и повышения комплексного развития отдельных регионов являются достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкретных преимуществ регионов. Эти цели определяются общей стратегией формирования хозяйственного комплекса Беларуси как суверенного государств.

Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач и с учетом местных интересов и особенностей. В целях обеспечения устойчивого развития региональная политика государства должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития; рациональное использование социально-экономического, природно-ресурсного, экологического потенциалов региона; учет преимуществ территориального разделения труда и обеспечения комплексного развития региональных инфраструктурных систем; на сокращение разрыва в уровнях и качестве жизни в городах различных категорий и сельской местности.