logo
ek_geografia

2.1.4 Выбор оптимального варианта размещения производства

Среди задач оптимизации развития отраслей промышленности особое место занимают задачи размещения производства. Содержание их состоит в выборе из множества вариантов такого плана, который в наибольшей степени соответствует определенному критерию при одновременном выполнении определенных ограничений. В качестве критерия выступает минимум затрат по производству продукции и ее транспортировке.

Задача размещения производства формулируется как транспортно-производственная модель, причем от величины транспортных издержек зачастую в значительной степени зависит степень оптимальности плана.

При постановке задач размещения и специализации производства возможны следующие случаи.

1 Когда транспортные издержки составляют незначительную величину в затратах на производство продукции. Их учет существенно не влияет на выбор оптимального плана размещения и специализации производства, а также на определение схем прикреплении поставщиков к потребителям готовой продукции. В этом случае оптимальный план размещения и специализации предприятий определяется лишь на основе использования показателей производственных затрат.

2 Когда в суммарных затратах на производство и транспортировку продукции транспортные издержки велики, но по сравнению с производственными затратами незначительны. Учет транспортных затрат в этом случае не влияет на выбор плана размещения и специализации производства, но может повлиять на схему прикрепления поставщиков и потребителей готовой продукции.

3 Когда в суммарных затратах на производство и транспортировку продукции транспортные издержки составляют большую абсолютную и относительную величину. Учет этих затрат влияет на выбор не только схем прикрепления поставщиков к потребителям, но и плана размещения и специализации предприятий отрасли, который должен определяться путем нахождения совместного оптимума производственных и транспортных задач.

Суммарные приведенные затраты на производство с размещением предприятия в i-м пункте мощностью x определяется по формуле:

Fi (Xi) = Ci (Xi) + En * Ki (Xi)+ Ti (Xi),

где Fi (Xi) – суммарные приведенные затраты;

Ci (Xi) – годовые эксплутационные затраты;

En – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Ki (Xi) – капитальные вложения на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий;

Ti (Xi) – транспортные затраты по доставке готовой продукции с i-го пункта размещения производства в пункты потребления.

Задача состоит в определении для каждого i-го пункта производства такого объема производства Xi из данного набора и такого плана перевозок готовой продукции, чтобы суммарные производственно-транспортные затраты Fi (Xi) были минимальными, а прибыль максимальной.

При решении экономико-математических задач оптимальный вариант выбирается из числа допустимых, т.е. удовлетворяющих принятым ограничениям. К ограничениям относится исходное состояние рассматриваемой размещенченской системы, экономические связи объектов.