4.1 Транспорт в инфраструктурном комплексе страны
Транспорт играет важнейшую роль в размещении производительных сил республики. Производственные предприятия размещают таким образом, чтобы стоимость продукции на месте ее потребления, при прочих равных условиях была минимальной. При этом минимизируются затраты на производство и обращение, включая перевозку, что очень важно, так как доля провозной платы в цене продукции на месте потребления значительна. поэтому транспортный фактор должен всесторонне учитываться при решении задач размещения производства. Транспорт играет огромную роль при освоении новых районов, включая в экономический оборот новые природные ресурсы. Ни одно крупное решение по развитию производительных сил 6е обходится без предварительно созданных транспортных предпосылок.
В современных условиях транспорт имеет важное значение для расширения специализации и кооперирования производства по отраслям, районам и странам.
Межотраслевой транспортный комплекс формирует связи, возникающие на основе взаимозаменяемости разных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов и пассажиров. Он включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Основой его является сеть путей сообщения и транспортные узлы.
Выгодность географического положения Республики Беларусь в современных условиях, развитие транспортных коммуникаций заставляют вместо принципа равномерного выравнивания уровней развития ее регионов выдвинуть новую концепцию, которая предусматривает концентрацию усилий по пересекающимся районам и направлениям.
Беларусь имеет достаточно развитую сеть путей сообщения, связывающих между собой не только большинство населенных пунктов самой республики, но и дающих выход в другие государства ближнего и дальнего зарубежья, а через них – к морям. Кроме того, через ее территорию проходят пути из государств Балтии, северо-запада России на юг к черному морю, а также магистрали, соединяющие государство СНГ с европейскими странами. Европейское сообщество признало транспортный коридор Лондон – Париж – Берлин – Варшава - Минск - Москва главным на континенте. Американские авиакомпании работают над созданием нового воздушного коридора для грузоперевозок в Азию через Минск.
Наибольшую протяженность в республике имеют автомобильные дороги. В настоящее время длина всех шоссейных дорог превышает 125 тыс.км, из них 77% приходится на дороги с твердым покрытием. Хотя по этому показателю Беларусь занимает второе место среди стран СНГ, уступая только Молдове, однако значительно отстает от развитых зарубежных стран, как по доле высококачественных дорог, так и по густоте.
С развитием производительных сил происходит развитие транспорта как активной силы, организующей территорию, обеспечивающей устойчивые связи между отдельными отраслями и районами.
Особенностью транспорта является взаимозаменяемость его отдельных видов. Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, образуют транспортную систему.
В транспортных узлах сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитываются себестоимость и влияние природных условий на его работу.
- Введение
- 1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 1.3 Перспективы экономической географии
- 2.1.1 Приближенные и точные методы анализа
- 2.1.2 Экономико-математические методы и модели
- 2.1.3 Система оптимизационных моделей
- 2.1.4 Выбор оптимального варианта размещения производства
- 2.2 Обоснование размещения отраслей хозяйства и отдельных предприятий
- 2.2.1 Учет факторов размещения отрасли и предприятия
- 2.2.2 Порайонная дифференциация стоимостных показателей
- 2.2.3 Определение местоположения предприятий по факторам
- 2.2.4 Технико-экономические расчеты при размещении предприятий
- 2.2.5 Производственно-сбытовое зонирование
- 2.2.6 Балансовые расчеты при размещении предприятий
- 3 Условия и факторы территориальной организации хозяйственной деяткельности
- 3.1 Экономико-географическое и геополитическое положение
- 3.2 Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 3.2.1 Природные условия
- 3.2.2 Природные ресурсы
- 3.3 Размещение населения и трудовых ресурсов
- 3.4 Национальный состав и численность населения
- 3.5 Половозрастной состав населения
- 3.6 Состав трудовых ресурсов
- 4 Роль транспорта в размещении производительных сил
- 4.1 Транспорт в инфраструктурном комплексе страны
- 4.2 Характеристика основных видов транспорта
- 4.3 Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь
- 5 Размещение и равитие межотраслевых комплексов в республике беларусь
- 5.1 Добывающая промышленность
- 5.2 Топливно-энергетический комплекс
- 5.3 Металлургия
- 5.4 Химический комплекс
- 5.5 Машиностроительный комплекс
- 5.6 Лесопромышленный комплекс
- 5.7 Строительно-промышленный комплекс
- 5.8 Социальный комплекс (производство товаров народного потребления и сфера услуг)
- 5.9 Агропромышленный комплекс
- 6 Территориальный аспект народнохозяйственного комплекса республикибеларусь
- 6.1 Региональные социально-экономические комплексы
- 6.2 Экономико-географическое районирование
- 7 География внешнеэкономических связей
- 7.1 Глобализация экономики внешнеэкономической деятельности: необходимость и возможность участия в них Республики Беларусь
- 7.2 Республика Беларусь в системе международных торгово-экономических отношений
- 7.3 Свободные экономические зоны Беларуси
- Список литературы
- Оглавление