logo
Организация производства на предприятиях АПК

19. Система технического обслуживания, ремонта и хранения машин и оборудования в с.-х. Предприятиях и ее роль в с.-х. Производстве.

Техническое обслуживание - главное звено в общей системе мер, направленных на поддержание машин в работоспособном со­стоянии. Включает комплекс операций, позволяющих избежать преждевременного износа и поломки машин, обеспечивает беспе­ребойную их работу в течение всего ремонтного срока. От своевре­менного и качественного проведения технического обслуживания во многом зависят производительность машин, уровень затрат на их эксплуатацию и ремонт.

В соответствии с действующими правилами техническое об­служивание тракторов и самоходных шасси подразделяется на ежесменное (ЕТО), периодическое № 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), № 3 (ТО-3), сезонное (СТО).

Сроки проведения технического обслуживания в зависимости от объема использованного топлива (кг) определяют на основе пе­риодичности работы трактора и среднечасового расхода топлива.

Расход топлива наиболее полно отражает энергетические зат­раты, произведенные трактором, а следовательно, и его износ, что необходимо использовать при организации технического обслу­живания. С этой целью в некоторых хозяйствах вводят талонную систему отпуска нефтепродуктов. Каждому трактористу выдают комплект талонов, по которым он получает для проведения работ

топливо от последнего до очередного технического ухода, предус­мотренного графиком. Когда все талоны израсходованы, выдача топлива прекращается и трактор останавливают на технический уход.

После выполнения и проверки качества технического ухода бригадир выдает трактористу новый комплект талонов на получе­ние нефтепродуктов. При такой организации значительно умень­шается число поломок и разного рода аварий, сокращаются про­стои машин по техническим причинам.

Сроки проведения технического обслуживания могут также оп­ределяться по объему выполненных работ в условных гектарах тракторами каждой марки. При этом периодичность зависит от производственных условий по зонам страны. В каждом конкрет­ном хозяйстве она устанавливается, исходя из часовой производи­тельности агрегата и сроков проведения технического обслужива­ния, выраженных в часах работы двигателя.

Ежесменное техническое обслуживание проводится на пово­ротной полосе или на бригадном стане,ТО-1 и ТО-2 - на бригад­ном стане, более сложное ТО-3 - в мастерской предприятия или в крайнем случае в закрытом помещении на полевом стане бригады с помощью автопередвижной мастерской. Сезонное техническое обслуживание выполняется при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периоду эксплуатации. Оно включает комплекс операций, проведение которых дает возможность подготовить ма­шину для эффективного использования в разное время года.

Периодичность выполнения технического обслуживания зер­ноуборочных комбайнов устанавливается в зависимости от числа часов работы двигателя или размера убранной площади: ежеднев­ное - перед началом или после окончания работы комбайна; пе­риодическое - через каждые 60 ч или после уборки каждых 150 га. (с колебанием ±10 %); послесезонное - после окончания уборки.

Техническое состояние прицепных и навесных машин прове­ряют во время выполнения ежесменного технического обслужива­ния тракторов, в агрегате с которыми они работают.

В каждом хозяйстве один-два раза в год проводится техничес­кий (периодический) осмотр машин. Его главная задача - прове­рить, как выполняются правила использования, технического об­служивания и хранения машин, определить их состояние и техни­ческую готовность.

Проверка и осмотр машин проводятся специалистами с участи­ем бригадиров и трактористов-машинистов предприятия. Хоро­шая организация осмотра, своевременная и тщательная подготов­ка машин, проверка технической документации, высокая требова­тельность и объективная оценка фактического состояния техники способствуют лучшей ее сохранности и наибольшей производительности.

Большой эффект дает совершенствование планирования, учета и контроля за ходом выполнения всех видов технического обслу­живания и ремонта машин. В связи с этим в хозяйстве, бригаде следует обращать особое внимание на своевременное и правиль­ное составление графиков технического обслуживания тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, учет работ и расход топлива, своевременно и точно заполнять учетные и отчет­ные документы.

В плане-графике технического обслуживания и ремонта машин указывают: выработку от последнего капитального или текущего ремонта до начала планируемого периода, объем работ на предсто­ящий период, календарные сроки проведения технического об­служивания и ремонта машин, установленные с учетом периодич­ности их выполнения.

План-график позволяет определить число разных видов техни­ческого обслуживания и ремонтов, которые следует провести в планируемый период, потребность в запасных частях, отдельных узлах и деталях по рабочим периодам; порядок контроля за срока­ми и качеством технического обслуживания и ремонта со стороны специалистов; объем ремонтных работ; затраты материально-де­нежных средств на техническое обслуживание и ремонт.

Немало сельскохозяйственных предприятий техническое об­служивание и ремонт машин практически полностью осуществляют собственными силами. Они имеют центральную ремонтную мастерскую (ЦРМ), центральный машинный двор, пункт техни­ческого обслуживания (ПТО) в составе ЦРМ, самостоятельный ПТО в бригаде (на отделении, участке), автогараж с зонами стоян­ки, мойки, технического обслуживания машин, центральный склад нефтепродуктов, склады для хранения запасных частей, ма­териалов и др.

Правильное использование тракторов, комбайнов, автомоби­лей, рабочих машин и орудий зависит от условий их хранения. Один из главных путей решения этой проблемы -строительство хорошо оборудованных полевых станов, машинных дворов, пло­щадок с твердым покрытием и т. д. Там, где бережно относятся к технике, сберегаются большие средства на ее обслуживание и ре­монт, удлиняется срок службы. Образцовое хранение машин дол­жно стать предметом особой заботы специалистов и работников сельского хозяйства.