24. Хранение, переработка и реализация продукции как вида предпринимательской деятельности.
Важное значение в эффективном функционировании агропромышленного производства имеют его инфраструктурные звенья, которые обслуживают процесс обращения сельскохозяйственной продукции и обеспечивают соединение процессов производства и потребления.
Именно стадия обращения является наиболее слабым звеном воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. До недавнего времени работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, считали своей главной задачей обеспечить производство продукции в соответствии с заключенными договорами и в гораздо меньшей степени заботились о доведении ее до конечного потребителя в наиболее удобном для него виде, наилучшего качества, по доступной цене и с максимальным экономическим эффектом. Даже на крупных сельскохозяйственных предприятиях нередко отсутствует служба маркетинга, нет специалистов по коммерческим вопросам, имеющиеся специалисты недостаточно компетентны и мало заинтересованы в успешной реализации произведенной продукции, практически отсутствует рекламная деятельность, не развита материальная база подготовки произведенной продукции к реализации, недостает хранилищ и холодильных емкостей, тары, упаковочных материалов, специализированного транспорта.
Неудовлетворенный спрос населения на отечественные продукты питания обусловлен прежде всего не недостаточным объемом их производства, а плохой организацией заготовок, хранения, переработки и реализации. Движение сельскохозяйственной продукции от поля (фермы) к потребителю сопряжено с большими количественными потерями и снижением качества. По данным ряда исследователей, потери молока только в процессе его заготовки и переработки составляют до 7,5 % общего объема его производства, причем до 40 % этих потерь происходит в сельскохозяйственном производстве. А это, в свою очередь, приводит к повышению цен реализации и ограничивает конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции.
К примеру, в Московской области произведенные овощи сельскохозяйственные предприятия реализуют в основном в свежем виде. Большая часть продукции идет по прямым связям в розничную торговую сеть но схеме предприятие (поле, теплица) — магазин (причем число магазинов, куда поставляет продукцию каждое овощеводческое предприятие, достаточно велико), часть реализуется по схеме предприятие — плодоовощная база; остальную продукцию предприятия продают на колхозном рынке и другим потребителям, в том числе за пределы области.
Такая организация реализации овощной продукции ведет к большим потерям. Они складываются из потерь качества (за счет разницы в цене на стандартную и нестандартную продукцию), потерь на отход продукции при ее реализации в магазины розничной торговли, потерь в процессе транспортировки (возврат, недостача, усушка) и т. д. По данным экспертной оценки, потери в стоимостном выражении по овощам достигают 2,5—3,6%, картофелю — 2,0—3,6 %. Это сказывается на экономических результатах реализации.
Затруднения в сфере обращения отрицательно влияют не только на сохранение массы и качества сельскохозяйственной продукции на этой стадии, но и на развитие непосредственно процесса производства, замедляя темпы его развития.
Для потребителя важно, чтобы продукция была тщательно подготовлена к продаже (рассортирована по качеству, хорошо упакована и т. д.) и предложена по приемлемой для него цене. Для этого необходимо обеспечить оптимальные условия для сохранения продукции в процессе продвижения к покупателю, определить места (каналы) сбыта и порядок отпуска. Большое значение в рациональной организации сферы обращения имеет тщательное изучение конъюнктуры рынка, в том числе его емкости и насыщенности соответствующими видами продукции, складывающихся цен реализации, их дифференциации в зависимости от качества продукции и сроков ее предложения покупателю, платежеспособного спроса населения в разных регионах страны. Это обеспечит предприятию успешную реализацию и получение дополнительной прибыли.
Однако соединение процессов производства, хранения, товарной доработки и промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко вовсе нецелесообразно по организационным причинам. Невозможна и практически нереальна в экономическом плане ситуация, чтобы любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, даже достаточно крупный, не только производил, например, пшеницу, но и выпекал из нее хлеб. В то же время на особо крупных сельскохозяйственных предприятиях, а также в специфических условиях (например, в подсобных хозяйствах, которые производят продукцию исключительно для улучшения продовольственного снабжения работников создавших их предприятий) вполне могут быть соединены процессы производства, товарной доработки, хранения, промышленной переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
- Организация производства на предприятиях апк
- 1. Основные законы и закономерности с.-х. Производства.
- 2. Принципы организации с.-х. Производства и условия их реализации.
- 3. Порядок создания и организации с.-х. Предприятий
- 4. Система растениеводства, ее основные элементы и их значение.
- 5.Система животноводства, ее основные элементы и их значения.
- 6. Сущность специализации производства, ее основные факторы. Показатели эффективности специализации.
- 7. Размеры с.-х. Предприятий, организационно-экономическое преимущества крупного производства над мелким.
- 8. Организация земельной территории предприятия и ее севооборотов.
- 9. Средства производства с.-х. Предприятий, источники их формирований и воспроизводства.
- 10. Обоснование потребности предприятия в с.-х. Технике.
- 11. Организация использования транспорта в предприятии.
- 12. Суть лизинговых форм инвестирования и предоставление хозяйствам товарного кредита.
- 13. Планирование производства продукции животноводства.
- 14. Кормовая база с.-х. Предприятия и принципы ее рациональной организации.
- 15. Планирование, учет и контроль в кормопроизводстве.
- 16. Инженерно-техническая и энергетическая служба с.-х. Предприятия и ее основные задачи.
- 17. Организация использования машинно-тракторного парка и пути повышения его эффективности.
- 18. Организация нефтехозяйства в предприятии и пути экономии нефтепродуктов.
- 19. Система технического обслуживания, ремонта и хранения машин и оборудования в с.-х. Предприятиях и ее роль в с.-х. Производстве.
- 20. Система организации материально-технического обеспечения предприятия и ее задачи.
- 21. Технический сервис в апк, взаимоотношения и взаимоответственность участников технического сервиса.
- 22. Агрохимическое обслуживание с.-х. Предприятий и его роль в повышении плодородия земли.
- 23. Мелиоративное обслуживание с.-х. Предприятий и его роль в повышении урожайности с.-х. Культур.
- 24. Хранение, переработка и реализация продукции как вида предпринимательской деятельности.
- 30. Меры государственной поддержки с.-х. Товаропроизводителя в части материально-технического снабжения.
- 25. Организация товарной доработки и промышленной переработки продукции.
- 26. Организация реализации с.-х. Продукции.
- 27. Формы хозяйствования и формы внутрихозяйственного расчета.
- 28. Организация внутрихозяйственного расчета в подразделениях основного и обслуживающих производств.
- 29. Оплата труда от валового дохода в подразделениях предприятия.