logo
Организация производства на предприятиях АПК

11. Организация использования транспорта в предприятии.

Из многочисленных факторов, влияющих на экономику пере­возок, следует, прежде всего, отметить формы организации ис­пользования транспорта.

Как свидетельствуют исследования и практика, наибольший эффект при использовании внутрихозяйственного транспорта достигается, когда на базе автопарка предприятия создается ав­тотранспортный кооператив, оказывающий услуги по перевозке грузов за плату, самостоятельно формирующий и распределяю­щий свои доходы и работающий с предприятием и обслуживае­мыми подразделениями на договорной основе. При наличии грузовых автомобилей в личной собственности целесообразно организовать их использование на индивидуальной договорной основе.

Эффективна также работа автопарков, действующих на прин­ципах хозрасчета, бригадного и арендного подрядов.

В периоды массовых перевозок предприятия имеют возмож­ность привлекать транспорт со стороны для использования на внехозяйственных перевозках, а также брать на прокат специаль­ные или специализированные автомобили, которых в хозяйстве нет или их нецелесообразно приобретать для осуществления не­многочисленных перевозок.

Применение различных форм использования автотранспорта создает условия для конкуренции, а следовательно, для повыше­ния эффективности его работы. Особые условия необходимо соблюдать при организаций транспортных работ на уборке урожая; четкую организацию работы транспортных средств во всех звеньях транспортного процесса; взаимодействие с уборочной техникой хозяйств; применение наиболее рациональных транспортных средств и типов подвижного состава, широкое использование пе­редовых методов перевозок сельскохозяйственной продукции и прогрессивной системы руководства работой всех транспортных средств.

Данные условия легли в основу комплексной системы органи­зации перевозок сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом в периоды уборки урожая.

Система предусматривает:

-проведение технически и экономически обоснованных расче­тов потребности в транспортных средствах по каждому хозяй­ству;

-создание комплексных уборочно-транспортных бригад для убор­ки и перевозки сельскохозяйственной продукции с полей и план­таций на тока, склады и в хранилища хозяйств;

-разработка часовых графиков работы автомобильных отрядов с учетом эффективного использования подвижного состава, погрузочно-разгрузочных средств предприятий, лабораторного весового и разгрузочного оборудования приемных пунктов;

-организацию единого оперативного руководства транспортными средствами.

Предпосылками применения комплексных бригад послужил переход к работе группами комбайнов, когда каждый автомобиль или транспортный поезд загружается зерном от любых комбайнов до полной вместимости и отправления на ток. В результате уборка урожая и его перевозка с полей и плантаций были соединены в единый технологический уборочно-транспорный процесс.

Комплексные уборочно-транспортные бригады при перевозках зерна могут быть укомплектованы:

-комбайнами и одиночными автомобилями;

-комбайнами, автомобилями, колесными тракторами и прицепами (комбитрейлерный метод перевозок);

-комбайнами, колесными тракторами и прицепами.

Организация групповой работы комбайнов и автомобилей на уборке и вывозке зерна получила дальнейшее развитие и привела к созданию уборочно-транспортных отрядов.

Уборочно-транспортный отряд обслуживает одно или несколько подразделений хозяйства, последовательно перемещаясь из одного подразделения в другое, учитывая агробиологические условия и готовность полей и уборке урожая. В каждое из трех уборочно-транспортных звеньев, входящих в отряд, включены комбайны, тракторные прицепы, автомобили-самосвалы и мобильный компенсатор-накопитель. При комплектовании уборочно-транспортых отрядов необходимо учитывать зональную специфику их работы.

Большинство других форм организации использования транспорта являются производными от названных выше.