logo search
ответы по овощеводству

2. Водный режим, методы его регулирования в овощеводстве.

Водным режимом называют всю совокупность явлений поступления влаги в почву, ее передвижения, удержания в почвенных горизонтах и расхода из почвы. Водный режим почв характеризует поступление воды в почву и расход ее из почвы на отток в грунтовые воды или другие элементы рельефа, на испарение и транспирацию. Последние два явления объединяют часто единым термином суммарное испарение (эвапотранспирация) – в связи с трудностью определения их по отдельности. Обычно водный режим характеризуют следующими параметрами: режим влажности (изменение содержания воды в почве в зависимости от погодных условий и воздействия растений) и водный баланс почв (оценка прихода и расхода воды в почвах в годовом цикле). В последнее время к этим известным параметрам прибавили характеристику гидрологического профиля и гидрологических горизонтов почв. Водный режим важен для понимания генезиса почв, их экологических функций, которые проявляются в поддержании определенного растительного покрова в данных условиях.

Регулирование водного режима основывается на учете климатических и почвенных условий, а также потребностей выращиваемых культур в воде. Для создания оптиманых условий роста и развития растений необходимо стремиться к уравниванию количества влаги, поступающей в почву, с ее расходом на транспирацию и физическое испарение, то есть созданию коэффициента увлажнения, близкого к 1.

В конкретных почвенно-климатических условиях способы регулирования водного режима имеют свои особенности. Улучшению водного режима слабодренированных территорий зоны достаточного и избыточного увлажнения способствуют планировка поверхности почвы и нивелировка микро- и мезопонижений, в которых весной и летом может наблюдаться длительный застой влаги.

На почвах с временным избыточным увлажнением для удаления избытка влаги целесообразно с осени делать гребни. Высокие гребни способствуют увеличению физического испарения, а по бороздам происходит поверхностный сток воды за пределы поля. Почвы болотного типа и минеральные заболоченные нуждаются в осушительных мелиорациях – устройстве закрытого дренажа или отводе избыточной влаги с помощью открытой сети.

Регулирование водного режима почв во влажной зоне с большим количеством годовых осадков не ограничивается осушительной направленностью. В ряде случаев даже на дерново-подзолистых почвах летом возникает недостаток влаги и потребность в дополнительном количестве воды. Эффективное средство улучшения влагообеспеченности растений в Нечерноземной зоне – двустороннее регулирование влаги, когда избыток влаги отводится с полей по дренажным трубам, а при необходимости подается на поля по тем же трубам или дождеванием.

Все приемы окультуривания почвы (создание глубокого пахотного слоя, улучшение структурного состояния, увеличение общей пористости, рыхление подпахотного горизонта) повышают ее влагоемкость и способствуют накоплению и сохранению продуктивных запасов влаги в корнеобитаемом слое.

В зоне неустойчивого увлажнения и засушливых районах регулирование водного режима направлено на максимальное накопление влаги в почве и на рациональное ее использование. Один из наиболее распространенных способов – влагозадержание снега и талых вод. Для этого используют стерню, кулисные растения, валы из снега… Для уменьшения поверхностного стока воды применяют зяблевую вспашку поперек склонов, обваловывание, прерывистое бороздование, щелевание, полосное размещение культур, ячеистую обработку почвы и др.

Вегетативный период у овощных культур, фазы этого периода и характеристика.

Так, огурцы, помидоры, салат, шпинат, редис, летние сорта редьки и некоторые виды капусты [цветная, брокколи, пекинская] принадлежат к однолетним растениям. Цикл жизни от семени до семени в обычных условиях осуществляется у них на протяжении одного года возделывания. Морковь, свекла столовая, петрушка, сельдерей, пастернак, лук репчатый, лук-порей, а также все виды капусты проходят двухлетний полный жизненный цикл. На первом году они образуют продуктивные органы (головки, корнеплоды, луковицы, стеблеплоды), после перезимовки которых, т. е. на следующий год, вырастает настоящий стебель, образуются цветки, наступает плодоношение и созревают семена.  Пук-шнитт,  лук-батун, спаржа, хрен, щавель, ревень и некоторые другие растения получают полноценное развитие не менее чем за 3 года. В первый год они образуют корневую систему, листовую розетку и закладывают почки, на второй — третий год формируются продуктивные органы: плодоношение и образование семян у них начинается на втором году жизни и длится много лет подряд.

В пределах отдельно взятой овощной культуры можно встретить несколько форм, тоже отличающихся между собой продолжительностью жизни, а точнее — скороспелостью. У раннеспелых огурцов, например, от всходов до созревания семян проходит  95—100 дней, а у позднеспелых —110—115 дней; у арбузов и фасоли — соответственно 80—90 и 110-1 20, 80-85 и 100-115 дней .

В биологическом понимании вегетационный период — время от появления всходов до уборки урожая. Но реально продолжительность этого периода, даже для одного и того же сорта, может оказаться различной, что зависит от характера использования продукции. Например, корнеплоды редиса убирают уже через 25—45 дней, а семена —лишь через 135—150. Это справедливо и для моркови: уборку ее на пучковый товар можно проводить через 60—70, а для длительного хранения — не раньше чем через 120—150 дней после всходов. Кроме того, огурцы, помидоры, перец и некоторые другие овощные культуры, плоды которых созревают неодновременно, имеют довольно растянутый период плодоношения, заканчивающийся с последней уборкой урожая. В итоге это приводит к заметному увеличению их жизненного цикла, хотя период от всходов до появления первых признаков технической спелости сравнительно непродолжительный.

Длительность вегетационного периода зависит не только от биологических особенностей самой культуры или сорта, но, что не менее существенно, и от условий возделывания. На формирование семенников и созревание семян овощных растений достаточно сильно воздействуют тепло, освещение, влажность, наличие питательных веществ и другие факторы, которые ускоряют или, наоборот, отодвигают наступление соответствующих фаз. Так, в годы с холодной затяжной весной морковь и свекла, например, склонны к повышенной цветушности, т. е. количество растений, образующих цветоносы на первом году жизни, существенно увеличивается, что отражается на общей продолжительности их жизненного периода. Что касается влаги, то в дождливый летний сезон вегетационный период у овощных культур более продолжительный, чем в сухой. Вполне понятно, что длительность отдельных фаз в открытом и защищенном грунте также будет сильно отличаться, причем не только для одного сорта, но и для одной партии семенного материала. То же — в отношении различных сроков возделывания определенного сорта на одном и том же поле. Есть и другая особенность зависимости овощных растений от температуры. Однолетники, образующие в начале роста розетку листьев, обладают высокой холодоустойчивостью, и именно это свойство позволяет получать раннюю товарную продукцию. Но для формирования и созревания у этих же видов семян нужны другие температурные условия. Целесообразно также учитывать, что чем более ранний сорт, тем быстрее у него отмирают листья, — и это не что иное, как результат реакции на изменение температуры.

Рост — это процесс образования клеток, тканей, органов, сопровождающийся увеличением размера, объема и массы растений. У растений идет формирование новых почек, листьев, побегов. При этом увеличиваются высота растений, толщина листьев, побегов. Иногда ростовые процессы протекают незаметно, например при хранении, когда у растений происходит процесс новообразования и дифференциации почек. В течение своей жизни растения проходят 10 фаз роста и развития. 1 фаза — покоящееся семя, у которого сильно замедлены процессы жизнедеятельности. 2 фаза — набухание семени, которое активно поглощает влагу, рно увеличивается в объеме, в нем начинается активная деятельность ферментов, которые превращают сложные органические запасные питательные вещества в простые, доступные для зародыша. При этом идет процесс дыхания, поэтому семена нуждаются в доступе кислорода. 3 фаза — прорастание семени. Начинает функционировать зародыш, образуется корешок, выходящий за пределы семенной оболочки. Прорастание происходит при определенной температуре. Семена редиса, салата, моркови, брюквы и других холодостойких растений прорастают при температуре 2...5°С; фасоли, сахарной кукурузы, клубни картофеля— при 8... 10 °С; огурца, кабачка, тыквы — при 12...15°С; дыни, арбуза, баклажана — при 16... 17 °С. При недостатке тепла набухшие семена не прорастают и могут загнить. 4 фаза — всходы. Над поверхностью почвы появляются семядольные листочки. К этому времени запасы питательных веществ, находившиеся в семени, истощаются. Растение переходит на самостоятельное питание: листья усваивают углекислый газ из воздуха, а корни поглощают питательные вещества из почвы. Для успешной жизнедеятельности растению необходим комплекс условий — наличие влаги, воздуха, питательных веществ и света. В этой фазе определяющее значение имеет достаточная освещенность. При недостатке света растение может погибнуть. 5фаза — рост листьев и корней. В этой фазе растение развивает мощную корневую систему и листовую поверхность, благодаря интенсивной деятельности которых происходит накопление питательных веществ в продуктовых органах вегетативного характера: корнеплодах, клубнях, луковицах, кочанах и др. Плодовые овощные растения в этот период накапливают в листьях и стеблях большое количество питательных веществ, необходимых для формирования генеративных органов. 6 фаза — рост стебля и боковых ответвлений. На их рост растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в продуктовых органах, а также образующихся в результате фотосинтеза и усвоения питательных веществ из почвы. Образование стеблей и их ответвлений у плодовых овощных растений происходит одновременно с усиленным формированием ассимиляционного аппарата. Двулетние и многолетние овощные растения переходят к шестой фазе на второй год жизни, однолетние — в первый год. У двулетних растений иногда наблюдается образование цветоносных стеблей в первый год жизни (стеблевание). То же может происходить и у однолетних растений, формирующих стебли еще до образования продуктовых органов (редис, салат, шпинат). Такие растения называют «выскочками». 7 фаза — бутонизация, когда на растении образуются бутоны. В эту фазу происходит активный рост стеблей и листьев на появляющихся стеблях. 8 фаза — цветение. Наступает после распускания бутонов. К этому времени процесс образования листьев и корней постепенно затухает. Происходит опыление цветков. После оплодотворения семяпочек лепестки цветков усыхают или опадают. У многих растений (огурец, тыква, арбуз, дыня, кабачок и др.) цветки опыляются пчелами. 9 фаза — рост плодов; характеризуется увеличением размера плодов вследствие разрастания оплодотворенной завязи. Одновременно с ростом плодов в них происходят формирование семян и накопление питательных веществ. К концу фазы плоды достигают максимальных размеров. 10 фаза — созревание плодов. При прохождении этой фазы плоды не увеличиваются в размерах, но в них происходят глубокие физиологические процессы. Семена приобретают характерную окраску и достигают полной спелости.