5.5 Машиностроительный комплекс
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений экономики, а также многие товары народного потребления. Машиностроительный комплекс обеспечивает научно-технический прогресс всей экономики государства.
Машиностроение и металлообработка играют важную роль в экономике республике. Отрасль производит 30% валовой продукции государства, в ней занято 47% всех рабочих и служащих, на нее приходится 27,1% всей потребляемой электроэнергии.
Машиностроение и металлообработка в республике потребляет широкий ассортимент различных видов сырья: черные и цветные металлы, пластмассы, резинотехнические изделия т.д. Однако если рассматривать их как единое целое, то спрос на черные металлы во много раз превышает спрос на другие виды сырья.
Отрасль имеет ряд особенностей. Во-первых, довольно развитую внутриотраслевую структуру, причем многие виды продукции не только используется внутри страны, но и вывозится за ее пределы. Во-вторых, наличие ряда металлоемких производств, продукция которых в основном вывозится государства. В-третьих, развитие наукоемких и высокотехнических производств, продукций которых может широко поставляться на мировой рынок. В-четвертых, сильная зависимость машиностроения от поставок узлов, деталей из других государств. В-пятых, слабое развитие производства технологического оборудования для тех отраслей промышленности, которые имеют собственную сырьевую базу.
Рассмотрим важнейшие отрасли машиностроения республики Беларусь.
Сельскохозяйственное машиностроение. Ее назначение в основном совпадает со специализацией сельского хозяйства республики. Так, в Лиде выпускаются картофелесажалки и картофелекопатели, в Гомеле – силосоуборочные и зерноуборочные комбайны, в Бобруйске – машины для внесения органического удобрения, в Мозыре и Бресте – оборудования для животноводческих ферм, продукция которых не только удовлетворяет потребности республики, но и значительная часть ее вывозится за пределы. Однако следует отметить, что развитие фермерских хозяйств уменьшило спрос на узкоспециализированную сельскохозяйственную технику, приспособленную для работы на больших площадях.
Тракторостроение Беларуси представлено заводом в Минске, дополняют его предприятия в Сморгони, заводы по производству запасных для тракторов расположены в Бобруйске и Витебске. Выпускаемые машины отличаются высокой надежностью, маневренностью, способны выполнять с помощью навесной техники различные сельскохозяйственные операции и строительные работы. Большая половина продукции вывозится за пределы Беларуси. Для нужд фермерских хозяйств начался выпуск мини-тракторов.
Автомобильная промышленность в Беларуси начала развиваться в 1944 г. этому способствовало выгодное экономико-географическое положение республики по отношению к сырьевым базам и районам сбыта продукции, достаточная обеспеченность высококвалифицированными ресурсами. отрасль специализируется на производстве грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности, тягачей, прицепов и полуприцепов, узлов, агрегатов и запасных частей к автомобилям, выпускаются также мотоциклы и велосипеды. В Жодино производятся металлоемкие автомобили «БелАЗ», которые почти полностью вывозятся в страны СНГ и частично на экспорт. В республике их остается всего 6%. В то же время товарные ресурсы легковых автомобилей формируются за счет поставок из Росси, Украины, а также стран дальнего зарубежья. В настоящее время на автомобильных заводах началось производство автобусов. Производство троллейбусов и трамваев освоено на Минском заводе.
Станкостроение имеет историю развития и сейчас представлено крупными специализированными предприятиями в Минске, Витебске, Гомеле, Орше, Молодечно, Барановичах и других городах. Хотя это отрасль довольно металлоемкая, она опирается на квалифицированную рабочую силу и проектно-конструкторскую базу. Станкостроение в целом удовлетворяет потребности республики. Однако спрос на отдельные виды станков в нынешних условиях рынка снизился, что требует изменений в отраслевой структуре станкостроения
Приборостроение – самая молодая, перспективная и довольно динамичная отрасль машиностроения Беларуси. Для нее характерны быстрая смена номенклатуры изделий, преобладание выпуска малых серий. Предприятия дают самую разнообразную продукцию: электронные и вычислительные машины, средства автоматизации, часы, оптику, фотоаппараты, телевизоры, осветительные приборы, холодильники и т.д. в современных условиях эта отрасль работает наиболее стабильно, и имеют хорошие перспективы для вывоза продукции.
Перспективы развития машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности базируются на реализации мероприятий Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998– 2015 годы, в соответствии с которыми целевыми ориентирами определены: ежегодный прирост объемов производств на 5% при опережающих темпах роста экспорта; снижение материалоемкости продукции на2–3%; достижение уровня рентабельности не ниже 25%.
Одним из основных направлений повышения уровня конкурентоспособности промышленного производства является коренная модернизация и техническое перевооружение машиностроения, обновление основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения нового оборудования и современных технологий.
- Введение
- 1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 1.3 Перспективы экономической географии
- 2.1.1 Приближенные и точные методы анализа
- 2.1.2 Экономико-математические методы и модели
- 2.1.3 Система оптимизационных моделей
- 2.1.4 Выбор оптимального варианта размещения производства
- 2.2 Обоснование размещения отраслей хозяйства и отдельных предприятий
- 2.2.1 Учет факторов размещения отрасли и предприятия
- 2.2.2 Порайонная дифференциация стоимостных показателей
- 2.2.3 Определение местоположения предприятий по факторам
- 2.2.4 Технико-экономические расчеты при размещении предприятий
- 2.2.5 Производственно-сбытовое зонирование
- 2.2.6 Балансовые расчеты при размещении предприятий
- 3 Условия и факторы территориальной организации хозяйственной деяткельности
- 3.1 Экономико-географическое и геополитическое положение
- 3.2 Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 3.2.1 Природные условия
- 3.2.2 Природные ресурсы
- 3.3 Размещение населения и трудовых ресурсов
- 3.4 Национальный состав и численность населения
- 3.5 Половозрастной состав населения
- 3.6 Состав трудовых ресурсов
- 4 Роль транспорта в размещении производительных сил
- 4.1 Транспорт в инфраструктурном комплексе страны
- 4.2 Характеристика основных видов транспорта
- 4.3 Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь
- 5 Размещение и равитие межотраслевых комплексов в республике беларусь
- 5.1 Добывающая промышленность
- 5.2 Топливно-энергетический комплекс
- 5.3 Металлургия
- 5.4 Химический комплекс
- 5.5 Машиностроительный комплекс
- 5.6 Лесопромышленный комплекс
- 5.7 Строительно-промышленный комплекс
- 5.8 Социальный комплекс (производство товаров народного потребления и сфера услуг)
- 5.9 Агропромышленный комплекс
- 6 Территориальный аспект народнохозяйственного комплекса республикибеларусь
- 6.1 Региональные социально-экономические комплексы
- 6.2 Экономико-географическое районирование
- 7 География внешнеэкономических связей
- 7.1 Глобализация экономики внешнеэкономической деятельности: необходимость и возможность участия в них Республики Беларусь
- 7.2 Республика Беларусь в системе международных торгово-экономических отношений
- 7.3 Свободные экономические зоны Беларуси
- Список литературы
- Оглавление