2.1.4 Выбор оптимального варианта размещения производства
Среди задач оптимизации развития отраслей промышленности особое место занимают задачи размещения производства. Содержание их состоит в выборе из множества вариантов такого плана, который в наибольшей степени соответствует определенному критерию при одновременном выполнении определенных ограничений. В качестве критерия выступает минимум затрат по производству продукции и ее транспортировке.
Задача размещения производства формулируется как транспортно-производственная модель, причем от величины транспортных издержек зачастую в значительной степени зависит степень оптимальности плана.
При постановке задач размещения и специализации производства возможны следующие случаи.
1 Когда транспортные издержки составляют незначительную величину в затратах на производство продукции. Их учет существенно не влияет на выбор оптимального плана размещения и специализации производства, а также на определение схем прикреплении поставщиков к потребителям готовой продукции. В этом случае оптимальный план размещения и специализации предприятий определяется лишь на основе использования показателей производственных затрат.
2 Когда в суммарных затратах на производство и транспортировку продукции транспортные издержки велики, но по сравнению с производственными затратами незначительны. Учет транспортных затрат в этом случае не влияет на выбор плана размещения и специализации производства, но может повлиять на схему прикрепления поставщиков и потребителей готовой продукции.
3 Когда в суммарных затратах на производство и транспортировку продукции транспортные издержки составляют большую абсолютную и относительную величину. Учет этих затрат влияет на выбор не только схем прикрепления поставщиков к потребителям, но и плана размещения и специализации предприятий отрасли, который должен определяться путем нахождения совместного оптимума производственных и транспортных задач.
Суммарные приведенные затраты на производство с размещением предприятия в i-м пункте мощностью x определяется по формуле:
Fi (Xi) = Ci (Xi) + En * Ki (Xi)+ Ti (Xi),
где Fi (Xi) – суммарные приведенные затраты;
Ci (Xi) – годовые эксплутационные затраты;
En – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Ki (Xi) – капитальные вложения на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий;
Ti (Xi) – транспортные затраты по доставке готовой продукции с i-го пункта размещения производства в пункты потребления.
Задача состоит в определении для каждого i-го пункта производства такого объема производства Xi из данного набора и такого плана перевозок готовой продукции, чтобы суммарные производственно-транспортные затраты Fi (Xi) были минимальными, а прибыль максимальной.
При решении экономико-математических задач оптимальный вариант выбирается из числа допустимых, т.е. удовлетворяющих принятым ограничениям. К ограничениям относится исходное состояние рассматриваемой размещенченской системы, экономические связи объектов.
- Введение
- 1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 1.3 Перспективы экономической географии
- 2.1.1 Приближенные и точные методы анализа
- 2.1.2 Экономико-математические методы и модели
- 2.1.3 Система оптимизационных моделей
- 2.1.4 Выбор оптимального варианта размещения производства
- 2.2 Обоснование размещения отраслей хозяйства и отдельных предприятий
- 2.2.1 Учет факторов размещения отрасли и предприятия
- 2.2.2 Порайонная дифференциация стоимостных показателей
- 2.2.3 Определение местоположения предприятий по факторам
- 2.2.4 Технико-экономические расчеты при размещении предприятий
- 2.2.5 Производственно-сбытовое зонирование
- 2.2.6 Балансовые расчеты при размещении предприятий
- 3 Условия и факторы территориальной организации хозяйственной деяткельности
- 3.1 Экономико-географическое и геополитическое положение
- 3.2 Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 3.2.1 Природные условия
- 3.2.2 Природные ресурсы
- 3.3 Размещение населения и трудовых ресурсов
- 3.4 Национальный состав и численность населения
- 3.5 Половозрастной состав населения
- 3.6 Состав трудовых ресурсов
- 4 Роль транспорта в размещении производительных сил
- 4.1 Транспорт в инфраструктурном комплексе страны
- 4.2 Характеристика основных видов транспорта
- 4.3 Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь
- 5 Размещение и равитие межотраслевых комплексов в республике беларусь
- 5.1 Добывающая промышленность
- 5.2 Топливно-энергетический комплекс
- 5.3 Металлургия
- 5.4 Химический комплекс
- 5.5 Машиностроительный комплекс
- 5.6 Лесопромышленный комплекс
- 5.7 Строительно-промышленный комплекс
- 5.8 Социальный комплекс (производство товаров народного потребления и сфера услуг)
- 5.9 Агропромышленный комплекс
- 6 Территориальный аспект народнохозяйственного комплекса республикибеларусь
- 6.1 Региональные социально-экономические комплексы
- 6.2 Экономико-географическое районирование
- 7 География внешнеэкономических связей
- 7.1 Глобализация экономики внешнеэкономической деятельности: необходимость и возможность участия в них Республики Беларусь
- 7.2 Республика Беларусь в системе международных торгово-экономических отношений
- 7.3 Свободные экономические зоны Беларуси
- Список литературы
- Оглавление