12.1 Качество и конкурентоспособность продукции
В рыночных условиях массового производства, порождающего глобальную конкуренцию, необходимо по-особому относиться к качеству как к экономической категории.
Качество продукции – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Контроль качества – проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
При оценке качества продукции проверяются его основные свойства: надежность; соответствие технологическим требованиям; соответствие гигиеническим и физиологическим нормам; экономичность; экологичность; транспортабельность и др.
Для определения качества продукции АПК используют ряд методов: органолептический, измерительный, регистрационный (статистический), расчетный, экспертный, социологический.
Управление качеством – это процесс влияния, в результате которого субъект управления приводит в действие те или иные факторы, формирующие качество продукции. Главной целью управления качеством является формирование высоких потребительских свойств продукции, максимально удовлетворяющих запросы фактических и потенциальных потребителей (рис. 12.1).
Рисунок 12.1 – Основные элементы современного управления качеством
Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике.
Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную потребность потребителя и быть доступным по цене.
Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Под продукцией или услугой могут пониматься:
результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция: услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации);
деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса).
В основе конкурентоспособности продукции лежат качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. При оценке качества продукции сравнивается совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные и международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Но основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Важным фактором, воздействующим на достижение необходимого качества продукции, является стандартизация.
Стандартизация — это деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления правил для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих потенциальных задач.
Стандарт — нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Объектом стандартизации может быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного повторения и использования. Нормативно-техническая документация устанавливает потребительские свойства продукции, ее параметры, размеры, мощность, надежность, ремонтоспособность, грузоподъемность, химический состав, питательные свойства и др. В последнее время стандарты стали регламентировать и экономичность продукции — расход топлива, энергии.
Стандартизованная продукция (в зависимости от ее потребительских свойств) удовлетворяет потребности субъекта на различных уровнях.
Наряду с обычными разрабатываются стандарты с перспективными требованиями, которые содержат не один набор норм, а несколько их вариантов, разбитых по времени. Опережающая стандартизация призвана ликвидировать разрыв между непрерывностью научно-технического прогресса и определенной ступенчатостью введения стандарта.
Ряд новых стандартов содержит требования сертификационных испытаний продукции, т.е. процедуры принятия и реализации международных норм оценки и контроля качества поставляемого в другие страны продукта.
Таким образом, одной из основных задач стандартизации является оказание помощи товаропроизводителям в производстве продукции такого качества, которая нужна потребителю и которая будет пользоваться спросом.
Вторым направлением стандартизации является регламентация требований к условиям и методам, обеспечивающим достижение высоких показателей качества продукции. В первую очередь это касается технологий производства.
По статусу стандарты делятся на обязательные и добровольные. В качестве обязательных в стандарты включаются показатели, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, методы контроля за соответствием обязательным требованиям и др.
В условиях рыночных отношений большая часть стандартов должна иметь рекомендательный статус. Однако именно их соблюдение в условиях конкуренции дает возможность товаропроизводителям обеспечить высокую конкурентоспособность продукции АПК.
Стандартизация как неотъемлемая часть современного рынка неразрывно связана с сертификацией.
Сертификация — средство гарантии производителя продукции полного соответствия ее требованиям нормативно-технической документации, переход к удовлетворению на качественно более высоком уровне требований потребителей, как на внешнем рынке, так и внутри страны.
По своему содержанию она включает два вида деятельности: аттестацию продукции и производства, технический надзор за соблюдением установленных требований и правил.
В международной торговле обеспечение конкурентоспособности продукции невозможно без подтверждения ее актом сертификации. Изделие, прошедшее сертификационные испытания на соответствие стандартов ИСО или МЭК, признается покупателями во всех странах—участницах сертификационных соглашений по данному виду продукции
В Республике Беларусь сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя законодательно введена в 1992 г.
Основными функциями сертификации являются:
Создание современных условий для деятельности предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, фермеров на внутреннем рынке и для участия в международной торговле и сотрудничестве;
Контроль безопасности продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья людей и имущества;
Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
Подтверждение показателей качества продукции и услуг, заявленных изготовителем;
Содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг.
Сертификация носит обязательный (в законодательно регулируемой сфере) и добровольный (в законодательно нерегулируемой сфере) характер.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами, при подтверждении соответствия продукции и услуг обязательным требованиям стандартов.
В Республике Беларусь в 1998 г. была определена номенклатура продукции, работ и услуг, в отношении которых предусматривается обязательная сертификация. Среди них — продукты для детей, все готовые пищевые продукты, алкогольные, безалкогольные напитки и др. Обязательную сертификацию продуктов питания проводят на соответствие требованиям государственных стандартов, ТУ, РДУ содержания радионуклидов и др.
Добровольная сертификация проводится в инициативном порядке по совокупности требований, предложенных заявителем и признанных годными для использования при сертификации. Она дает возможность изготовителю продемонстрировать на добровольной основе и доказать в условиях конкуренции соответствие своей продукции современным стандартам, защищает потребителя от недобросовестного производителя (поставщика), продавца, дает определенные гарантии относительно фактического качества продукции.
Самое большое распространение в мировой практике сертификации получили стандарты ИСО серии 9000, определяющие основные положения в области управления и обеспечения качества. Они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
Все большее распространение в мире получает контроль технологических процессов при производстве пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья, основанный на положениях системы НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points - «Анализ опасных факторов и критические контрольные точки», которая является эффективным инструментом регулирования качества продукции. Сущность ее заключается в выявлении опасных факторов и критических контрольных точек технологического процесса, т.е. параметров, влияющих на безопасность производимой продукции.
Документами, которые определяют порядок применения безопасных и интенсивных технологий, способствуют получению конкурентоспособной качественной продукции, являются отраслевые регламенты на типовые технологические процессы.
Отраслевые регламенты на типовые технологические процессы - это нормативный документ, устанавливающий требования к наиболее рациональному выполнению технологических процессов и операций, содержащий перечень контролируемых параметров, норм и уровней оценки качества труда.
Помимо всего прочего, при борьбе за качество продукции в Республике Беларусь используются внутренние нормативные документы, такие как ГОСТ; СТБ; ТУ РБ и др.
Цена товара – наличие у товара набора параметров, совпадающих с параметрами потребления, который определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. При оценке этого эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования.
Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).
где Цпр – цена приобретения товара; Рт –расходы на транспортировку; Су –стоимость установки или монтажа; Зх – затраты на хранение; Ро – расходы по обслуживанию; Зр – затраты на ремонт; Зл – затраты на ликвидацию; Зн – затраты на налоги и сборы, связанные с приобретением товара; Зпр – прочие затраты.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Дисциплина «Экономика предприятия отрасли»
- 11 Критерии оценки хозяйственных рисков
- 1.2 Состав и структура агропромышленного комплекса Республики Беларусь
- 1.3 Сельскохозяйственное производство и развитие аграрной экономической науки
- 1. 4 Особенности сельскохозяйственного производства
- 2.Предприятие в рыночной экономике. Жизненный цикл предприятия. Этапы создания предприятия. Организационно-правовые формы предприятий.
- 2.1 Понятие хозяйствующего субъекта
- 2.2 Сельскохозяйственное предприятие как хозяйствующий субъект
- 2.3 Порядок создания предприятия
- 2.4 Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий
- 2.5 Организационно-хозяйственные основы предприятий
- Тема 3 «Земельные ресурсы и эффективность их использования»
- 3.1 Роль и особенности земельных ресурсов в апк
- 3.2 Земельные фонды и их структура
- 3.3 Земельная реформа, система земельных отношений, земельная собственность
- 3.5 Система показателей землеобеспеченности и эффективности использования земель. Земельный кадастр
- 3.6 Экономическая оценка земель. Плата за землю
- 3.7 Факторы и пути повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве
- Тема 4 Трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 4.1 Сущность категории «труд». Мотивация и экономические интересы
- 4.2 Рынок труда и показатели активности населения
- 4.3 Правовые основы регулирования трудовых отношений
- 4.4 Факторы управления человеческими ресурсами
- 4.5 Экономическая оценка эффективности использования трудовых ресурсов
- Тема 5 Производительность труда и пути ее повышения
- 5.1 Сущность и характеристика производительности труда
- 5.2 Показатели производительности труда и их определение
- 5.3 Научная организация труда (нот) в сельском хозяйстве
- 5.4 Нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5.5 Пути повышения производительности труда
- Тема 6 Основные фонды предприятий апк и эффективность их использования
- 6.1 Сущность, роль и классификация основных фондов предприятий апк
- 6.2 Структура основных фондов и ее особенности на предприятиях апк
- 6.3 Виды стоимостных оценок основных фондов
- 6.4 Износ и амортизация основных фондов
- 6.5 Воспроизводство основных фондов
- 6.7 Эффективность и уровень использования основных фондов на предприятиях апк
- 6.8 Факторы и пути повышения эффективности использования основных фондов в апк
- Тема 7 Оборотные фонды предприятий апк и повышение эффективности их использования
- 7.1 Сущность, классификация и воспроизводство оборотных фондов предприятий апк
- 7.2 Система показателей обеспеченности и эффективности использования оборотных фондов агропромышленных предприятий
- 7.3 Уровень, тенденции и факторы роста обеспеченности предприятий отечественного апк оборотными фондами и эффективность их использования
- 7.4 Формирование оборотных средств и обеспечение их рациональной поэлементной структуры на предприятиях апк
- 7.5 Повышение научно-технического уровня, совершенствование технологии и организации использования оборотных фондов на предприятиях апк
- Тема 8 Материально-техническая база апк и ее использование
- 8.1 Понятие, составные элементы и особенности материально-технической базы апк
- 8.2 Организация материально-технического обеспечения предприятий на условиях долгосрочной аренды
- 8.3 Задачи механизации и научного обеспечения материально-технической базы отраслей апк
- Тема 9 Себестоимость агропромышленной продукции и рентабельность производства в апк
- 9.1 Себестоимость как экономическая категория. Показатели себестоимости продукции на предприятиях апк и меры по ее снижению
- 9.2 Экономические основы классификации и денежной оценки затрат на производство агропромышленной продукции
- 9.3 Основы методологии исчисления себестоимости продукции и услуг на предприятиях апк
- 9.4 Структура себестоимости агропромышленной продукции и ее тенденции
- 9. 5 Рентабельность агропромышленной продукции и показатели ее измерения
- 9. 6 Важнейшие факторы и пути снижения себестоимости, повышения рентабельности агропромышленного производства
- 9.7 Расчет критических объемов производства сельскохозяйственной продукции
- Тема 11 Прибыль и рентабельность на предприятиях апк
- 11.1 Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 11.2 Формирование и распределение прибыли предприятия
- Прибыль отчетного периода , а не балансовая
- 11.3 Показатели рентабельности и методика их расчета
- Тема 12 Качество и конкурентоспособность продукции апк
- 12.1 Качество и конкурентоспособность продукции
- 12.2 Показатели эффективности повышения качества продукции
- 12.3 Показатели конкурентоспособности продукции
- Тема 13 Инвестиции в апк и повышение эффективности их использования
- 13. 1 Понятие и роль инвестиций в расширенном воспроизводстве и социально-экономическом развитии предприятий апк
- 13.2 Виды и формы инвестиций, источники и направления инвестирования предприятий апк
- 13. 3 Экономическая эффективность инвестиций в апк, методы ее измерения
- 13.4 Современный уровень и тенденции инвестирования отечественного апк
- 13. 5 Факторы и пути повышения экономической эффективности инвестиций в апк
- Тема 10 Цены и ценообразование на продукцию, средства производства и услуги в апк
- 10. 1 Сущность, функции, система цен и тарифов апк
- 10.2. Методология обоснования регулируемых цен
- 10.3 Методика расчета и корректировки регулируемых цен
- 2. Тарифная система оплаты труда
- 3. Виды, формы и системы оплаты труда
- 4. Оплата труда работников производственного участка
- Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия
- Специализация и сочетание отраслей сельскохозяйственной организации
- 3.5. Показатели размеров сельскохозяйственных организаций
- Тема15. Организация производственного процесса на предприятиях
- 15.1. Составные части процесса производства и его структура
- 15.2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 15.3. Время производства и производственный цикл
- 15.4. Виды движения предметов труда в пространстве
- 15.5. Пути сокращения длительности производственного цикла