logo
Лекции - Управление качеством (Полехов)

3. Качество как объект управления

Жизненный цикл продукта.

1. Под обеспечением качества понимается формирование требуемых свойств и характеристик продукции при ее создании.

2. кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты. В целом высококачественная продукция обеспечивает огромную экономию как покупателей, потребителей, так и всего общества.

3. Качественная продукция служит надежнее и долговечнее, что эквивалентно нескольким изделиям. Значит экономит и общество. Качественнее означает больше, а издержки меньшее. Повышение и улучшение качества продукции означает повышение эффективности производства.

4. Качественная продукция влияет на все стороны жизни общества, которое характеризуется качеством жизни, здоровья и благополучия.

Эволюция менеджмента качества.

  1. Становление и развитие менеджмента качества.

  2. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

  1. До середины 1960-х годов контролировалось обеспечение качества.

  2. Главная роль отводилась контролю и выявлению брака.

  3. До отправки потребителю проходил контроль за качеством. Технология и сложность изготовления продукции считались операционным управлением.

  4. Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должны происходить как можно раньше, т.к. последующая обработка дефектного продукта приводила к серьзным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции.

Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал (при стопроцентном контроле параметров каждой детали или изделий большого количества квалифицированных контролеров). В крупных промышленных компаниях США число контролеров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом.

Неоценимую помощь в контроле качества оказали методы математической статистики, при которых применялся выборочный метод. На смену концепции контроля пришел Кибернетический подход управления качеством, при котором рассматривался каждый этап производства изделия.

Производство продукции – это создание качества, т.е. суммы определенных свойств продукции.

Процесс создания изделия и есть управляемый процесс. В процессе контроля различные параметры, определяющие качество изделия сравниваются с эталонными, зафиксированными в используемых стандартах, нормативах и технических условиях. Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам через цепь обратной связи (ОС) поступает в специальное подразделение, где проводится анализ и вырабатываются меры по устранению брака, или отклонений.

Главная цель этой системы – обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его в течение всего периода изготовления продукции. Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:

  1. Оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей;

  2. Долгосрочное прогнозирование;

  3. Планирование уровня качества;

  4. Разработка стандартов;

  5. Проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;

  6. Контроль качества исходного сырья и покупных материалов;

  7. Пооперационный контроль в процессе производства;

  8. Приемочный контроль;

  9. Контроль качества изделия в условиях эксплуатации;

  10. Анализ отзывов и рекламаций покупателей.

  1. Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора. Он создал концепцию научного менеджмента. Она включала понятия верхнего и нижнего пределов качества поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов возникновения на качество продукции.

В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись.

Главная проблема качества разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля. На первом этапе (1920-1950-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества – SQC.

На втором этапе идет сближение общего менеджмента и менеджмента качества – Комплексная система управления качеством и продукции (КСУКП).

Менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм.