3. Качество как объект управления
Жизненный цикл продукта.
1. Под обеспечением качества понимается формирование требуемых свойств и характеристик продукции при ее создании.
2. кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты. В целом высококачественная продукция обеспечивает огромную экономию как покупателей, потребителей, так и всего общества.
3. Качественная продукция служит надежнее и долговечнее, что эквивалентно нескольким изделиям. Значит экономит и общество. Качественнее означает больше, а издержки меньшее. Повышение и улучшение качества продукции означает повышение эффективности производства.
4. Качественная продукция влияет на все стороны жизни общества, которое характеризуется качеством жизни, здоровья и благополучия.
Эволюция менеджмента качества.
Становление и развитие менеджмента качества.
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
До середины 1960-х годов контролировалось обеспечение качества.
Главная роль отводилась контролю и выявлению брака.
До отправки потребителю проходил контроль за качеством. Технология и сложность изготовления продукции считались операционным управлением.
Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должны происходить как можно раньше, т.к. последующая обработка дефектного продукта приводила к серьзным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции.
Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал (при стопроцентном контроле параметров каждой детали или изделий большого количества квалифицированных контролеров). В крупных промышленных компаниях США число контролеров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом.
Неоценимую помощь в контроле качества оказали методы математической статистики, при которых применялся выборочный метод. На смену концепции контроля пришел Кибернетический подход управления качеством, при котором рассматривался каждый этап производства изделия.
Производство продукции – это создание качества, т.е. суммы определенных свойств продукции.
Процесс создания изделия и есть управляемый процесс. В процессе контроля различные параметры, определяющие качество изделия сравниваются с эталонными, зафиксированными в используемых стандартах, нормативах и технических условиях. Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам через цепь обратной связи (ОС) поступает в специальное подразделение, где проводится анализ и вырабатываются меры по устранению брака, или отклонений.
Главная цель этой системы – обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его в течение всего периода изготовления продукции. Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:
Оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей;
Долгосрочное прогнозирование;
Планирование уровня качества;
Разработка стандартов;
Проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;
Контроль качества исходного сырья и покупных материалов;
Пооперационный контроль в процессе производства;
Приемочный контроль;
Контроль качества изделия в условиях эксплуатации;
Анализ отзывов и рекламаций покупателей.
Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора. Он создал концепцию научного менеджмента. Она включала понятия верхнего и нижнего пределов качества поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов возникновения на качество продукции.
В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись.
Главная проблема качества разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля. На первом этапе (1920-1950-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества – SQC.
На втором этапе идет сближение общего менеджмента и менеджмента качества – Комплексная система управления качеством и продукции (КСУКП).
Менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм.
- 1. Понятие качества продукции.
- 2. Значение повышения качества.
- 3. Качество как объект управления
- Взаимоотношение общего менеджмента и менеджмента качества
- Система взаимоотношений
- Организационная система
- Качество продукции как соответствие стандартам. Система Тейлора.
- Штрафы Профессиональное обучение
- Статистическое управления качеством.
- Всеобщее управление качеством tqc
- Стандарты исо 9000 (1987г), оказавшее весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества;
- Управление качеством продукции
- Основные требования
- 1. Понятие контроля качества продукции.
- 2. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку.
- 3. Стандарты статистического приемочного контроля.
- Сертификация продукции и систем качества
- 1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.
- 2. Информационная база анализа затрат на качество продукции.
- 3. Методы анализа затрат на качество продукции.
- 4. Экономическая эффективность новой продукции.
- 1. Общее понятие обеспечения качества.
- 2. Принципы обеспечения качества продукции.
- 3. Функции управления качеством продукции.
- 1. Основные понятия в области технического обеспечения надежности.
- 2. Показатели надежности.
- 3. Выборочный контроль.
- Стандартизация продукции