4.1.2Планировочная структура территории края
Огромные размеры территории, многообразие природных условий, исторически сложившаяся расселенческая и территориально-производственная структура, значительный минерально-сырьевой потенциал определяют следующие важнейшие особенности современного использования территории:
сложные суровые природно-климатические условия в северных районах края, особенности рельефа предопределили неравномерное освоение и заселение территории, которое сконцентрировано, в основном, в наиболее благоприятных для проживания и ведения сельского хозяйства равнинных центральных и юго-западных районах;
исторические предпосылки освоения территории Красноярского края определили тяготение освоенных территорий к основным транспортным осям – Транссибирской железнодорожной магистрали в широтном направлении и реке Енисей в меридиональном направлении;
уникальные запасы природных ресурсов в сочетании с проектами общегосударственного характера по их освоению привели в советское время к формированию крупнейших территориально-производственных комплексов, таких как Норильский промрайон и КАТЭК, а также более мелких локальных очагов расселения и хозяйственного освоения территории ресурсно-сырьевого типа.
Планировочная структура Красноярского края в целом имеет линейный характер вдоль основных транспортных осей.
Главная планировочная ось, вдоль которой концентрируется основная часть населения края (в т.ч. крупнейшие города Красноярск, Ачинск, Канск), образуется Транссибирской железнодорожной магистралью и автомобильной дорогой федерального значения М-53 «Байкал».
Основная меридиональная планировочная ось, сформированная рекой Енисей, являлась вплоть до середины XIX века каркасной для территории Красноярского края (вдоль нее расположены старинные города: Минусинск, Енисейск, Туруханск). Кроме того, велико существующее и перспективное значение реки Енисея в качестве основного Сибирского выхода на Северный морской путь. Енисейская планировочная ось усилена федеральной автодорогой «Енисей» (Енисейск-Лесосибирск-Красноярск-Абакан-Минусинск-Кызыл – и далее до Монголии).
Планировочные оси второго порядка образуются железнодорожными магистралями Тайшет-Абакан (участок Южсиба), Лесосибирск-Ачинск-Абакан, Решоты-Карабула, автомобильными дорогами краевого значения Канск-Абан-Богучаны, Канск-Тасеево, Кодинск-Седаново, а также рекой Ангарой. На территории Западного КАТЭКа выделяются планировочные оси на базе железных дорог Ачинск-Назарово-Шарыпово, Ачинск-Назарово-Ужур, автодорог Ачинск-Назарово-Ужур.
Территория, расположенная на периферии планировочных осей первого и второго порядка, вдали от опорных планировочных центров, как правило, является слабо освоенной. Для нее характерна крайне низкая плотность населения, хозяйственная деятельность сосредоточена, как правило, в изолированных очагах ресурсно-сырьевого освоения либо в зонах традиционного природопользования коренных народов Севера, старообрядцев и других малочисленных поселениях.
Административным центром Красноярского края является г. Красноярск.
Положение Красноярска на пересечении существующих и перспективных межконтинентальных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта обусловливает возможность развития города как крупнейшего транспортного центра, связывающего страны Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки и Южной Азии, Северной Атлантики и северной части Тихого океана.
Близость Красноярска (по сравнению с городами Европейской части страны и Западной Сибири) к Японии, Китаю, Южной Корее и другим странам динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона создает возможность активного развития экономического и других потенциалов города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества. Эти факторы являются предпосылками для превращения города в организующе-узловой центр межрегионального и международного взаимодействия при дальнейшем хозяйственном развитии территорий Сибири.
Положение Красноярска на пересечении двух основных планировочных осей - Транссиба и Енисея - предопределило его роль как центрального узла расселения и концентрации производственного, административно-делового и научно-культурного потенциала края, а также опорного центра урбанизации в Сибири. Сегодня Красноярск — развитый центр промышленности. На территории города расположены более 17 тысяч предприятий, организаций, учреждений. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, машиностроение, деревообработка, транспорт, химическая, пищевая, розничная и оптовая торговля, услуги.
В основе сложившейся планировочной структуры края, кроме основного планировочного центра – Красноярска, выделяется ряд опорных планировочных узлов краевого значения, сформировавшихся на пересечении планировочных осей первого и второго порядка: города Ачинск, Канск, Минусинск, Лесосибирск.
Вокруг основных опорных узлов формируются планировочные районы сплошного расселенческого и хозяйственного освоения, для которых характерна лучевая планировочная структура.
В пределах края выделены планировочные районы, соответствующие принятой структуре макрорайонирования края:
Центральный планировочный район с центром в Красноярске, к которому тяготеют планировочные подцентры: Железногорск, Сосновоборск, Дивногорск и ряд центров Емельяновского, Сухобузимского и Березовского районов.
Западный планировочный район с центром в Ачинске, к которому тяготеют индустриальные центры Назарово и Шарыпово с угледобывающей и теплоэнергетической специализацией, транспортный центр Боготол, а также зона интенсивного сельскохозяйственного использования Назаровского, Шарыповского, Ужурского, Балахтинского, Большеулуйского районов.
Восточный планировочный район с центром в Канске, к которому тяготеют индустриальные центры Зеленогорск, Бородино, Рыбинский район с угледобывающей специализацией и прилегающие районы сельскохозяйственной и лесосырьевой специализации.
Южный планировочный район с центром в Минусинске, к которому тяготеет сельскохозяйственная зона Минусинского, Шушенского, Курагинского, Идринского, Каратузского, Краснотуранского, Ермаковского районов.
Лесосибирский (Западный Приангарский) планировочный район с центром в Лесосибирске, к которому тяготеют районы с преимущественно горнодобывающей и лесосырьевой специализацией (Северо-Енисейский, Енисейский, Мотыгинский).
Богучанский (Восточный Приангарский) планировочный район – включает Кежемский и Богучанский районы, получил активное развитие в связи с размещением крупнейших первоочередных проектов промышленного района Нижнего Приангарья.
Отдельным элементом в планировочной структуре Красноярского края стоит Северный планировочный район с центром в Норильске, в значительной степени изолированный от основной части Красноярского края и специализирующийся на добыче и переработке уникальных месторождений руд цветных металлов.
Северный район выделяется высоким ресурсно-сырьевым потенциалом (цветные металлы, нефть, гидроэнергетические ресурсы), однако имеет неблагоприятные условия для формирования постоянной системы расселения по медико-географическим условиям и для размещения обрабатывающих производств по условиям удорожания строительства и эксплуатации, а также в связи с крайне низкой устойчивостью природных комплексов территории к техногенным нагрузкам. При хозяйственном развитии Северной зоны необходимо учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера. Специфика данной зоны – территориальная разобщенность, точечный характер элементов расселения. Ядром зоны является Норильская система расселения, включающая ось Дудинка-Каеркан-Норильск–Талнах и функционально увязанные с ним поселки при Курейской и Хантайской ГЭС.
Приангарский планировочный район выделяется высоким ресурсно-сырьевым потенциалом (черные, цветные, благородные металлы, нефть и газ, лесосырьевые, гидроэнергетические ресурсы), освоение которых осложняется неразвитостью транспортной инфраструктуры, недостатком трудовых ресурсов и неблагоприятными условиями проживания. Территория отличается низким экологическим потенциалом из-за специфики условий рассеивания выбросов в атмосфере и неблагоприятных условий сброса сточных вод, особенно в перспективе полной зарегулированности стока реки Ангары при строительстве каскада ГЭС.
Западный, Центральный и Восточный планировочные районы представляют собой наиболее освоенную и заселенную часть Красноярского края. Данные макрорайоны в наибольшей степени обеспечены трудовыми ресурсами, обладают высоким ресурсно-сырьевым и энергетическим потенциалом на базе Канско-Ачинского угольного бассейна. Преимущественно индустриальный характер развития выводит на первый план проблемы совершенствования территориальной организации хозяйства и расселения, улучшения окружающей среды, выбора рациональных направлений развития городов. Для дальнейшего развития выделяются территориальные, инфраструктурные ограничения, в отдельных районах наблюдается дефицит водных ресурсов.
Южный планировочный район имеет наиболее благоприятные климатические условия для проживания населения и сельскохозяйственной деятельности. На данной территории целесообразно опережающее развитие агропромышленного комплекса и освоение рекреационных ресурсов. Южные районы играют важную функцию по обслуживанию Севера края, включая снабжение продуктами сельского хозяйства и их переработки, организацию отдыха и проживание северян, отработавших свой срок на Севере.
На основе анализа существующей планировочной структуры можно выделить ряд особенностей, характерных для Красноярского края:
Более 80% территории края, на которой сконцентрированы значительные запасы природных ресурсов, находятся вдали от основных планировочных центров и осей, что препятствует их освоению на современном этапе.
В настоящее время существует всего одна мощная широтная связь между отдаленными районами - через Красноярск. Планировочная ось вдоль Южсиба недоформирована ввиду отсутствия автомобильной дороги в одном коридоре с железной дорогой. Кроме того, остальные планировочные оси, идущие на север, за исключением Енисея, являются тупиковыми (конечные точки не увязаны между собой широтными магистралями и не имеют связей друг с другом, тупиковость автодорожных связей определяется в северных зонах отсутствием поселений).
Постепенное снижение значения Северного морского пути привело к дальнейшему ослаблению единственной меридиональной планировочной оси вдоль Енисея, что привело к усилению изоляции Норильского промышленного района. Система расселения вдоль Енисея стагнирует по причине смещения инфраструктурных коридоров: роль речной сети, как основной инфраструктуры, со строительством Московского тракта резко снизилась, произошло смещение инфраструктурного коридора на юг, сформировалась практически прямая широтная дорога через всю Россию, и Транссиб завершил это смещение. Долинный тип расселения, характерный ранее для пионерного освоения края, как и Сибири в целом, сменился инфраструктурным (вдоль дорог и магистралей) типом расселения.
Территориальная разобщенность отдельных районов между собой, слабость кооперационных связей между ними способствуют ориентации окраинных районов на хозяйственный комплекс сопредельных регионов.
Недостаточная развитость межрайонных опорных центров – Ачинска, Канска, Лесосибирска, значительно уступающих Красноярску как по численности населения (в 10-12 раз), так и по экономическому потенциалу, затрудняют равномерное развитие территории края.
- Часть 2
- Оглавление Том I Потенциал комплексного развития территории, часть 2
- 4 Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края 5
- 4Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края
- 4.1Современная организация территории
- 4.1.1Административно-территориальное устройство
- 4.1.2Планировочная структура территории края
- 4.1.3Современное использование территории. Особенности пространственной организации территории
- 4.2Современное состояние транспортной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития транспортной сети регионального значения
- 4.2.1Железнодорожный транспорт
- 4.2.2Автомобильный транспорт
- Автомобильные дороги федерального значения
- Автомобильные дороги регионального значения
- Автомобильный транспорт и пассажирские перевозки
- 4.2.3Авиационный транспорт
- 4.2.4Водный транспорт
- 4.2.5Трубопроводный транспорт
- 4.2.6Транспортные узлы
- Основные отраслевые ограничения развития
- 4.3Современное состояние инженерной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития инфраструктуры регионального значения
- 4.3.1Электроснабжение
- Источники электроснабжения
- Электрические сети
- Основные проблемы функционирования и развития энергосистемы
- 4.3.2Теплоснабжение
- 4.3.3Газоснабжение
- 4.3.4Водоснабжение Источники водоснабжения
- Поверхностные источники водоснабжения
- Подземные источники водоснабжения
- Объемы водопотребления
- Водоснабжение населенных пунктов
- Промышленное водоснабжение
- Сельскохозяйственное водоснабжение
- Качество питьевой воды
- Санитарно-техническое состояние сетей и сооружений
- 4.3.5Водоотведение
- Сброс сточных вод
- 4.3.6Системы информатики и связи Телефонизация
- Радиофикация
- Сотовая связь
- Телевидение
- Кабельное телевидение
- Интернет
- Спутниковые системы
- Почтовая связь
- 4.4Экологические условия и ограничения использования территории
- 4.4.1Состояние атмосферного воздуха
- 4.4.2Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.3Зоны негативного влияния источников загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.4Зоны с особыми условиями использования территории, обусловленные состоянием и режимом охраны атмосферного воздуха
- 4.4.5Состояние поверхностных вод
- 4.4.6Нарушенные земли. Размещение отходов на территории
- Нарушенные земли
- Загрязнение почвы
- 4.4.7Обращение с отходами производства и потребления Образование отходов
- Размещение отходов
- 4.4.8Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.5Ограничения комплексного развития и использования территории
- 4.5.1Ограничения, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- 4.5.2Комплексная оценка территории. Ограничения, утверждаемые в составе схемы территориального планирования Красноярского края
- 4.5.2.1 Инженерно-строительные ограничения и территории недропользования
- Оценка территории по условиям водообеспечения
- Гидрогеологические условия
- Эколого-климатические условия развития промышленного комплекса
- Рекреационные ресурсы
- 4.5.2.2 Зоны с особыми условиями использования территории
- Охранные зоны
- Охранные зоны электрических сетей
- Охранные зоны линий и сооружений связи
- Охранные зоны магистральных трубопроводов
- Охранные зоны транспорта
- Шумовые зоны и зоны подлета аэропортов
- Охранные зоны гидрометеорологических станций
- Санитарно-защитные зоны
- Зоны охраны объектов культурного наследия
- Водоохранные зоны
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
- Особо охраняемые природные территории
- Защитные леса
- Зоны негативного влияния существующих и планируемых к строительству объектов
- Участки нарушенных земель и загрязненных почв
- Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.6Зоны размещения объектов капитального строительства. Характеристика основных промышленных зон и площадок