logo
Схема территориального планирования Красноярско

4.2.4Водный транспорт

Система водных путей в крае представлена реками Енисей с судоходными притоками, р. Ангара и р. Чулым с речным портом в г. Ачинске. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 7,5 тыс. км.

На протяжении трех столетий Енисей был единственной транспортной магистралью, в торговле и сообщении северных и южных районов края. В 1863 году на Енисее появился первый пароход. Регулярное судоходство ведется на протяжении 3000 км от пос. Означное до устья. Со строительством Красноярской ГЭС водный путь разделен на две изолированные части. На Красноярской ГЭС судоподъемник обеспечивает проводку судов.

Енисей является связующим звеном между Транссибом и Северным морским путем, обеспечивающим перевозку экспортных грузов, прежде всего, цветных металлов и продукции лесопромышленного комплекса с территории Красноярского края, ввоз горной техники и оборудования для Норильского горно-металлургического комбината.

Основные внутренние портовые мощности располагаются в г. Красноярске, Лесосибирске, Игарке. Морскими портами являются Дудинка, Игарка, Диксон, Хатанга. Важнейшим из них является порт в Дудинке, обеспечивающий, как объемы перевозок внутри страны на трассе Дудинка-Мурманск, так и поставки продукции Норильского промышленного района на экспорт. Объем перевозок в отчетном году составил 5,2 млн.т.

В зоне транспортной системы «Енисей – СМП» одновременно функционируют две взаимодополняющие линии водного транспорта – речная и морская.

Речная линия. Енисейским пароходством осуществляются связи между центральными, реже южными и северными районами Красноярского края. Основным портом и базой снабжения Севера являлся Красноярск, а главными портами на трассе – Лесосибирск, Игарка и Дудинка.

Морская линия. С начала 30-х годов осуществлялся вывоз леса на экспорт через морской порт Игарку. По мере формирования Норильского промрайона, начались морские перевозки между Мурманском, Архангельском и Дудинкой. С 1978 г. работает круглогодично морская линия до Дудинки.

По водным путям внутри края перевозятся каменный уголь и кокс, нефтепродукты, строительные и лесные грузы, цемент. За пределы края по СМП вывозятся цветные металлы, концентраты руд цветных металлов, ввозятся продукты питания, оборудование и прочие грузы. Основные грузоперевозки в Енисейском бассейне (90-94%) осуществляются по Енисею на участке от Красноярска до Игарки и Дудинки.

Следует отметить отправление грузов морским транспортом в районы Крайнего Севера. В общем объеме перевозимых грузов по СМП через порт Дудинка перевозится около 40%. Преобразование современной морской грузовой линии в будущую транспортную систему «Енисей – СМП», превратит ее в важное направление транспортных связей значительной части Ангаро-Енисейского региона и ряда сопредельных территорий.

Отличие Енисея от других рек Сибири в том, что до пересечения с северным отводом Транссиба (г. Лесосибирск) возможно прохождение судов класса река-море с водоизмещением до 5 тыс. тонн, а условия судоходства на среднем участке Енисея отвечают проектным требованиям для международных трасс смешанного плавания «река-море» и не имеет конкурентов среди рек Сибири.

Таблица 4.2‑10 Гарантированные габариты и навигационная ситуация на Енисее

Участки пути

Длина, км

Глубина, см

Ширина, м

R – закруг-ления, м

Красноярская ГЭС-Красноярск

36

250

70

600

Красноярск – устье Ангары

339

290

90

600

Устье Ангары – Енисейск

80

300

70

600

Енисейск – Подкам. Тунгуска

470

300

70

600

Подкам.Тунгуска – Игарка

855

320

150

1000

Игарка – Дудинка

274

от 10 м и выше

200

1000

Дудинка – устье Енисея

407

12000

Перспективы развития водного транспорта Красноярского края связаны с планами хозяйственного освоения северных территорий, а также с развитием транспортных коридоров - Северный морской путь и Транссиб.