4.2.4Водный транспорт
Система водных путей в крае представлена реками Енисей с судоходными притоками, р. Ангара и р. Чулым с речным портом в г. Ачинске. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 7,5 тыс. км.
На протяжении трех столетий Енисей был единственной транспортной магистралью, в торговле и сообщении северных и южных районов края. В 1863 году на Енисее появился первый пароход. Регулярное судоходство ведется на протяжении 3000 км от пос. Означное до устья. Со строительством Красноярской ГЭС водный путь разделен на две изолированные части. На Красноярской ГЭС судоподъемник обеспечивает проводку судов.
Енисей является связующим звеном между Транссибом и Северным морским путем, обеспечивающим перевозку экспортных грузов, прежде всего, цветных металлов и продукции лесопромышленного комплекса с территории Красноярского края, ввоз горной техники и оборудования для Норильского горно-металлургического комбината.
Основные внутренние портовые мощности располагаются в г. Красноярске, Лесосибирске, Игарке. Морскими портами являются Дудинка, Игарка, Диксон, Хатанга. Важнейшим из них является порт в Дудинке, обеспечивающий, как объемы перевозок внутри страны на трассе Дудинка-Мурманск, так и поставки продукции Норильского промышленного района на экспорт. Объем перевозок в отчетном году составил 5,2 млн.т.
В зоне транспортной системы «Енисей – СМП» одновременно функционируют две взаимодополняющие линии водного транспорта – речная и морская.
Речная линия. Енисейским пароходством осуществляются связи между центральными, реже южными и северными районами Красноярского края. Основным портом и базой снабжения Севера являлся Красноярск, а главными портами на трассе – Лесосибирск, Игарка и Дудинка.
Морская линия. С начала 30-х годов осуществлялся вывоз леса на экспорт через морской порт Игарку. По мере формирования Норильского промрайона, начались морские перевозки между Мурманском, Архангельском и Дудинкой. С 1978 г. работает круглогодично морская линия до Дудинки.
По водным путям внутри края перевозятся каменный уголь и кокс, нефтепродукты, строительные и лесные грузы, цемент. За пределы края по СМП вывозятся цветные металлы, концентраты руд цветных металлов, ввозятся продукты питания, оборудование и прочие грузы. Основные грузоперевозки в Енисейском бассейне (90-94%) осуществляются по Енисею на участке от Красноярска до Игарки и Дудинки.
Следует отметить отправление грузов морским транспортом в районы Крайнего Севера. В общем объеме перевозимых грузов по СМП через порт Дудинка перевозится около 40%. Преобразование современной морской грузовой линии в будущую транспортную систему «Енисей – СМП», превратит ее в важное направление транспортных связей значительной части Ангаро-Енисейского региона и ряда сопредельных территорий.
Отличие Енисея от других рек Сибири в том, что до пересечения с северным отводом Транссиба (г. Лесосибирск) возможно прохождение судов класса река-море с водоизмещением до 5 тыс. тонн, а условия судоходства на среднем участке Енисея отвечают проектным требованиям для международных трасс смешанного плавания «река-море» и не имеет конкурентов среди рек Сибири.
Таблица 4.2‑10 Гарантированные габариты и навигационная ситуация на Енисее
Участки пути | Длина, км | Глубина, см | Ширина, м | R – закруг-ления, м |
Красноярская ГЭС-Красноярск | 36 | 250 | 70 | 600 |
Красноярск – устье Ангары | 339 | 290 | 90 | 600 |
Устье Ангары – Енисейск | 80 | 300 | 70 | 600 |
Енисейск – Подкам. Тунгуска | 470 | 300 | 70 | 600 |
Подкам.Тунгуска – Игарка | 855 | 320 | 150 | 1000 |
Игарка – Дудинка | 274 | от 10 м и выше | 200 | 1000 |
Дудинка – устье Енисея | 407 | 12000 |
|
Перспективы развития водного транспорта Красноярского края связаны с планами хозяйственного освоения северных территорий, а также с развитием транспортных коридоров - Северный морской путь и Транссиб.
- Часть 2
- Оглавление Том I Потенциал комплексного развития территории, часть 2
- 4 Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края 5
- 4Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края
- 4.1Современная организация территории
- 4.1.1Административно-территориальное устройство
- 4.1.2Планировочная структура территории края
- 4.1.3Современное использование территории. Особенности пространственной организации территории
- 4.2Современное состояние транспортной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития транспортной сети регионального значения
- 4.2.1Железнодорожный транспорт
- 4.2.2Автомобильный транспорт
- Автомобильные дороги федерального значения
- Автомобильные дороги регионального значения
- Автомобильный транспорт и пассажирские перевозки
- 4.2.3Авиационный транспорт
- 4.2.4Водный транспорт
- 4.2.5Трубопроводный транспорт
- 4.2.6Транспортные узлы
- Основные отраслевые ограничения развития
- 4.3Современное состояние инженерной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития инфраструктуры регионального значения
- 4.3.1Электроснабжение
- Источники электроснабжения
- Электрические сети
- Основные проблемы функционирования и развития энергосистемы
- 4.3.2Теплоснабжение
- 4.3.3Газоснабжение
- 4.3.4Водоснабжение Источники водоснабжения
- Поверхностные источники водоснабжения
- Подземные источники водоснабжения
- Объемы водопотребления
- Водоснабжение населенных пунктов
- Промышленное водоснабжение
- Сельскохозяйственное водоснабжение
- Качество питьевой воды
- Санитарно-техническое состояние сетей и сооружений
- 4.3.5Водоотведение
- Сброс сточных вод
- 4.3.6Системы информатики и связи Телефонизация
- Радиофикация
- Сотовая связь
- Телевидение
- Кабельное телевидение
- Интернет
- Спутниковые системы
- Почтовая связь
- 4.4Экологические условия и ограничения использования территории
- 4.4.1Состояние атмосферного воздуха
- 4.4.2Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.3Зоны негативного влияния источников загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.4Зоны с особыми условиями использования территории, обусловленные состоянием и режимом охраны атмосферного воздуха
- 4.4.5Состояние поверхностных вод
- 4.4.6Нарушенные земли. Размещение отходов на территории
- Нарушенные земли
- Загрязнение почвы
- 4.4.7Обращение с отходами производства и потребления Образование отходов
- Размещение отходов
- 4.4.8Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.5Ограничения комплексного развития и использования территории
- 4.5.1Ограничения, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- 4.5.2Комплексная оценка территории. Ограничения, утверждаемые в составе схемы территориального планирования Красноярского края
- 4.5.2.1 Инженерно-строительные ограничения и территории недропользования
- Оценка территории по условиям водообеспечения
- Гидрогеологические условия
- Эколого-климатические условия развития промышленного комплекса
- Рекреационные ресурсы
- 4.5.2.2 Зоны с особыми условиями использования территории
- Охранные зоны
- Охранные зоны электрических сетей
- Охранные зоны линий и сооружений связи
- Охранные зоны магистральных трубопроводов
- Охранные зоны транспорта
- Шумовые зоны и зоны подлета аэропортов
- Охранные зоны гидрометеорологических станций
- Санитарно-защитные зоны
- Зоны охраны объектов культурного наследия
- Водоохранные зоны
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
- Особо охраняемые природные территории
- Защитные леса
- Зоны негативного влияния существующих и планируемых к строительству объектов
- Участки нарушенных земель и загрязненных почв
- Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.6Зоны размещения объектов капитального строительства. Характеристика основных промышленных зон и площадок