4.1.1Административно-территориальное устройство
Согласно Уставу Красноярского края, его территория является составной частью территории Российской Федерации и обладает внутренним единством и целостностью.
Для целей осуществления государственной власти территория края делится на административно-территориальные единицы: районы, краевые города, районные города, рабочие поселки (городского типа), сельсоветы (целостные системы административно несамостоятельных территориальных единиц — поселков, сел и других населенных пунктов сельского типа), закрытые административно-территориальные образования.
Современное административно-территориальное устройство Красноярского края и порядок его изменения регламентируется Краевым Законом от 27.06.06. №1949-30, в соответствии с которым систему административно-территориального устройства края образуют следующие административно-территориальные единицы:
первый уровень - административные районы, краевые города, закрытые административно- территориальные образования;
второй уровень - районные города, городские поселки, районы в городах, сельсоветы;
третий уровень - сельские населенные пункты, входящие в состав сельсоветов, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городского округа или городского поселения.
Сельские населённые пункты объединяются, как правило, в сельсоветы. Отдельные сельские населённые пункты могут быть подчинены непосредственно администрациям районов, либо администрациям городов краевого подчинения.
Города районного подчинения, рабочие поселки и сельсоветы объединяются в административно-территориальном отношении в муниципальные районы.
Города краевого подчинения могут делиться на административно-территориальные единицы — районы в городах. Так город Красноярск делится на 7 внутригородских районов.
Статус закрытых административно-территориальных образований устанавливается федеральным законодательством. В настоящее время на территории края имеются 2 ЗАТО, входящих в систему Росатома - города Железногорск и Зеленогорск, и 1 ЗАТО, относящееся к системе Минобороны – рабочий посёлок Солнечный. Все они согласно статусу имеют краевое подчинение. Существовавшее до 1.01.2007 г. ЗАТО «Р.п. Кедровый» упразднено указом Президента Российской Федерации в связи с расформированием дислоцировавшейся в нём воинской части.
Административный центром Красноярского края как субъекта Федерации является город Красноярск. Именно он является официальным местом пребывания краевого Законодательного Собрания, Губернатора края, Совета администрации и Уставного суда Красноярского края.
В соответствии с Уставом Красноярского края на территории края граждане реализуют свое право на осуществление местного самоуправления в муниципальных образованиях. Организация местного самоуправления осуществляется в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом.
Для целей осуществления местного самоуправления на территории края образуются муниципально-территориальные единицы — муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы, поселения (городские и сельские).
В Красноярском крае Федеральный закон № 131 о реформе местного самоуправления вступил в силу с 1 января 2006 года. В основу реформы легла двухуровневая модель местного самоуправления:
первый уровень – муниципальные районы (их 44) и городские округа (их 17);
второй уровень – городские и сельские поселения.
Муниципальные образования (МО) первого уровня образованы на базе муниципальных районов и городов краевого подчинения, а также ЗАТО, которые также являются особым видом муниципальных образований. МО первого уровня было образовано также на базе бывшего рабочего посёлка Кедровый (бывшее ЗАТО) в соответствии с краевым Законом от 28.06.2007 № 2-133 «Об установлении границ муниципального образования Поселок Кедровый и наделении его статусом городского округа».
Муниципальные образования второго уровня образованы на базе городских населённых пунктов (городов районного подчинения, рабочих посёлков) и сельсоветов.
Муниципальные образования второго уровня (поселения) входят в Муниципальные образования первого уровня (муниципальные районы) с сохранением своей самостоятельности.
Некоторые населённых пункты входят непосредственно в состав муниципальных образований первого уровня – городские округа или муниципальные районы. Это относится к пунктам, подчинённым администрациям городов краевого подчинения или районов.
Так городские округа могут состоять как из одного города краевого подчинения, так и из города и подчинённых ему городских (рабочих посёлков) и сельских населённых пунктов. В этом случае местное самоуправление в населённых пунктах городского округа осуществляется в рамках муниципальных образований первого уровня.
В составе муниципальных районов могут быть населённые пункты, не относящиеся ни к какому поселению, а подчиняющиеся напрямую районным администрациям. Такие сельские пункты имеются в Туруханском, Богучанском районах. А в Северо-Енисейском районе фактически сложилась одноуровневая система местного самоуправления, так как муниципальные образования второго уровня (поселения) вообще отсутствуют, а все населённые пункты (как сельские, так и рабочие посёлки) починяются Администрации района. Управление на местах осуществляется через территориальные подразделения районной Администрации. (См. Закон Красноярского края от 13.12.05 № 16-4196 «О внесении изменений в закон края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Северо-Енисейский район и образованных в его границах иных муниципальных образований»). Местное самоуправление в таких пунктах также осуществляется в рамках МО первого уровня, что допускается федеральным конституционным законом с учетом местных особенностей.
Наиболее масштабные административно-территориальные преобразования последнего времени связаны с объединением Красноярского края с двумя автономными округами – Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским, которые до этого имели статус субъектов Российской Федерации. При этом автономные округа были реорганизованы в муниципальные районы.
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район образован 1.01.2007 г. на территории бывшего одноимённого автономного округа, состоявшего из трёх административных районов (Диксонского, Усть-Енисейского, Хатангского) и города окружного подчинения Дудинка (административный центр округа), на основе результатов референдума о присоединении к Красноярскому краю. Город Дудинка стал административным центром муниципального района.
На базе бывших трёх районов и г. Дудинка образованы четыре поселения: два городских (Дудинское и Диксоновское) и два сельских (Усть-Енисейское и Хатангское).
Эвенкийский муниципальный район образован 1.01.2007 г. на территории бывшего Эвенкийского автономного округа, состоявшего из трёх административных районов (Илимпийского, Байкитского и Тунгусско-Чунского), объединявших 23 сельских поселения и 1 рабочий посёлок Тура (административный центр округа и одновременно Илимпийского района) на основе результатов референдума о присоединении к Красноярскому краю. Однако новые документы об административно-территориальном делении пока не приняты. Функции административного центра муниципального района выполняет р.п. Тура. Вероятно, следует ожидать преобразования бывших районов в поселения.
Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы являются административно-территориальными единицами с особым статусом, гарантирующим учет прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера и Сибири органами государственной власти края в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Красноярского края и законами края.
Так, в Уставе края устанавливается обязанность органов государственной власти края оказывать помощь в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и культур, в порядке, установленном федеральным законом, настоящим Уставом и законами края. Конкретные формы реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера и Сибири отражаются в отдельной главе Устава по этому вопросу.
Необходимо также отметить, что в соответствии с Постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 20.12.2007 г. № 4-1126П «О реализации закона края «О преобразовании муниципального образования город Заозерный», в соответствии с которым город краевого подчинения Заозёрный (административный центр Рыбинского района), который до этого являлся самостоятельным муниципальным образованием, городом, с 2008 года стал городским поселением в составе Рыбинского муниципального района.
Перечень муниципальных образований первого уровня (городских округов и муниципальных районов) и их структура отражены в таблицах (Таблица 4.1 -1 Городские округа, Таблица 4.1 -2 Муниципальные районы).
Таблица 4.1‑1 Городские округа
Наименование городского округа | Наименование городских населённых пунктов | Число сельских населённых пунктов |
Красноярский | г. Красноярск – центр | 1 |
Ачинский | г. Ачинск- центр рп. Мазульский | - |
Боготольский | г. Боготол- центр | - |
Бородинский | г. Бородино - центр |
|
Дивногорский | г. Дивногорск - центр | 7 |
Енисейский | г. Енисейск - центр | - |
ЗАТО «Город Железногорск» | г. Железногорск – центр рп. Подгорный | 4 |
ЗАТО «Город Зеленогорск» | г. Зеленогорск – центр | - |
Канский | г. Канск - центр |
|
Лесосибирский | г. Лесосибирск – центр рп. Стрелка | 1 |
Минусинский | г. Минусинск – центр рп. Зеленый Бор | - |
Назаровский | г. Назарово – центр | - |
Норильский | г. Норильск – центр рп. Снежногорск | - |
Сосновоборский | г. Сосновоборск - центр | - |
Шарыповский | г. Шарыпово – центр рп. Горячегорск рп. Дубинино | 3 |
ЗАТО «Посёлок Солнечный» | рп. Солнечный - центр | 1 |
Кедровый | рп. Кедровый - центр | - |
Таблица 4.1‑2 Муниципальные районы
Наименование муниципального района | Муниципальный центр | Наименование городских поселений | Число сельских поселений |
Абанский | рп. Абан | рп. Абан | 16 |
Ачинский | г. Ачинск |
| 9 |
Балахтинский | рп. Балахта | рп. Балахта | 13 |
Березовский | рп. Березовка | рп. Березовка | 5 |
Бирилюсский | п. Новобирилюссы | рп. Рассвет | 10 |
Боготольский | г. Боготол |
| 8 |
Богучанский | с. Богучаны |
| 13 |
Большемуртинский | рп. Большая Мурта | рп. Большая Мурта рп. Предивинск | 10 |
Большеулуйский | с. Большой Улуй |
| 9 |
Дзержинский | с. Дзержинское |
| 8 |
Емельяновский | рп. Емельяново | рп. Емельяново рп. Памяти 13 Борцов | 12 |
Енисейский | рп. Подтесово | рп. Подтесово | 25 |
Ермаковский | с. Ермаковское |
| 14 |
Идринский | с. Идринское |
| 16 |
Иланский | г. Иланский | г. Иланский | 9 |
Ирбейский | с. Ирбейское |
| 18 |
Казачинский | с. Казачинское |
| 14 |
Канский | г. Канск |
| 15 |
Каратузский | с. Каратузское |
| 14 |
Кежемский | г. Кодинск | г. Кодинск | 12 |
Козульский | рп. Козулька | рп. Козулька, рп. Новочернореченский | 5 |
Краснотуранский | с Краснотуранск |
| 10 |
Курагинский | рп. Курагино | г. Артемовск (с рп. Чибижек) рп. Большая Ирба рп. Кошурникова рп. Краснокаменск рп. Курагино | 16 |
Манский | с. Шалинское |
| 11 |
Минусинский | г. Минусинск |
| 13 |
Мотыгинский | рп. Мотыгино | рп. Мотыгино рп. Раздолинск рп. Южно-Енисейский | 8 |
Назаровский | г. Назарово |
| 10 |
Нижнеингашский | рп. Нижний Ингаш | рп. Нижний Ингаш рп. Нижняя Пойма рп. Поканаевка рп. Тинской | 12 |
Новоселовский | с. Новосёлово |
| 8 |
Партизанский | с. Партизанское |
| 9 |
Пировский | с. Пировское |
| 10 |
Рыбинский | г. Заозёрный | рп. Ирша рп. Саянский рп. Урал | 13 |
Саянский | с. Агинское |
| 14 |
Северо-Енисейский | рп. Северо-Енисейский | рп. Северо-Енисейский рп. Тея |
|
Сухобузимский | с. Сухобузимское |
| 9 |
Тасеевский | с. Тасеево |
| 8 |
Туруханский | с. Туруханск | г. Игарка рп. Светлогорск | 5 |
Тюхтетский | с. Тюхтет |
| 10 |
Ужурский | г. Ужур | г. Ужур | 12 |
Уярский | г. Уяр | г. Уяр | 9 |
Шарыповский | г. Шарыпово |
| 7 |
Шушенский | рп. Шушенское | рп. Шушенское | 7 |
Таймырский Долгано-Ненецкий | г. Дудинка | г. Дудинка рп. Диксон | 2 |
Эвенкийский | рп. Тура | рп. Тура | 23 |
- Часть 2
- Оглавление Том I Потенциал комплексного развития территории, часть 2
- 4 Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края 5
- 4Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края
- 4.1Современная организация территории
- 4.1.1Административно-территориальное устройство
- 4.1.2Планировочная структура территории края
- 4.1.3Современное использование территории. Особенности пространственной организации территории
- 4.2Современное состояние транспортной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития транспортной сети регионального значения
- 4.2.1Железнодорожный транспорт
- 4.2.2Автомобильный транспорт
- Автомобильные дороги федерального значения
- Автомобильные дороги регионального значения
- Автомобильный транспорт и пассажирские перевозки
- 4.2.3Авиационный транспорт
- 4.2.4Водный транспорт
- 4.2.5Трубопроводный транспорт
- 4.2.6Транспортные узлы
- Основные отраслевые ограничения развития
- 4.3Современное состояние инженерной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития инфраструктуры регионального значения
- 4.3.1Электроснабжение
- Источники электроснабжения
- Электрические сети
- Основные проблемы функционирования и развития энергосистемы
- 4.3.2Теплоснабжение
- 4.3.3Газоснабжение
- 4.3.4Водоснабжение Источники водоснабжения
- Поверхностные источники водоснабжения
- Подземные источники водоснабжения
- Объемы водопотребления
- Водоснабжение населенных пунктов
- Промышленное водоснабжение
- Сельскохозяйственное водоснабжение
- Качество питьевой воды
- Санитарно-техническое состояние сетей и сооружений
- 4.3.5Водоотведение
- Сброс сточных вод
- 4.3.6Системы информатики и связи Телефонизация
- Радиофикация
- Сотовая связь
- Телевидение
- Кабельное телевидение
- Интернет
- Спутниковые системы
- Почтовая связь
- 4.4Экологические условия и ограничения использования территории
- 4.4.1Состояние атмосферного воздуха
- 4.4.2Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.3Зоны негативного влияния источников загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.4Зоны с особыми условиями использования территории, обусловленные состоянием и режимом охраны атмосферного воздуха
- 4.4.5Состояние поверхностных вод
- 4.4.6Нарушенные земли. Размещение отходов на территории
- Нарушенные земли
- Загрязнение почвы
- 4.4.7Обращение с отходами производства и потребления Образование отходов
- Размещение отходов
- 4.4.8Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.5Ограничения комплексного развития и использования территории
- 4.5.1Ограничения, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- 4.5.2Комплексная оценка территории. Ограничения, утверждаемые в составе схемы территориального планирования Красноярского края
- 4.5.2.1 Инженерно-строительные ограничения и территории недропользования
- Оценка территории по условиям водообеспечения
- Гидрогеологические условия
- Эколого-климатические условия развития промышленного комплекса
- Рекреационные ресурсы
- 4.5.2.2 Зоны с особыми условиями использования территории
- Охранные зоны
- Охранные зоны электрических сетей
- Охранные зоны линий и сооружений связи
- Охранные зоны магистральных трубопроводов
- Охранные зоны транспорта
- Шумовые зоны и зоны подлета аэропортов
- Охранные зоны гидрометеорологических станций
- Санитарно-защитные зоны
- Зоны охраны объектов культурного наследия
- Водоохранные зоны
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
- Особо охраняемые природные территории
- Защитные леса
- Зоны негативного влияния существующих и планируемых к строительству объектов
- Участки нарушенных земель и загрязненных почв
- Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.6Зоны размещения объектов капитального строительства. Характеристика основных промышленных зон и площадок