logo search
Схема территориального планирования Красноярско

4.2Современное состояние транспортной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития транспортной сети регионального значения

Транспортный комплекс Красноярского края играет важную интегрирующую роль в экономике и представлен железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным и трубопроводным видами транспорта, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров.

Формирование транспортного комплекса определялось этапами освоения и промышленного развития края. Главная широтная магистраль края сформировалась в период освоения Сибири в 18 веке, когда был построен Московский тракт - сегодня это автомагистраль М-53 «Байкал». На Московском тракте были основаны и развились города Красноярск, Ачинск, Канск и др. Строительство в конце 19 века Транссибирской железнодорожной магистрали завершило формирование основного широтного коридора и транзитного пути в направлении Восток-Запад. Современная конфигурация транспортного каркаса края сформировалась во второй половине ХХ века – времени наиболее интенсивного развития промышленного комплекса региона.

Для края характерно крайне неравномерное развитие и размещение производительных сил и расселения: практически все производства и абсолютное большинство населения края сконцентрированы в наиболее благоприятной для жизни и деятельности части региона, тяготеющей к Транссибу.

Таблица 4.2‑3 Основные характеристики транспортной системы края1

Наименование показателей

Годы

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км

железнодорожные пути

2023

2075

2071

2068

2066

2067

2067

в т.ч. электрифицированные

1274

1363

1363

1457

1476

1476

1476

автодороги с твердым покрытием (вкл. ведомственные)

11745

17154

19603

18644

16474

15658

16826

трамвайные пути

86

118

52 1)

48 1)

48 1)

48 1)

44 1)

троллейбусные линии

85

147

83 2)

84 1)

82 1)

82 1)

78 1)

внутренние водные судоходные пути

9982

13740

13250

6042

7515

7515

7515

По данным статистики, объемы перевозок грузов по видам транспорта общего пользования в динамке приведены в таблице (Таблица 4.2 -4 Объемы перевозок грузов по видам транспорта общего пользования в 2007 году, млн. т).

Таблица 4.2‑4 Объемы перевозок грузов по видам транспорта общего пользования в 2007 году, млн. т

Перевозки по видам транспорта

Годы

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

железнодорожный

54,7

86,1

44,0

45,2

47,3

53,1

54,9

автомобильный

83,8

75,6

21,3

9,7

6,4

6,5

8,0

внутренний водный

20,4

25,9

5,4

4,6

4,1

4,2

5,2

воздушный( тыс. тонн)

200

200

29,2

25,3

16,8

15,6

19,4

всего

158,9

187,6

70,7

59,5

57,8

63,8

68,1

трубопроводный (газ)

4,0

3,6

2,9

2,7

2,8

2,6

Конфигурация опорной транспортной сети представлена:

Характерной чертой транспортной сети края является концентрация автодорог основной сети вдоль магистральных железных дорог - в границах основных транспортных транзитных коридоров.

Таблица 4.2‑5 Основные транспортные коридоры

Транспортные коридоры и их значение

Осуществляемые связи (Красноярский край - ближние субъекты Федерации и государства)

Направление

Пути сообщения

Международные

«Север-Юг»

Красноярск-Дудинка –Мурманск- Европа

водный путь – река - море (СМП – Красноярск –Лесосибирск-Дудинка-Мурманск-Финляндия- Европа

Финляндия – Мурманская область, ХМАО

Красноярск – Абакан - Тыва-Монголия

а/д «Енисей» - гос. граница с Монголией - Кызыл-Абакан - Красноярск-Лесосибирск

Республика Хакасия, республика Тыва, Монголия

«Транссиб»- Запад-Восток

Берлин-Москва- Екатеринбург-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Владивосток-Находка

ж\д Новосибирск- Иркутск

Европа - Дальний Восток, субъекты СФО

«Южсиб»

Новокузнецк-Междуреченск-Абакан-Саянская-Тайшет-Иркутск-Владивосток-Находка

ж\д Кемеровская область- морские порты Дальнего Востока.

Казахстан, Западная Сибирь-Восточная Сибирь-Дальний Восток.

Федеральные

Новосибирск-Иркутск

а\д «Байкал» Новосибирск –Мариинск-Ачинск-Красноярск- Канск-Тайшет-Иркутск

Новосибирская. Томская, Кемеровская, Иркутская области

Региональные

Шарыпово – Тисуль-Кемерово

а\д Красноярск-Ачинск-Кемерово

Красноярский край -Кемеровская область

Кия-Шалтырь-Ачинск

ж\д – грузовая для обеспечения сырьем Ачинского глиноземного комбината

Красноярский край -Кемеровская область

Ачинск-Лесосибирск

ж\д Красноярск-Лесосибирск

обеспечивает связь Западной части Приангарья с центром

Канск-НижняяПойма- Карабула

ж/д Красноярск-Карабула

дорога, обеспечивающая связи Восточной части Приангарья с центром края

Красноярск-Лесосибирск-Енисейск-Северо-Енисейск

а\д центр- районы Нижнего Приангарья

Внутрикраевая дорога, обеспечивающая связи с западным крылом Приангарья

Канск-Абан-Богучаны-Кодинск

а\д Транссиб- районы Нижнего Приангарья

Внутрикраевая дорога, обеспечивающая связь с Восточной частью Приангарья

По плотности транспортной сети край существенно уступает средним показателям по Сибирскому Федеральному округу. Плотность автодорог с твердым покрытием в крае – 5,5 км на 1000 км2, в Сибирском Федеральном округе-17,0, по России – 31,5 км\1000 км2.

Уровень развития транспортной инфраструктуры края неоднороден по территориям.

Для северных территорий края характерна чрезвычайно низкая плотность дорожной сети, развитие которой носит локальный характер. Основным видом транспорта является авиационный, в период навигации доставка грузов осуществляется по внутренним и морским водным путям.

В Эвенкии наземный транспорт развит очень слабо. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 0,02 км на 1000 кв. км. Имеется только одна действующая дорога постоянного действия Тура-аэропорт «Горный» (14 км). Основные автомобильные дороги – зимники (более 4200 км). Протяженность внутренних водных путей - 2013 км, или 7,9 км на 1000. Железнодорожный транспорт отсутствует.

Нижнее Приангарье находится вне опорных центральных транспортных коридоров края, имеет два ж/д входа (Ачинск-Лесосибирск и Решоты-Карабула) и три автодорожных. Более 70% населенных пунктов и зон хозяйственной деятельности макрорайона не имеют стабильных круглогодичных коммуникационных связей с базовым транспортным коридором - Транссибом. Муниципальные районы Приангарья не имеют круглогодичной транспортной связи между собой.

Железнодорожный транспорт обеспечивает, главным образом, межрегиональные связи и экспортные поставки продукции края, обеспечивая основные объемы перевозок, трубопроводный – межрегиональные связи.

Для экономических связей с северными территориями края, а также для внутри российских и экспортных поставок, большое значение имеет водный вид транспорта и СМП.

Автомобильный транспорт играет исключительно важную роль в жизнедеятельности всей экономики края. Структура автотранспортной сети такова, что для более 90% муниципальных образований автодорожный способ коммуникации является единственным и в ближайшие годы безальтернативным способом их связи с внешним миром. Ежедневными пользователями краевой автодорожной сети является более 700 тыс. человек.

Крупными автодорожными узлами являются г. Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск, расположенные на пересечении автомобильных и железных дорог. Районные центры выполняют функции межселенного транспортного обслуживания, формируют разветвленную сеть пригородных, межрайонных и межрегиональных автобусных маршрутов.

На территории края два действующих трубопровода: две нитки нефтепровода Транснефть вдоль Транссиба и газопровод Мессояха – Норильск, обеспечивающий потребности Норильского промышленного района в энергоресурсах.

Воздушный транспорт играет важную роль, как во внешних коммуникациях, так и внутрикраевых, особенно в транспортном обеспечении северных территорий. Аэропорт «Емельяново» имеет статус международного.

Аэропорты: Норильск, Енисейск, Игарка, Хатанга обеспечивают транзит самолетов типа Ту-154, Ил-62, ИЛ-76.

Аэропорты: Черемшанка, Ярцево, Мотыгино, Богучаны, Кодинск, Кежма, Северо-Енисейск, Подкаменная Тунгуска, Ванавара, Игарка, Байкит, Тура, Шушенское, Шарыпово, Диксон, Ачинск являются аэропортами местных воздушных линий.

Показатели перевозки пассажиров по видам транспорта приведены ниже в таблице (Таблица 4.2 -6 Перевозки пассажиров в 2007 г).

Таблица 4.2‑6 Перевозки пассажиров в 2007 г

Вид транспорта

Отправлено пассажиров, млн. чел. год

в%

железнодорожный

15,3

3,7

автомобильный

374,5

89,2

воздушный

0,93

0,22

внутренний водный,

0,14

0,03

Основная масса перевозок пассажиров приходится на автомобильный транспорт, который совместно с электрическими видами городского транспорта обеспечивает 96% всех перевозок.