57. Технология выращивания крупномерных саженцев в лесных питомниках.
Крупномерный посадочный материал - саженцы 4-6 летнего возраста; сеянцы того же возраста, выращиваемые в специальных точечных посевах, при соответствующем формировании корневых систем. В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6-12 лет, а кустарники 2-3 года. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В 1-ую школу высаживают 1-2 летние сеянцы (реже укорененные черенки) с расстоянием между рядами 0,87 м, размещением в ряду через 0,5 м. Во 2-ую школу высаживают 3-4 летние саженцы с размещением 1х1м или 1,5х1,5 м, а в 3-ью - 6-8 летние саженцы с размещением 3х2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см для районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В 1-ой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зоне проводят на глубину 30-35 см, а в степной зоне на 35-40 см. Во 2-ой школе - соответственно на глубину 35-40 см и 40-50 см, а в 3-ей школе - на 45-50 и 55-60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в зону основной массы корней саженцев. Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В 1-ой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см, затем используют бороны или культиватор. Для посадки саженцев во 2-ой и 3-ей школах почву рыхлят на 35-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами. Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной. Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6-12 лет выращивают рядами на расстоянии 2,4-4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают 2 или 4 ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. Таким образом за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них горизонтальных корней выкопочной скобой. При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением. В этом случае 3 или 5 рядов саженцев ели или кратное их число со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1-0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания - через 0,7-1 м. Саженцы ели с биологическим возрастом 4-6 лет выращивают в уплотненной школе. Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 2-5 рядов. Расстояние между рядами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10-20 см. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15-18 см. При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30-35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна посадочная машина СШП-5/3, за один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев. Коневая шейка при посадке в школу должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1-2 см, а в засушливых на 3-5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.
- 1. Основные функции государственного управления лесным фондом.
- 2. Методы таксации лесосек при отпуске древесины на корню с учетом по площади.
- 3. Лесоустроительный проект.
- 5. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения.
- 6. Основные виды мероприятий лесохозяйственной деятельности, разрабатываемые при лесоустройстве.
- 7 И 11. Инвентаризация лесного фонда и сроки ее проведения.
- 8. Основные методы лесоустройства.
- 9. Методы таксации леса
- 10. Учет объема древесины при проведении рубок ухода в молодняках.
- 11. Одинаковый с 7 вопросом.
- 12. Лесоустроительный проект и его использование при разработке мероприятий по развитию лесного хозяйства.
- 13. Современные принципы использования дистанционных методов зондирования.
- 14. Использование данных дистанционного зондирования в среде географических информационных систем.
- 15. Использование аэрокосмической информации для целей лесного хозяйства.
- 16. Основные этапы аэрофотосъемочных работ.
- 17. Цели и задачи лесоустройства.
- 18. Группы лесов и категории защитности лесов.
- 19. Категории земель лесного фонда.
- 20. Основные виды спелостей леса.
- 21. Количественная спелость, ее обоснование и значение.
- 22. Техническая спелость, ее обоснование и значение.
- 23. Экономические виды спелости леса.
- 24. Оборот и возраст рубки. Оборот хозяйства.
- 25. Методы сортиментации леса.
- 26. Запас древостоя и методы его определения.
- 27. Основные таксационные показатели насаждений и особенности их определения.
- 28. Системы рубок леса в спелых и перестойных насаждениях (рубки главного пользования) рубки ухода, комплексные рубки и объекты их применения.
- 29. Возобновление и выращивание леса в связи с рубками.
- 30. Естественное возобновление на сплошных рубках и мероприятия по его улучшению.
- 31. Рубки в лесных насаждениях и возобновление пищевых ресурсов.
- 32. Принципы разреживания древостоев при проведении рубок ухода (вертикальная и горизонтальная дифференциация).
- 33. Очистка лесосек и возобновление леса.
- 34. Теоретические аспекты рубок ухода.
- 35. Лесоводственно-экологические требования к технологии рубок спелых и перестойных (главного пользования) лесных насаждениях.
- 36. Экологическая сертификация лесоводственных систем.
- 37. Возрастные периоды проведения всех видов рубок ухода за лесом.
- 38. Рубки обновления и переформирования, цели, задачи, технологии.
- 39. Система мероприятий по повышению древесной продуктивности леса (по и. С. Мелехову).
- 40. Особенности рубок ухода в чистых и смешанных, простых и сложных насаждениях.
- 41. Назначение и очередность проведения рубок ухода в насаждениях.
- 42. Древесная, биологическая и комплексная продуктивность лесов (по и. С. Мелехову).
- 43. Цели и задачи рубок ухода.
- 44. Технология рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях (главного пользования) и возобновление леса.
- 45. Постепенные рубки, их природные и экономические аспекты.
- 46. Организационно-технические элементы рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях (главного пользования).
- 47. Выборочные рубки в еловых и сосновых лесах.
- 48. Цели и задачи рубок в спелых и перестойных (рубок главного пользования) лесных насаждениях.
- 49. Динамическая типология, как научная основа системы лесоводственных мероприятий.
- 50. Научное и практическое значение типологии вырубок.
- 51. Возобновление леса в связи с постепенными рубками.
- 52. Организация противопожарных мероприятий на лесохозяйственных предприятиях.
- 53. Технология (Методы, способы и) проведения рубок ухода за лесом.
- 54. Виды недревесных ресурсов леса и эколого-лесоводственные требования к их эксплуатации.
- 55. Основные технологические операции при выращивании крупномерных сеянцев в лесных питомниках и применяемые для этого средства механизации.
- 56. Технология выращивания сеянцев в лесных питомниках.
- 57. Технология выращивания крупномерных саженцев в лесных питомниках.
- 58. Основные технологические операции при создании культур на вырубках с дренированными почвами.
- 59. Основные средства механизации, используемые для создания лесных культур на вырубках с временно переувлажненными почвами.
- 60. Особенности технологии создания лесных культур на вырубках с сырыми почвами.
- 61. Комплекс машин, применяемых для рубок ухода.
- 62. Технология внесения удобрений и химического ухода за посевами и посадками в лесных питомниках.
- 63. Особенности технологии выращивания посадочного материала в закрытом грунте.
- 64. Селекционная инвентаризация насаждений. Селекционные категории деревьев и насаждений (плюс.,мин..).
- 65. Лесосеменные плантации (классификация, назначение, исходный материал, преимущества и перспективы развития).
- 66. Архивы клонов и маточные плантации (цель создания, технология закладки).
- 67. Организация постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе.
- 68. Биоразнообразие и сохранение генофонда лесных древесных пород.
- 69. Принципы организации сортового семеноводства лесных древесных растений на генетико-селекционной основе. Селекционная классификация лесных семян.
- 70. Методология лесокультурного дела. Методы, способы и технологии производства лесных культур, типы лесных культур (системное понятие)
- 71. Теоретические основы и зональные требования к обработке почвы под лесные культуры.
- 72. Общие понятия густоты культур, включая первоначальную густоту, густоту стояния, размещение посадочных мест, индекс равномерности.
- 73. Методы и способы закладки лесных культур агротехнические и лесоводственные уходы, дополнение культур.
- 74. Основные мероприятия по определению качества культур (техническая приемка, инвентаризация, перевод в покрытые лесом земли).
- 75. Особенности создания лесных культур в разных условиях местопроизрастания.
- 76. Плантационное лесовыращивание в Европейско-Уральской зоне различного назначения.
- 77. Культуры быстрорастущих пород интродуцентов.
- 78. Теоретические основы и технологии заготовки и переработки лесосеменного сырья.
- 79. Хранение семян и контроль их качества на разных уровнях.
- 80. Лесные питомники, их виды, структура, принципы расчета площади и организации территории.
- 81. Биологические и экологические основы интенсивной агротехники выращивания посадочного материала.
- 82. Основные параметры эффективности работы питомника и его рентабельность.
- 83. Биолого-экономические основы полезащитного лесоразведения, его цели и задачи.
- 84. Комплекс борьбы с эрозией почв в лесостепных и степных регионах.
- 85. Лесомелиорация песчаных земель и их хозяйственное освоение.
- 86. Лесомелиоративные насаждения вдоль автомобильных и железных дорог.
- 87. Лесная рекультивиция нарушенных земель.
- 88. Животноводство в подсобном хозяйстве лесхозов (направление, кормовая база, организация проведения животноводства).
- 89. Растениеводство в подсобном хозяйстве лесхоза (направления агрономии, возможности лесхозов, виды продукции).
- 90. Технология подсочки сосны: способы, стимуляторы, инструменты.
- 91.Экономическая оценка подсочки и осмолоподсочки, лесохимические производства.
- 92. Классификация факторов природного и антропогенного характера, неблагоприятно воздействующих на состояние лесов, снижающих их устойчивость и полезные свойства и функции.
- Глава VII хвое- и листогрызущие насекомые
- 95.Классификация методов защиты леса по их направленности, средствам и технологиям.
- 96.Лесопатологический мониторинг как часть лесного мониторинга, его цель и задачи, его организация и методы. Объекты лесопатологического мониторинга. Дистанционный и наземный мониторинг.
- 98. Лесохозяйственные методы защиты леса, их цель и основные направления.
- 100. Виды санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах и и критерии их назначения.
- 101. Правила санитарной безопасности в лесах России, состав и структура документа, регламент его выполнения. Ответственность за нарушение санитарной безопасности.
- 102. Биологические методы защиты леса и их основные направления. Энтомофаги и методы их использования в лесах. Биологические препараты и их использование в защите леса.
- 104. Химические методы защиты леса от вредителей и болезней, классификация и препаративная формы пестицидов. Современные способы применения пестицидов в защите леса.
- 105. Система защиты молодых древесных растений в питомниках и культурах от вредителей корневых систем.
- 106. Система профмлактических и активных мероприятий по защите сеянцев хвойных пород от инфекионных болезней в питомниках.
- 107. Система лесозащитных мероприятий в очагах хвое- и листогрызущих вредителей (специфика методов надзора, лесохозяйственных, биологических и химических мероприятий)
- 108. Система лесозащитных мероприятий в очагах корневой губки (Специфика методов диагностики очагов и надзора, лесохозяйственные профилактические и активные санитарно-оздоровительные мероприятия)
- 109. Признаки заселения деревьев стволовыми вредителями. Система санитарно-оздоровительных мероприятий в очагах стволовых вредителей и вредителей древесины на складах