4.4.7Обращение с отходами производства и потребления Образование отходов
Приведенные сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления составлены по данным статистической отчётности (по форме 2-ТП «Отходы»), систематизированным Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр Природа» по классам опасности отходов для окружающей среды и по отраслям экономики Красноярского края.
Общее количество хозяйствующих в Красноярском крае субъектов, состоящих на учете по обращению с отходами, в 2006 году составило 8510 предприятий и организаций. По состоянию на 2006 год в предоставивших отчеты организациях Красноярского края было образовано 256,711 млн. т отходов, из которых:
72,222 млн. т (28,1%) были использовано на собственные нужды;
0,015 млн. т - обезврежено на самих предприятиях;
всего передано другим организациям 3,115 млн. т, их них:
для использования - 2,66 млн. т;
для обезвреживания - 0,003 млн. т;
для хранения - 0,0009 млн. т;
для захоронения - 0,452 млн. т;
на собственных объектах размещено 176,587 млн. т, из них:
на хранение - 103,456 млн. т,
на захоронение - 73,132 млн. т.
На конец 2006 года в организациях находилось 1176,7 млн. т отходов.
Объёмы образования и размещения отходов на предприятиях Красноярского края в 2006 году в разрезе муниципальных районов и городских округов представлены в Приложении (Том 7 «Приложения. Документация»).
Анализ систематизированных данных по классам опасности отходов производства и потребления для окружающей среды показал, что в 2006 году образовано отходов: 1 класса опасности - 0,00005%; 2 класса опасности - 0,0001%; 3 класса опасности - 0,09%; 4 класса опасности - 0,37%; 5 класса опасности - 99,54%.
В разрезе муниципальных районов и городских округов данные по классам опасности представлены в Приложении (Том 7 «Приложения. Документация»).
Данные о количестве образованных отходов производства и потребления в 2006 году по основным отраслям экономики края представлены в таблице (Таблица 4.4 -31 Количество образованных отходов в 2006 г. по видам экономической деятельности).
Таблица 4.4‑31 Количество образованных отходов в 2006 г. по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности | Количество образованных отходов, млн. т |
Всего отходов по отраслям экономики | 256,711 |
Промышленность (всего): | 256,711 |
В том числе: |
|
Добыча полезных ископаемых | 230,3 |
в том числе: |
|
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 51,47 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 178,83 |
Обрабатывающие производства | 22,64 |
в том числе: |
|
обработка древесины и производство изделий из дерева | 0,447 |
целлюлозно-бумажное производство | 0,01 |
производство пищевых продуктов | 0,085 |
химическое производство | 0,007 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 21,9 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов (известь, цемент, кирпич, стекло, бетон) | 0,02 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1,06 |
Строительство | 0,24 |
Транспорт и связь | 0,25 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,07 |
в том числе: |
|
удаление и обработка твердых отходов | 0,01 |
Прочие разделы видов экономической деятельности | 0,6 |
Основная масса отходов образуется при добыче полезных ископаемых, что составляет 89,71% от общего количества образовавшихся отходов. При добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, основная доля отходов приходится на 5 класс опасности (преимущественно вскрышные породы) – 99,9%. Второе место по образованию отходов занимают отрасли обрабатывающих производств – 8,8%, отходы металлургического производства составляют основную долю в данной отрасли – 96,7%. Основная доля отходов металлургического производства приходится на 5 класс опасности (99,4%). Третье место по образованию отходов занимают предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды, объем отходов, которых составляет 0,413% от общего количества образовавшихся отходов. Здесь 91,5% отходов приходится на 4-й класс опасности.
Наибольшее количество отходов 3 класса опасности в 2006 году образовалось на предприятиях сельского хозяйства 106969,213 т, что составляет 46,56% от общего количества образовавшихся отходов 3-го класса опасности.
На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства образуются преимущественно отходы 5 класса опасности (82,0%) и 4 класса опасности (18,0%).
Проблема размещения отходов производства и потребления в Красноярском крае до сих пор остается сложной. Построенные 20-30 лет назад объекты размещения отходов (золоотвалы, шламонакопители, хвостохранилища, полигоны и др.), как правило, не соответствуют современным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Основным нарушением является недостаточно прочный противофильтрационный экран либо его отсутствие. В результате этого в районах расположения объекта размещения отходов отмечается загрязнение почв, поверхностных водных объектов и подземных водоносных горизонтов.
Неблагополучной остается в крае обстановка с размещением биологических отходов. Места их размещения не соответствуют санитарным требованиям, при этом, как правило, также отсутствуют документы, удостоверяющие оформление землеотвода в установленном порядке.
Аналогичная ситуация наблюдается с размещением медицинских отходов, особенно отходов, которые представляют высокую эпидемическую опасность: отходы противотуберкулезных лечебных учреждений, станций переливания крови, центров по борьбе со СПИДом, инфекционных больниц.
Централизованной системой удаления твердых бытовых отходов в Красноярском крае охвачено всего 53,0% населенных пунктов - это преимущественно города, районные центры и крупные поселки. В сельских поселениях местные органы самоуправления вопросами санитарной очистки практически не занимаются. Планово-регулярная система удаления отходов организована в основном на территориях многоэтажной жилой застройки, которой в зависимости от степени благоустройства населенного пункта охвачено от 25,0% численности населения (г. Боготол, г. Енисейск), до 95,0% (г. Дивногорск, г. Красноярск). Количество техники для вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) с территорий населенных мест в специализированных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства недостаточно, особенно в населенных пунктах Енисейского, Мотыгинского, Назаровского, Богучанского, Тюхтетского, Балахтинского районов.
Несмотря на наличие во всех территориальных образованиях Красноярского края, за исключением Шарыповского, Туруханского и Богучанского районов, специализированных предприятий, обеспечивающих централизованное удаление отходов производства и потребления, состояние санитарной очистки территорий населенных мест не отвечает гигиеническим требованиям и не обеспечивает качественное и своевременное удаление отходов. На территории домовладений и организаций отсутствуют площадки для крупногабаритных отходов; нарушаются графики вывоза всех видов отходов по причине нехватки специализированного транспорта и кадров; в местах захоронения отходов потребления отсутствуют условия для мойки и дезинфекции мусоросборочных контейнеров и мусоровозов. Имеет место несанкционированный приём на полигоны ТБО промышленных отходов 1-го класса опасности (отработанные люминесцентные лампы), допускается сжигание отходов.
Сбор жидких бытовых отходов от производственных объектов и домовладений с местными системами канализации проводится ассенизационным автотранспортом. Вывоз стоков осуществляется на сливные станции или канализационные очистные сооружения; в сельских поселениях - на специально оборудованные участки свалок ТБО.
Специализированные предприятия по переработке мусора (мусороперерабатывающие и мусоросжигающие предприятия) на территории края отсутствуют. Большинство мест захоронения ТБО (58,0% от числа обследованных) не отвечают санитарным правилам. Основными выявленными нарушениями санитарных правил являются отсутствие ограждений территорий мест захоронения ТБО, отсутствие зонирования территорий, отсутствие твердого покрытия территорий хозяйственной зоны, контрольных скважин для учета влияния отходов на грунтовые воды, контрольно-дезинфицирующих установок для обработки мусоровозов и мусоросборочных контейнеров (Таблица 4.4 -32 Данные о местах санкционированного и несанкционированного складирования отходов на территории Красноярского края на 01.01.2007 г.).
Таблица 4.4‑32 Данные о местах санкционированного и несанкционированного складирования отходов на территории Красноярского края на 01.01.2007 г.
Категория объектов | Количество | Из них не соответствуют СанПиН по устройству и режиму содержания | Организовано выполнение программы производственного контроля |
Полигоны захоронения твердых бытовых отходов | 401 | 244 | 11 |
Полигоны захоронения твердых промышленных отходов | 30 | 5 | 6 |
Полигоны и шламонакопители жидких промышленных отходов | 19 | – | 3 |
Склады хранения пришедших в негодность и запрещенных ядохимикатов и агрохимикатов | 108 | 90 | 2 |
Несанкционированные свалки ТБО | 466 | Х | Х |
Несанкционированные свалки промышленных отходов | – | Х | Х |
В сельских населенных пунктах Красноярского края удаление твердых бытовых отходов на полигоны производится самовывозом и бесконтрольно, что приводит к складированию отходов в несанкционированных местах.
На территории Красноярского края зарегистрировано около 466 мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления.
Отсутствие на территории края достаточного количества централизованных полигонов по захоронению промышленных отходов 1-2 класса опасности приводит к тому, что в промышленных городах эти отходы вывозятся в места несанкционированного захоронения или смешиваются с менее токсичными отходами при их захоронении в санкционированных местах, что приводит к опасному загрязнению почвы и подземных вод химическими токсикантами.
Одним из опаснейших видов отходов по мере потери своих качеств являются химические средства защиты растений (пестициды). В последние годы из-за экономических трудностей в сельском хозяйстве, дороговизны минеральных удобрений и пестицидов производители сельскохозяйственной продукции снижают объемы их внесения в почву. Проблема обезвреживания и захоронения пестицидов с истекшим сроком годности, а также запрещенных к применению в Красноярском крае практически не решается. Доля утилизации этих опасных химических соединений не превышает 5,0%, что объясняется отсутствием в крае специальных полигонов для захоронения высокотоксичных отходов. Схема возврата неиспользованных ядохимикатов поставщикам (производителям) не действует. Хранение ядохимикатов на сельскохозяйственных объектах осуществляется, как правило, в неприспособленных помещениях с нарушениями санитарных правил.
Таблица 4.4‑33 Характеристика систем санитарной очистки территорий населенных мест Красноярского края в 2006 г.
Показатели организации санитарной очистки населенных мест | Количество городов | Количество сельских населенных пунктов |
Количество населенных мест всего, из них | 41 | 1289 |
с планово-регулярной очисткой территории | 34 | 96 |
с санитарной очисткой по заявочной системе | 7 | 574 |
без организованной очистки территории населенного пункта | – | 606 |
Количество специализированных организаций по санитарной очистке всего, в т.ч. | 43 | 44 |
имеющих пункты обеззараживания мусоровозов и контейнеров | 5 | 4 |
Количество недостающего транспорта для вывоза ТБО, шт. | 33 | 58 |
Количество площадок мусоросборников, оборудованных не должным образом | 279 | 722 |
Количество недостающих мусоросборников для вывоза ТБО из жилой застройки, шт. | 174 | 759 |
Сбор отходов в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) осуществляется в несколько этапов: сбор отходов внутри отделений по классам, транспортирование отходов в межкорпусные контейнеры и складирование их в соответствии с классами отходов, временное хранение отходов на территории ЛПУ, вывоз отходов на санкционированные свалки. Мытье и обезвреживание межкорпусных контейнеров ЛПУ не проводится.
В 80,0% ЛПУ различных форм собственности на территории Красноярского края назначены ответственные специалисты по обращению с медицинскими отходами, разработаны и согласованы с органами Роспотребнадзора инструкции, устанавливающие правила обращения с отходами. Для сбора отходов классов Б и В используются специальные пакеты, зарегистрированные Росздравнадзором России и внесенные в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Одной из проблем при сборе медицинских отходов классов различной опасности является недостаточное финансирование и высокая стоимость специализированного оборудования, зарегистрированного Росздравнадзором России и внесенного в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники. ЛПУ используется приспособленное оборудование (многоразовые промаркированные емкости, пластиковые бутылки для сбора острого инструментария, межкорпусные контейнеры для сбора бытовых отходов). Не предусмотрено использование специальных одноразовых емкостей для сбора острого инструментария, стоек (тележек) для закрепления мягкой упаковки, транспортных тележек, межкорпусных контейнеров.
Транспортирование медицинских отходов к месту захоронения или переработки осуществляется неспециализированными организациями. Для транспортирования медицинских отходов применяются автотранспортные средства, предназначенные для вывоза бытовых отходов. В сельской местности транспортировка отходов осуществляется транспортом ЛПУ, не предназначенным для этих целей. Не проводится дезинфекция межкорпусных контейнеров для сбора отходов класса Б и В. В ЛПУ отсутствуют условия для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров в случае аварийных ситуаций, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров. Не применяется система «сменяемых» сборников, перегрузка содержимого контейнеров в кузов машины осуществляется непосредственно на контейнерных площадках ЛПУ.
В ЛПУ противотуберкулезного профиля отсутствуют изолированные помещения для размещения межкорпусных контейнеров для отходов класса В. Основной проблемой при утилизации медицинских отходов является отсутствие в Красноярском крае, за исключением г. Красноярска, высокотемпературных установок по обезвреживанию отходов класса Б и В. В г. Красноярске в настоящее время действует две установки для обезвреживания «опасных и чрезвычайно опасных» медицинских отходов (класс Б и класс В). С 2005 года на базе предприятия ООО «Экоресурс» функционирует производство термического уничтожения отходов, представленное инсинератором марки ИН-50.4, используемым для высокотемпературного уничтожения твердых бытовых и биоорганических отходов, в том числе инфицированных больничных отходов.
В 2006 году введена в эксплуатацию установка «Newster 10» на базе ООО «САНА-ДЕЗ» с автоматическим упаковщиком «Newster Autopak 10» производства Италии. Она предназначена для утилизации и обеззараживания медицинских отходов класса Б и В путем их измельчения и обеззараживания за счет высокой температуры (150-155 0С) и воздействия бактерицидного препарата.
Отходы различных классов утилизируются на полигоне твердых бытовых отходов. В крае только 2 предприятия, расположенные в городе Красноярске, занимаются вторичной переработкой использованной пластмассы после предварительного обеззараживания.
Для ЛПУ, расположенных в сельской местности, остается проблемой отсутствие на территории районов организованной системы санитарной очистки территорий, вывоз медицинских отходов осуществляется совместно с бытовыми отходами на организованные свалки и в места, не предназначенные для этих целей.
В ходе надзорных действий по всем выявленным нарушениям санитарного законодательства в области обращения с отходами ЛПУ принимались меры административного воздействия, адекватные выявленным нарушениям, включая меры административного воздействия в отношении юридических лиц. Всего за 2006 г. наложено 1396 штрафов за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
- Часть 2
- Оглавление Том I Потенциал комплексного развития территории, часть 2
- 4 Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края 5
- 4Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края
- 4.1Современная организация территории
- 4.1.1Административно-территориальное устройство
- 4.1.2Планировочная структура территории края
- 4.1.3Современное использование территории. Особенности пространственной организации территории
- 4.2Современное состояние транспортной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития транспортной сети регионального значения
- 4.2.1Железнодорожный транспорт
- 4.2.2Автомобильный транспорт
- Автомобильные дороги федерального значения
- Автомобильные дороги регионального значения
- Автомобильный транспорт и пассажирские перевозки
- 4.2.3Авиационный транспорт
- 4.2.4Водный транспорт
- 4.2.5Трубопроводный транспорт
- 4.2.6Транспортные узлы
- Основные отраслевые ограничения развития
- 4.3Современное состояние инженерной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития инфраструктуры регионального значения
- 4.3.1Электроснабжение
- Источники электроснабжения
- Электрические сети
- Основные проблемы функционирования и развития энергосистемы
- 4.3.2Теплоснабжение
- 4.3.3Газоснабжение
- 4.3.4Водоснабжение Источники водоснабжения
- Поверхностные источники водоснабжения
- Подземные источники водоснабжения
- Объемы водопотребления
- Водоснабжение населенных пунктов
- Промышленное водоснабжение
- Сельскохозяйственное водоснабжение
- Качество питьевой воды
- Санитарно-техническое состояние сетей и сооружений
- 4.3.5Водоотведение
- Сброс сточных вод
- 4.3.6Системы информатики и связи Телефонизация
- Радиофикация
- Сотовая связь
- Телевидение
- Кабельное телевидение
- Интернет
- Спутниковые системы
- Почтовая связь
- 4.4Экологические условия и ограничения использования территории
- 4.4.1Состояние атмосферного воздуха
- 4.4.2Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.3Зоны негативного влияния источников загрязнения атмосферного воздуха
- 4.4.4Зоны с особыми условиями использования территории, обусловленные состоянием и режимом охраны атмосферного воздуха
- 4.4.5Состояние поверхностных вод
- 4.4.6Нарушенные земли. Размещение отходов на территории
- Нарушенные земли
- Загрязнение почвы
- 4.4.7Обращение с отходами производства и потребления Образование отходов
- Размещение отходов
- 4.4.8Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.5Ограничения комплексного развития и использования территории
- 4.5.1Ограничения, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- 4.5.2Комплексная оценка территории. Ограничения, утверждаемые в составе схемы территориального планирования Красноярского края
- 4.5.2.1 Инженерно-строительные ограничения и территории недропользования
- Оценка территории по условиям водообеспечения
- Гидрогеологические условия
- Эколого-климатические условия развития промышленного комплекса
- Рекреационные ресурсы
- 4.5.2.2 Зоны с особыми условиями использования территории
- Охранные зоны
- Охранные зоны электрических сетей
- Охранные зоны линий и сооружений связи
- Охранные зоны магистральных трубопроводов
- Охранные зоны транспорта
- Шумовые зоны и зоны подлета аэропортов
- Охранные зоны гидрометеорологических станций
- Санитарно-защитные зоны
- Зоны охраны объектов культурного наследия
- Водоохранные зоны
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
- Особо охраняемые природные территории
- Защитные леса
- Зоны негативного влияния существующих и планируемых к строительству объектов
- Участки нарушенных земель и загрязненных почв
- Территории, загрязненные радиоактивными веществами
- 4.6Зоны размещения объектов капитального строительства. Характеристика основных промышленных зон и площадок