2.3 Микологический метод
Микологический метод используется в том случае, когда спороношения возбудителей отсутствуют, а по особенностям грибницы невозможно установить вид возбудителя. Поэтому метод заключается в выделении гриба из пораженных частей растений, изоляции его и выращивании на искусственной или естественной среде. Микологический метод может быть осуществлен двумя способами:
влажной камеры,
чистой культуры.
Способ влажной камеры основан на способности грибницы, находящейся внутри тканей растения во влажных условиях прорастать наружу и образовывать спороношения. Влажную камеру можно изготовить из чашки Петри, на дно которой кладут кружок фильтровальной бумаги, равный по диаметру дну чашки. Влажную камеру стерилизуют в сушильном шкафу. Чашки можно также стерилизовать кипятком или спиртом. Фильтровальная бумага смачивается дистиллированной или охлажденной кипяченой водой. Для устройства влажной камеры можно использовать мелкие тарелки, блюдца и куски оконного стекла. Объекты исследования (хвою, листья, кусочки древесины и пр.) после стерилизации раскладывают на дно влажной камеры, которые помещают в термостат или оставляют в помещении при температуре 20-250С. Способ влажной камеры благодаря своей простоте находит широкое применение при диагностировании многих болезней: инфекционного полегания, шютте, поражения древесины синевой и т.д.
Способ чистой культуры более сложен и требует определенных навыков. Способ дает возможность выделить патогена из больного растения, изолировать от посторонних микроорганизмов и вырастить в чистом виде до появления спороношений или хорошо выраженных культуральных признаков. Для получения чистой культуры и поддержания ее в состоянии жизнеспособности используют питательные среды (искусственные или естественные, твердые или жидкие). Чаще всего используют агаризованные среды разного состава, предварительно разлитые в горячем виде в колбы, чашки или пробирки. Рецепты приготовления питательных сред приводятся в специальных пособиях по технике и методам фитопатологических исследований. Перед использованием питательные среды стерилизуют в автоклавах или в аппарате Коха. Вообще использование способа чистой культуры требует неукоснительного соблюдения условий стерильности на всех этапах работы (подготовка посуды, питательной среды и растительных объектов, выделение чистых культур).
Выделение чистых культур грибов из различных сред обитания имеет свои особенности. Так, возбудителей некрозно-раковых болезней, трахеомикозов, гнилей выделяют из пораженных тканей путем посева простерилизованных кусочков коры или древесины на питательные среды или из спор и мицелия, полученных во влажной камере.
Подробнее эти вопросы можно посмотреть в специальной литературе, приведенной в библиографическом списке.
- Оглавление
- Лекция № 1. Предмет и задачи лесной фитопатологии. История возникновения и развития. Общие сведения о болезнях растений План
- 1. Предмет и задачи лесной фитопатологии
- 2. История возникновения и развития фитопатологии
- 3. Понятие о болезни растения. Симптомы болезни
- 4. Классификация и типы болезней
- 5. Вредоносность болезней растений
- Библиографический список
- Лекция № 2 возбудители болезней растений. Грибы План
- 1.Общие сведения о грибах
- 2. Строение грибной клетки
- 3. Распространение спор грибов
- 4. Питание грибов
- 5. Паразитизм и специализация грибов
- Лекция № 3 размножение грибов План
- 1. Вегетативное размножение
- 2. Репродуктивное размножение
- 2.1 Репродуктивное бесполое размножение
- 2.2 Репродуктивное половое размножение
- Лекция № 4 систематика грибов План
- 1. Краткая история изучения систематики грибов
- 2. ЦарствоProtozoa, илиProtoctista
- 3. ЦарствоChromista(Псевдогрибы)
- 4. ЦарствоMycota,Fungi(Настоящие грибы)
- Лекция № 5 отдел ascomycota(аскомицеты) План
- 1. Общая характеристика отделаAscomycota
- 2. КлассArchaeascomycetes
- 3. КлассHemiascomycetes
- 4.КлассEuascomycetes
- 5. КлассLoculoascomycetes
- Лекция № 6 отдел basidiomycota (базидиомицеты) План
- 1. Общая характеристика отделаBasidiomycota
- 2. КлассBasidiomycetes
- 3. КлассUstomycetes
- 4. КлассTeliomycetes
- Лекция №7 отдел deuteromycota(дейтеромицеты) План
- 1. Общая характеристика отделаDeuteromycota
- 2. КлассHyphomycetes
- 3. КлассCoelomycetes
- 3. КлассAgonomycetes– агономицеты, или стерильные мицелии
- Библиографический список
- Лекция № 8 фитопатогенные бактерии.Типы бактериальных болезней растений План
- 1. Общая характеристика бактерий
- 2. Строение бактериальной клетки
- 3. Размножение бактерий
- 4. Питание бактерий
- 5. Проникновение бактерий в растения
- 6. Систематика бактерий
- 7. Бактериальные болезни растений
- 8. Источники и пути распространения бактериальной инфекции
- Библиографический список
- Лекция № 9 фитопатогенные вирусы и вирусные болезни растений
- 1. Общая характеристика вирусов, история открытия
- 2. Строение вирусов
- 3.Размножение вирусов
- 4. Передача вирусов растений
- 5. Классификация вирусов
- 6. Изменения, вызываемые вирусом в зараженном растении
- Библиографический список
- Лекция № 10 микоплазмы и паразитические цветковые растения План
- 1. Общие сведения о микоплазмах. История открытия.
- 2. Строение и размножение микоплазм
- 3. Микоплазмы - возбудители болезней растений
- 4. Высшие цветковые растения как возбудители болезней растений
- 5. Корневые полупаразиты и паразиты растений
- 6. Стволовые полупаразиты
- 7. Стеблевые паразиты
- Библиографический список
- Лекция № 11 патогенез и динамика инфекционных болезней растений План
- 1. Этапы патологического процесса при инфекционных болезнях растений
- 2. Патологические изменения больного растения
- 2.1 Патоморфологические изменения
- 2.2 Патофизиологические изменения
- Библиографический список
- Лекция №12 эпифитотии План
- 1.Понятие об эпифитотиях
- 2. Роль патогена, растения-хозяина и внешней среды в развитии эпифитотий
- 3. Динамика эпифитотий
- 4.Типы эпифитотий
- Библиографический список
- Лекция № 13 иммунитет растений к инфекционным болезням План
- 1. Понятие иммунитета растений
- 2. Основные теории иммунитета
- 3. Генетика иммунитета. Вертикальная и горизонтальная устойчивость
- 4. Категории иммунитета растений
- 5. Врожденный иммунитет
- 6. Приобретенный иммунитет и пути повышения устойчивости растений к болезням
- Библиографический список
- Лекция № 14 лесопатологический мониторинг План
- 1. Понятие лесопатологического мониторинга. Цель, задачи, этапы организации лесопатологического мониторинга.
- 2.Уровни и объекты лесопатологического мониторинга
- 3. Структура лесопатологического мониторинга. Лесопатологический надзор и лесопатологические обследования
- 4.Методы и средства лесопатологического мониторинга
- Наземные регулярные наблюдения за состоянием объектов лпм
- Библиографический список
- Лекция № 15 прогноз болезней растений План
- 1. Понятие прогноз болезней. Теоретические предпосылки прогнозирования. Виды прогноза.
- 2. Многолетний прогноз
- 3. Долгосрочный сезонный прогноз болезней растений
- 4. Краткосрочный сезонный прогноз
- Библиографический список
- Лекция № 16
- 2.2 Микроскопический метод
- 2.3 Микологический метод
- 2.4 Химический метод
- 2.5 Физический метод
- 2.6 Биологический метод
- 2.7 Серологический метод
- Библиографический список
- Лекция № 17 методы борьбы с болезнями растений План
- 1. Лесохозяйственный метод
- 2. Биофизический и механический методы
- 3.Биологический метод
- 4. Химический метод борьбы
- Библиографический список
- Заключение
- 250201 Лесное хозяйство и направления 250100 Лесное дело