Лекция № 16
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ БОЛЕЗНЕЙ РАСТЕНИЙ И ФИТОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
План
Понятие диагностики болезней.
Методы диагностики болезней растений.
2.1.Макроскопический метод.
2.2. Микроскопический метод.
2.3. Микологический метод.
2.4. Химический метод.
2.5. Физический метод.
2.6. Биологический метод.
2.7. Серологический метод.
1. Понятие диагностики болезней
Диагностика болезней - это распознавание причин патологического состояния путем тщательного и всестороннего исследования больного растения. Постановка диагноза включает установление типа, характера (инфекционное или неинфекционное), причины или возбудителя заболевания и выбор соответствующих лесозащитных мероприятий.
2.Методы диагностики болезней растений
В настоящее время для диагностики заболеваний используют следующие методы:
макроскопический,
микроскопический,
микологический,
химический,
физический,
биологический,
серологический.
2.1 Макроскопический метод
Макроскопический метод позволяет распознать болезнь прямо в лесу, питомнике и в настоящее время является ведущим в производственных условиях. Это наиболее простой метод, дающий возможность диагностики болезни по видимым невооруженным глазом признакам. Эти признаки И.И. Журавлев предлагает делить на три группы:
признаки, характерные для возбудителя болезни (мицелий, спороношения, плодовые тела, стромы, бактериальные массы и др.);
признаки проявления патологического состояния у растения (усыхание, опухоль, образование язв, ступенчатых или смолоточащих ран, побурение хвои и др.);
признаки, характеризующие неблагоприятные условия роста и воздействия окружающей среды (заболачивание, изреженность древостоя, пожары и т.д.).
При использовании макроскопического метода следует иметь в виду, что по состоянию и анатомо-морфологическим изменениям пораженных растений чаще всего удается установить лишь тип болезни. При наличии же ясно выраженных грибных образований (например, мицелия, спороношений или плодовых тел), слизистых бактериальных скоплений или хорошо развитых экземпляров паразитических цветковых растений, в сочетании с другими симптомами, можно сделать вывод об инфекционном характере болезни, а также установить принадлежность данного заболевания к определенной экологической группе: грибное, бактериальное, вызванное цветковым паразитом. И лишь только в тех случаях, когда имеются специфические признаки известных заболеваний, можно поставить точный диагноз инфекционной болезни, т.е. определить вид возбудителя. Так, по внешним признакам, не прибегая к сложным методам диагностики, можно поставить диагноз мучнистой росы, черной пятнистости клена, смоляного рака сосны, нектриевого некроза лиственных пород и некоторых других болезней.
К постановке диагноза по макропризнакам предъявляются следующие основные требования:
детальность исследования больного растения;
массовость наблюдений;
тщательный анализ данных;
осторожность в назначении мероприятий.
Детальность исследования заключается в том, что растение не только осматривается от вершины до корней, но и учитываются все видимые отклонения от нормы. Для проведения подобного осмотра у взрослых деревьев (ствол и крона) можно использовать бинокль, а для осмотра корневой системы вовсе не обязательно ее полное раскапывание, для этого достаточно обнажить лишь ту часть, которая залегает близко к поверхности почвы (на глубину 5-15 см и на длину по радиусу распространения корней 0,5-1,5 м).
Массовость наблюдений предполагает исследования достаточно большого количества больных растений и необходима с целью постановки правильного диагноза и исключения ложных выводов. Дело в том, что плодоношения грибов и другие признаки болезни могут встречаться не на всех растениях, а только в определенной стадии развития их болезни в зависимости от окружающих условий и других причин.
Под тщательностью следует понимать совокупность выявленных признаков и указаний о патологическом процессе, как обнаруженных на самом растении и в условиях окружающей среды, так и характерных для возбудителя.
При осмотре растения обращают внимание на наличие плодовых тел, спороношений, различных видоизменений мицелия (ризоморфы, пленки, склероции и т.д.), различных новообразований (раны, опухоли, трещины и т.д.), гнилей.
Анализ требует осторожного отношения к фактам, так как часто имеются случаи, когда исследующий сталкивается с комплексом не только причин, но и возбудителей болезней. Ставящий диагноз должен быть убежден в правильности определения причин патологического состояния леса, а также в правильности назначаемых мер борьбы. Необходимо предвидеть возможные отрицательные последствия назначенной меры. Так, одновременная выборка большого количества больных деревьев может вызвать последующий ветровал в ельниках и т.д. Недопустимо назначение мер борьбы в общих рекомендациях, например - "протравить почву".
Недостатком макроскопического метода является невозможность постановки диагноза на ранних этапах патогенеза, когда видимые признаки болезни отсутствуют.
- Оглавление
- Лекция № 1. Предмет и задачи лесной фитопатологии. История возникновения и развития. Общие сведения о болезнях растений План
- 1. Предмет и задачи лесной фитопатологии
- 2. История возникновения и развития фитопатологии
- 3. Понятие о болезни растения. Симптомы болезни
- 4. Классификация и типы болезней
- 5. Вредоносность болезней растений
- Библиографический список
- Лекция № 2 возбудители болезней растений. Грибы План
- 1.Общие сведения о грибах
- 2. Строение грибной клетки
- 3. Распространение спор грибов
- 4. Питание грибов
- 5. Паразитизм и специализация грибов
- Лекция № 3 размножение грибов План
- 1. Вегетативное размножение
- 2. Репродуктивное размножение
- 2.1 Репродуктивное бесполое размножение
- 2.2 Репродуктивное половое размножение
- Лекция № 4 систематика грибов План
- 1. Краткая история изучения систематики грибов
- 2. ЦарствоProtozoa, илиProtoctista
- 3. ЦарствоChromista(Псевдогрибы)
- 4. ЦарствоMycota,Fungi(Настоящие грибы)
- Лекция № 5 отдел ascomycota(аскомицеты) План
- 1. Общая характеристика отделаAscomycota
- 2. КлассArchaeascomycetes
- 3. КлассHemiascomycetes
- 4.КлассEuascomycetes
- 5. КлассLoculoascomycetes
- Лекция № 6 отдел basidiomycota (базидиомицеты) План
- 1. Общая характеристика отделаBasidiomycota
- 2. КлассBasidiomycetes
- 3. КлассUstomycetes
- 4. КлассTeliomycetes
- Лекция №7 отдел deuteromycota(дейтеромицеты) План
- 1. Общая характеристика отделаDeuteromycota
- 2. КлассHyphomycetes
- 3. КлассCoelomycetes
- 3. КлассAgonomycetes– агономицеты, или стерильные мицелии
- Библиографический список
- Лекция № 8 фитопатогенные бактерии.Типы бактериальных болезней растений План
- 1. Общая характеристика бактерий
- 2. Строение бактериальной клетки
- 3. Размножение бактерий
- 4. Питание бактерий
- 5. Проникновение бактерий в растения
- 6. Систематика бактерий
- 7. Бактериальные болезни растений
- 8. Источники и пути распространения бактериальной инфекции
- Библиографический список
- Лекция № 9 фитопатогенные вирусы и вирусные болезни растений
- 1. Общая характеристика вирусов, история открытия
- 2. Строение вирусов
- 3.Размножение вирусов
- 4. Передача вирусов растений
- 5. Классификация вирусов
- 6. Изменения, вызываемые вирусом в зараженном растении
- Библиографический список
- Лекция № 10 микоплазмы и паразитические цветковые растения План
- 1. Общие сведения о микоплазмах. История открытия.
- 2. Строение и размножение микоплазм
- 3. Микоплазмы - возбудители болезней растений
- 4. Высшие цветковые растения как возбудители болезней растений
- 5. Корневые полупаразиты и паразиты растений
- 6. Стволовые полупаразиты
- 7. Стеблевые паразиты
- Библиографический список
- Лекция № 11 патогенез и динамика инфекционных болезней растений План
- 1. Этапы патологического процесса при инфекционных болезнях растений
- 2. Патологические изменения больного растения
- 2.1 Патоморфологические изменения
- 2.2 Патофизиологические изменения
- Библиографический список
- Лекция №12 эпифитотии План
- 1.Понятие об эпифитотиях
- 2. Роль патогена, растения-хозяина и внешней среды в развитии эпифитотий
- 3. Динамика эпифитотий
- 4.Типы эпифитотий
- Библиографический список
- Лекция № 13 иммунитет растений к инфекционным болезням План
- 1. Понятие иммунитета растений
- 2. Основные теории иммунитета
- 3. Генетика иммунитета. Вертикальная и горизонтальная устойчивость
- 4. Категории иммунитета растений
- 5. Врожденный иммунитет
- 6. Приобретенный иммунитет и пути повышения устойчивости растений к болезням
- Библиографический список
- Лекция № 14 лесопатологический мониторинг План
- 1. Понятие лесопатологического мониторинга. Цель, задачи, этапы организации лесопатологического мониторинга.
- 2.Уровни и объекты лесопатологического мониторинга
- 3. Структура лесопатологического мониторинга. Лесопатологический надзор и лесопатологические обследования
- 4.Методы и средства лесопатологического мониторинга
- Наземные регулярные наблюдения за состоянием объектов лпм
- Библиографический список
- Лекция № 15 прогноз болезней растений План
- 1. Понятие прогноз болезней. Теоретические предпосылки прогнозирования. Виды прогноза.
- 2. Многолетний прогноз
- 3. Долгосрочный сезонный прогноз болезней растений
- 4. Краткосрочный сезонный прогноз
- Библиографический список
- Лекция № 16
- 2.2 Микроскопический метод
- 2.3 Микологический метод
- 2.4 Химический метод
- 2.5 Физический метод
- 2.6 Биологический метод
- 2.7 Серологический метод
- Библиографический список
- Лекция № 17 методы борьбы с болезнями растений План
- 1. Лесохозяйственный метод
- 2. Биофизический и механический методы
- 3.Биологический метод
- 4. Химический метод борьбы
- Библиографический список
- Заключение
- 250201 Лесное хозяйство и направления 250100 Лесное дело