logo search
Схема территориального планирования Красноярско

4.2.6Транспортные узлы

В пунктах пересечения разных видов транспорта и в пунктах зарождения и погашения значительных объемов грузов сформирован ряд транспортных зон3.

Таблица 4.2‑11 Интегрированные транспортные зоны Красноярского края

Интегрированные транспортные зоны

Интегрированные узлы, а также станции, пристани, аэропорты, автопредприятия в их пределах

Станции, порты, пристани в зоне влияния интегрированных узлов

Красноярская

Красноярский узел, станции, порт, аэропорты и другие транспортные предприятия

Галанино, Комарчага, Новоселовская, другие станции и пристани муниципальных районов, тяготеющие к узлу

Нижнеангар-ская

Лесосибирский, Богучанский транспортные узлы

Назимово, Байкит, Ванавара, Муторай и другие пункты муниципальных районов, тяготеющие к узлам

Норильско–Туруханская

Транспортные узлы: Дудинка, Игарка

Диксон, Туруханск и другие пристани. В перспективе – бухта Ефремова

Ачинская

Ачинский узел, станции в его составе, аэропорт и другие транспортные предприятия

Боготол, Козулька, Суриково, Комаровка, другие станции муниципальных районов, тяготеющие к узлу

Канская

Канский узел, станции, аэро-порт и другие транспортные предприятия

Решоты, Иланский, Поконаевка, другие станции муниципальных районов, тяготеющие к узлу

Западного КАТЭКа

Красная Сопка, Назарово

Дубинино, Ужур и другие станции на железнодо-рожной ветке Красная Сопка – Кия-Шалтырь

Восточного КАТЭКа

Уярский транспортный узел

Уяр, Ирша, Саянская и другие станции муниципальных районов, тяготеющие к узлу

Южная

Минусинский транспортный узел

Курагино и станции на Южсибе от Саянской до Абакана

Красноярский транспортный узел - главный транспортный узел Красноярского края, в составе которого самые крупные в крае - железнодорожный узел, речной порт на Енисее, международный аэропорт, а также другие станции, пристани, аэропорты и краевые предприятия, организующие работу автомобильного транспорта. Узел специализируется на переработке и погрузке на все виды транспорта продукции черной и цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, лесопереработки, легкой и пищевой промышленности.

Железнодорожный узел расположен на Транссибе и включает 8 станций: Бугач, Красноярск-Главный, Енисей, Базаиха, Злобино, Красноярск Восточный и Красноярск Западный. Станции ограничены в своем развитии. Развитие станции Красноярск- Главный сдерживается территориальной близостью к мосту через Енисей.

Красноярский речной порт. Порт имеет резервы пропускной способности. В состав Красноярского порта входят четыре грузовых района: Злобино, Енисей, Песчанка, Гравийный, три из которых специализированы на перевалке всех видов сухогрузов с железной дороги на воду и обратно. Все грузовые районы Красноярского речного порта связаны с железной дорогой через станции «Злобино» и «Енисей». Непосредственно к Красноярскому транспортному узлу можно отнести пристани южных районов края, расположенные вдоль Красноярского водохранилища. Ниже Красноярска по Енисею осуществляется погрузка и выгрузка грузов для Казачинского и Пировского районов на пристани Галанино, которая по автодороге Енисейск – Красноярск имеет выход на железную дорогу Ачинск – Лесосибирск.

Уникальный судоподъемник на Красноярской ГЭС (принят в постоянную эксплуатацию в 1983 г.) уже несколько лет не работает в полную силу. В 2006 г. году через плотину переправлено чуть больше двадцати судов и сделано 34 рейса.

В пределах Красноярского узла расположены аэропорты «Емельяново» и «Черемшанка», на долю которых приходится до 80% пассажирооборота и более 90% грузооборота.

Лесосибирский транспортный узел включает железнодорожные станции, речные порты и пристани, аэропорт, а также автотранспортные предприятия. В пределах узла осуществляется взаимодействие водного и автомобильного транспорта с железнодорожным.

Лесосибирский железнодорожный узел – тупиковый на дороге Ачинск – Лесосибирск. В составе узла грузовые станции: Абалаково, Лесосибирск–1, Лесосибирск–2 и крупные лесопогрузочные станции на подъездных путях предприятий лесопромышленного комплекса с примыканием их к железной дороге и Лесосибирскому речному порту (Заводская и Промышленная).

Лесосибирский речной порт связан с железнодорожными станциями Лесосибирск-1, Лесосибирск–2 и Абалаково. В зону влияния Лесосибирского речного порта входят пристани на Енисее, Ангаре и судоходных притоках на расстоянии более 500 км. Он собирает грузы с пристаней судоходных рек, впадающих в Енисей от Туруханска до Стрелки (места впадения Ангары) и от устья Ангары до Богучанского и Кежемского районов. Среди пристаней зоны Лесосибирского порта нужно выделить пристань Назимово, обслуживающую золотодобывающие предприятия Северо-Енисейского района. В грузообразующих пунктах на участке Енисея, приписанных к Лесосибирскому порту (Абалаково-нефтебаза, Енисейск, Подтесово, Ярцево, Бор), находятся ведомственные причалы предприятий лесопромышленного комплекса. В весенний период в течение 20-30 суток Лесосибирский порт принимает грузы с боковых рек: Большой Пит, Подкаменная Тунгуска, Кас, Сым. В грузообразующих пунктах на реке Большой Пит (Брянка), на реке Ангара (Мотыгино, Новоангарск, Богучаны, Кежма), на реке Подкаменная Тунгуска (Байкит, Ванавара) имеются ведомственные причалы с меньшей механовооруженностью.

В Лесосибирский транспортный узел входят также автопредприятия, обеспечивающие автоперевозки грузов и пассажиров Енисейского района и близлежащих к нему пунктов вдоль автомобильной дороги Енисейск – Красноярск.

Енисейский аэропорт по техническому обеспечению соответствует нормативным требованиям. К узлу можно отнести также аэропорты: Ярцево, Мотыгино и Северо-Енисейска, которые осуществляют грузо- и пассажироперевозки предприятий золотопромышленности и геологических партий.

Игарский транспортный узел до недавнего времени осуществлял функцию перевалки лесных грузов на экспорт с речного на морской транспорт и являлся основным лесовывозящим портом на трассе СМП. Акватории речного и морского рейдов обеспечены естественными глубинами. В настоящее время принимает грузы для обслуживания нефтегазового комплекса Ванкора.

Дудинский транспортный узел объединяет два функциональных участка: речной и морской с пятью перегрузочными комплексами, продолжительность навигации - 310 суток. Обслуживает главным образом Норильский комбинат. Перспектива порта тесно связана с будущим развитием НГМК. Порт Дудинка расположен на правом берегу р. Енисей в устье его притока – реки Дудинка, в 220 морских милях от Карского моря. Пропускная способность порта – 25 т.т. груза в сутки. Годовой объем – до 3 млн. т. грузов. Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причала для спецгрузов и 8 причалов высокой воды затапливаемые до 14 м Нефтепричал вмещает до 180 тыс. м3.

Порт Диксон и одноименный поселок расположен в 500 км севернее от Норильска. Диксон- единственный порт в Карском море, имеет хорошо укрытую бухту, глубины причалов 15 метров позволяют производить погрузочно-разгрузочные работы на судах 50 - 75 тыс. тонн водоизмещением. Порт расположен в юго-восточной части Карского моря у входа в Енисейскй залив, имеет стратегическое значение по своему географическому срединному расположению на трассе СМП. Функционирует только в период летней навигации. Имеются крытые склады общей площадью более 4000 м, открытые складские территории до 10000 м2. Порт закрыт для иностранных судов.

Будущее развитие Диксона связано с развитием СМП и разработкой месторождений УВС арктического шельфа.

Хатангский транспортный узел включает Хатангский морской порт, аэропорт. Расположен на правом берегу реки Хатанга, обеспечивает серный завоз. Глубина причалов – 5 метров. Принимает суда от1,5 до 5,0 тыс. тонн водоизмещением. Является основным перевозчиком в Хатангском бассейне: пп.Хатанга, Хетта, Котуй.

Ачинский транспортный узел второй по величине грузооборота узел после Красноярского и единственный, который обслуживает четыре железнодорожных направления: по Транссибу с запада и востока, Ачинск - Лесосибирск и Ачинск - Абакан – Минусинск. Основными в Ачинском узле являются сортировочная станция Ачинск I, Еловка и грузовая станция Ачинск II. Кроме того, Ачинский транспортный узел объединяет работу станций, расположенных от Мариинска до Кемчуга по Транссибу, и станций на дороге Ачинск – Лесосибирск (например, Суриково, принимающая грузы из Бирилюсского района, и Комаровка, связанная с пристанью Галанино на Енисее).

Кроме собственно Ачинского железнодорожного узла грузовая работа осуществляется на станции Назарово (уголь, строительные материалы), с других грузовых станций Боготольского, Бирилюсского и Козульского районов в основном вывозится древесина и продукция лесообработки. В пределах узла осуществляется взаимодействие автомобильного и железнодорожного транспорта. Здесь же функционируют: пристань на р. Чулым (перевозятся в основном минерально-строительные грузы) и аэропорт. Ачинский аэропорт, в отличие от ряда аэропортов края, имеет нормированную обеспеченность взлетно-посадочными полосами. Через Ачинский узел из Западной Сибири проходит трасса магистрального нефтепровода, снабжающего нефтью Ачинский НПЗ.

Транспортный узел Западного КАТЭКа (Красная Сопка) представлен рядом станций, обслуживающих объекты КАТЭКа и другие промышленные предприятия в зоне. Узел находится на грузовывозящей железнодорожной линии Кия-Шалтырь – Красная Сопка для выхода угля, руды и сельскохозяйственной продукции на железную дорогу Ачинск - Абакан. Здесь же проходит автомобильная магистраль краевого значения Абакан – Ачинск- Красноярск, по которой осуществляются грузо- и пассажироперевозки из Шарыповского, Ужурского, Балахтинского районов. Красная Сопка дает выход на железную дорогу Ачинск – Абакан железнодорожной линии Кия-Шалтырь – Дубинино – Шушь – Красная Сопка, где расположена крупная углепогрузочная станция Дубинино. В Шарыпово имеется аэропорт.

Канский транспортный узел объединяет работу станций, расположенных от Канска до Тайшета вдоль Трассиба, всех станций на дороге Решеты – Карабула (кроме Карабулы) и вдоль Южсиба – от Тайшета до Щетинкино. Канский узел и станции, тяготеющие к нему (Иланская, Решеты и др.), осуществляют погрузку и отправку на Транссиб лесных и других грузов, прибывающих из муниципальных районов по дорогам Канск –Тасеево – Троицк и Канск – Карабула. К Канскому узлу тяготеют грузовые станции Поконаевка и Октябрьский на железной дороге Решеты –Карабула (лесоперевалочные и лесовывозящие).

Транспортный узел Восточного КАТЭКа (Уяр) представлен совокупностью крупных железнодорожных станций в пределах восточного крыла КАТЭКа и станций, расположенных по Транссибу от Уяра до Канска. Узловая станция Уяр связывает Транссиб с Южсибом железнодорожной линией Уяр – Саянская, что обеспечивает более краткий выход топливных, лесных и других грузов на Южсиб и далее на юг Западной Сибири и на экспорт. В Уяре расположен крупный нефтеналивной терминал.

Богучанский транспортный узел, как железнодорожный еще только формируется. В настоящее время основным видом груза, предъявляемого к перевозке по железной дороге Карабула – Решеты, является продукция лесной промышленности. К транспортному узлу подходит автомобильная дорога Канск – Абан – Карабула и межрегиональная автодорога Кодинск – Седаново. В составе узла – аэропорты: Богучаны и Кодинск. Грузовой потенциал узла образуется за счет вывоза леса. Лесные грузы в большей степени идут в страны ближнего и дальнего зарубежья: Китай, Японию, Казахстан и Центральную Азию.

Южный транспортный узел, в составе которого объединяются все железнодорожные станции от Щетинкино до Минусинска по Южсибу. На Южсибе можно выделить потенциально перспективную станцию Курагино, расположенную вблизи разрабатываемых месторождений железных руд. Увеличивается по Южсибу транзит лесных и других грузов за счет частичного перераспределения их с Транссиба. В состав узла входят также автопредприятия, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров по автомагистрали М-54 «Енисей», которая является не только главной транспортной артерией для связи центральных и южных районов края, но, прежде всего это основной выход Тывы на транспортную сеть России. В составе узла функционирует Шушенский аэропорт.

Основные недостатки сложившегося транспортного комплекса края можно условно разделить на планировочные, связанные с обслуживанием территории, и отраслевые, связанные, как с проблемами каждого вида транспорта, а также определяющиеся спецификой хозяйственной деятельности территории.

К планировочным недостаткам относятся следующие: