logo search
Ответы на госы 1

12. Лесоустроительный проект и его использование при разработке мероприятий по развитию лесного хозяйства.

В наше время проводятся два вида проектирования: лесохозяйственное и лесопромышленное (лесозаготовительное). Лесохозяйственное проектирование выполняют лесоустроительные организации, изыскание механизированных дорог и проектирование механизации лесозаготовок – организации системы лесной промышленности. Эти два вида работ должны быть тесно увязаны между собой, так как размер рубки, выбор участков и проектируемый способ рубок обусловливают успешность лесовыращивания, лесовосстановление и подъем продуктивности леса. От решения этих трех вопросов, в свою очередь, во многом зависит создание условий, при которых механизация заготовок и транспорта леса оказывается особенно эффективной и рентабельной. Различия в задачах лесного хозяйства, осуществляемого в лесах разных групп, обусловливают порядок увязки лесохозяйственного и лесозаготовительного проектирования.

В лесах первой группы при лесоустройстве проектируются лишь лесовосстановительные санитарные рубки, рубки ухода за лесом и лесовосстановительные рубки. Соотношение этих рубок зависит от состояния леса, его лесоводственных и таксационных особенностей. Лесозаготовительное проектирование в лесах первой группы имеет подчиненное значение и должно выполняться применительно к лесохозяйственным предначертаниям, принятым лесоустройством.

В лесах второй группы ведущая роль принадлежит лесоустроителю, который решает вопрос о размере пользования лесом, исходя из состояния древостоев, их возрастного распределения и среднего годичного прироста. Спелые и перестойные участки леса обычно оказываются разбросанными среди древостоев прочих возрастных категорий, поэтому в них нельзя проводить концентрированные рубки. Постройка железнодорожных лесовозных путей в лесах второй группы обычно оказывается нерентабельной. Лес здесь нужно вывозить по имеющимся лесовозным путям. Если их нет, следует проектировать лесовозные дороги. Технико-экономические показатели дорог этого типа должны быть известны лесоустроителю. В плане рубок, кроме состояния и возрастного распределения, назначаемых в рубку древостоев, необходимо учитывать максимальную загрузку механизированных транспортных путей, имеющихся в устраиваемом лесном массиве. Чтобы план рубок был реальным, выбор участков для рубки и размещение лесосек должны быть согласованы с основным лесозаготовителем, осуществляющим лесозаготовки в данном лесном массиве. Исходя из выявившейся при лесоустройстве расчетной лесосеки в укрупненных показателях, лесозаготовитель, работающий в данном массиве, должен составить проект эксплуатации лесов и предусмотреть в нем сеть лесовозных дорог, места складов и грузовые потоки древесины. Назначая в рубку в первую очередь участки, требующие этого по своему состоянию и возрасту, лесоустроитель учитывает пожелания, изложенные в проекте эксплуатации, составленным лесозаготовителем. В тех случаях, когда имеются одинаковые основания для назначения рубки в нескольких участках, он обязан выбирать участки, тяготеющие к одной лесовозной дороге. В современных условиях при устройстве лесах этой группы лесоэксплуатационный процесс надо сочетать с лесохозяйственной деятельностью. При ограниченных запасах древесины в лесах второй группы лесов второй группы необходимо стремиться составить не только проект плана рубок, но и проект реализации этого плана путем разработки эксплуатационных показателей, хотя бы в эскизном их оформлении, так как в нельзя вести расчеты на сооружение лесовозных дорог с большим грузооборотом, однако более мобильные и легкие виды механизации лесозаготовок и транспорта леса должны найти место и в лесах этой группы. Лесохозяйственные мероприятия следует проектировать таким образом, чтобы их выполнение не исключало возможности применения механизации лесозаготовок и транспорта леса.

В лесах третей группы основной задачей лесоустройства является проведение инвентаризации лесного фонда, а в результате ее составление таксационного описания и плана лесонасаждений. На основе изучения естественноисторических условий и прошлого хозяйства лесоустроитель должен иметь хозяйственную оценку результатов применения отдельных мероприятий, рекомендовать способы рубок и лесовозобновления на ближайший ревизионный период. Если в устраиваемом лесном массиве имеются механизированные лесовозные дроги, лесоустроитель совместно с представителем лесозаготовительной организации, построившей эти дороги, составляет на ближайшие 10 лет проект плана рубок. При составлении этого проекта надо исходить из максимальной загрузки лесовозной дороги, предложение по ее удлинению и реконструкции и скорейшему восстановлению леса на вырубаемых площадях. При отсутствии в массиве лесовозных дорог лесоустроитель не составляет развернутого (детального) плана рубок, он должен указать, куда можно доставлять древесину из данного массива, какой вид транспорта (тип дороги) наиболее целесообразен, в каком месте следует строить лесовозную дорогу, с какими трудностями придется столкнуться при ее сооружении (резкие изменения рельефа, заболоченные пространства). В лесах третей группы лесозаготовительные проектирующие организации составляют проект освоения массива, постройки в нем механизированных лесовозных дорог, лесных поселков, лесных складов и т.п. При этом они исходят из расчета полной загрузки механизированной лесовозной дороги. Направление дороги, намечаемые очереди ее сооружения определяют пространственное расположение лесосек, сроки их примыкания и степень концентрации рубок применительно к правилам рубок главного пользования. В состав экспедиций и проектирующих лесопромышленных организаций должны входить специалисты по лесному хозяйству, которые обязаны вносить в проекты рубок Лесоводственный минимум – мероприятия по лесовосстановлению вырубок и оставлению на корню молодняков и средневозрастных древостоев. При устройстве лесов третей группы лесоустроитель обязан определить размер ежегодного пользования лесом или, иными словами, установить размер расчетной лесосеки. При установлении размера расчетной лесосеки, кроме возрастного насаждения и их прироста, необходимо учитывать загрузку проектируемого транспортного пути на весь период его действия. В месте с этим в лесном массиве должен оставаться на корню минимальный лесной фонд, обеспечивающий потребности в древесине местного населения и местной промышленности.

Задачей проектируемых организаций должны быть разработка проектов комплексных хозяйств, сочетающих элементы лесохозяйственной и промышленной деятельности. При такой постановке вопроса лесоустройство, промышленные изыскания и проектирования промышленных мероприятий должны представлять единую органически связанную систему. Лесоустроительное проектирование ограничивается разработкой процентных заданий развития лесного хозяйства на ближайшее десятилетие. В практической деятельности лесохозяйственных органов выявилась необходимость в разработке по целому ряду вопросов более детальных технических проектов. Эта задача решается Всесоюзным Государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз». Им разрабатываются технические проекты по организации лесохозяйственных предприятий, строительству цехов товаров широкого потребления, зданий и сооружений пожарно-химических зданий, наблюдательных вышек, линий, связи и др.