logo
Управление лесами Большаков

4.5. Разделение компетенций хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения, использования лесов

В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой Российской Федерации 22 января 1997 г.), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удостоверения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

В условиях государственной собственности государство обычно передает права на пользование лесными ресурсами, в первую очередь древесиной, частным предпринимательским структурам, которые благодаря конкуренции способны более эффективно (в сравнении с государством) обеспечить использование древесных ресурсов. В то же время, государству в определенных условиях целесообразно организовать использование недревесных полезностей леса, когда последние имеют высокую социальную и экологическую значимость. В основу распределения прав между государством и частным бизнесом должен быть положен критерий эффективности использования лесных ресурсов.

Держатель временных прав собственности (пользователь) заинтересован в максимально большом сроке пользования лесными ресурсами, так как, во-первых, для него появляется гарантия стабильного сырьевого обеспечения созданных производственных мощностей по переработке древесины, во-вторых, лесозаготовитель получает надежду на увеличение сырьевых ресурсов в отдельной перспективе через реализацию мероприятий по повышению продуктивности лесов.

Органы государственной власти, предоставляющие временные права на пользование ресурсами, заинтересованы в том, чтобы период действия временных прав был минимально коротким в надежде на то, что в перспективе, благодаря рыночной конкуренции, появятся другие пользователи, предлагающие более выгодные условия для сделки. Компромиссным решением является установление сроков временных прав при аренде лесных ресурсов исходя из периода окупаемости капиталов, первоначально вкладываемого пользователем в освоение лесных ресурсов (строительство дорог, создание социально-бытовой инфраструктуры и т.п.). Такие сроки в практике аренды лесных ресурсов за рубежом составляют 15-20 лет.

Приобретение временных прав собственности на лесной фонд в рыночной экономике всегда обусловлено желанием предпринимателей получать максимальный доход от использования ресурсов. Однако в реальной экономической деятельности реализация права на получение дохода сталкивается со множеством ограничений, вводимых государством через:

При этом следует понимать, что если вводимые ограничения сделают доход пользователя минимальным (близким к нулю), система отношений собственности перестает функционировать как экономическая система.

Возможностью передачи собственности называется возможность для нее быть купленной, проданной или переданной кому-нибудь еще. Только законодательное оформление возможности передачи прав собственности может стать экономической основой многоцелевого использования лесных ресурсов.

Дело в том, что экономическая эффективность многоцелевого использования лесных ресурсов возрастает тогда, когда права собственности размещены между отдельными пользователями так, что каждый в силу своего умения способен извлекать наибольшую выгоду от обладания правами на использование отдельной полезностью леса. Так, вряд ли целесообразно передавать права собственности на рекреационное лесопользование лесозаготовителю, не имеющему квалифицированных специалистов, умеющих извлекать доход от лесного туризма.

Размещение прав собственности по отдельным владельцам называется делимостью собственности. Собственность на лесной фонд с позиций этого критерия представляет собой очень сложную категорию, и любые законодательные решения в этой области должно быть тщательно обоснованы исходя из возможных последствий.

Ограничение доступа определяет степень, с которой держатель прав собственности провозглашает свои права на нее, исключая тем самым участие других. Способность исключать третьих лиц является фундаментальным элементом собственности, который, как будет показано, не был учтен при разработке основных положений федерального лесного законодательства (Лесного кодекса).

Аксиомой рыночной экономики является положение, согласно которому чем больше субъектов (лиц) допускается к принятию решений по реализации прав пользования собственностью (лесными ресурсами), тем менее эффективно она используется.

Из сказанного видно, что формы и права собственности на лесной фонд могут и должны находиться в постоянном изменении. На выбор форм собственности на лесной фонд, наряду с экономическими факторами, решающее влияние оказывает политико-административное устройство государства. Отношения прав собственности на лесной фонд всегда более сложны в государствах с федеративным и конфедеративным устройством в сравнении с унитарными государствами. Здесь практика дает два варианта обеспечения интересов государства в целом и его составляющих (субъектов федерации или конфедерации). В странах Северной Америки (США, Канада) собственность на государственные лесные земли законодательно строго разграничена между государством в целом и субъектами его составляющими /33/.

По состоянию на 1996 год, в США (политическое устройство – федерация) в федеральной собственности находилось 17% общего числа всех лесов, штатам, соответственно, принадлежало 4% лесных площадей.

В Канаде (политическое устройство – конфедерация) почти все природные ресурсы, в том числе лесные, находятся в собственности провинций. В федеральной собственности Канады находится только 11% продуктивных лесных земель, включая леса двух федеральных территорий на севере, национальные парки, территории, контролируемые Управлением национальной безопасности, индейские резервации.

В Российской Федерации при разработке лесного законодательства был использован другой вариант, когда Лесным кодексом (статья 19) была введена монополия федеральной собственности на лесной фонд, несмотря на то, что статьей 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что «земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

При объявлении лесного фонда федеральной собственностью интересы субъектов Федерации в Лесном кодексе закреплены путем передачи им целого ряда прав собственности в виде полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, о чем будет сказано в последующем разделе.

По сравнению с ранее действовавшим федеральным законодательством Лесной кодекс значительно расширил полномочия Российской Федерации, передав ей ряд распорядительных функций в управлении лесным хозяйством. Такими функциями являются:

Лесной кодекс радикально расширил полномочия субъектов Российской Федерации, передав им 13 функций, включая следующие распорядительные:

Таким образом, в условиях федеральной собственности на лесной фонд управление лесопользованием (распоряжение лесным фондом) осуществляют не органы исполнительной власти Федерации, что предопределено правами федеральной собственности, а органы государственной власти субъектов Федерации. Именно это положение, обусловившее разграничение полномочий по управлению лесным хозяйством между Федерацией и субъектами Федерации, принципиально отличает политику Российской Федерации в области управления государственными лесами от политики других стран с рыночной экономикой, где разграничиваются не управленческие полномочия, а объекты лесных отношений (лесные земли, ресурсы). Органы местного самоуправления, на основании нового Лесного кодекса лишены прав распоряжаться лесными ресурсами, в соответствии с законодательством Российской Федерации они (органы) могут наделяться лишь отдельными полномочиями.

Лесным кодексом (глава 8) установлена система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

На федеральном уровне государственное управление лесным хозяйством осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно и через уполномоченный им федеральный орган – Министерство природных ресурсов.

Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

Национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на соответствующей территории лесного фонда и обладают правами лесхозов. Федеральный орган управления лесным хозяйством в целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов создает специализированные организации по авиационной охране лесов от пожаров, по борьбе с вредителями и болезнями леса, организации по лесоустройству и другие. Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается правительством Российской Федерации.

С 1993 года лесхозам запрещено проводить рубку главного пользования и перерабатывать заготовляемую от них древесину, что изменило статус лесхоза и превратило его в специально уполномоченный орган управления лесным хозяйством. Для того, чтобы в полной мере реализовать функции лесоуправления, лесхоз должен и будет постепенно освобождаться от любых видов производственной деятельности, передавая их на подрядное (контрактное ) исполнение юридическим или физическим лицам. При этом правовой статус лесхоза трансформируется в двух возможных направлениях:

1 – лесхоз становится некоммерческой организацией;

2 – лесхоз становится районным подразделением государственной лесной службы.

Самой низовой управленческой структурой являются входящие в лесхозы лесничества, регламентация деятельности которых определяется нормативными актами, утверждаемыми Федеральной службой лесного хозяйства Российской Федерации.