1.6. Состояние и проблемы использования лесных ресурсов России
Среди богатств, которыми наделила Россию природа, лес является самым значимым и он способен, как ни какой другой природный ресурс обеспечить экономическое процветание страны и благосостояние ее населения. На долю России приходится четверть всего мирового лесного покрова. В народнохозяйственной деятельности страны полезности, услуги и продукты леса используются практически во всех отраслях. Русский лес и продукты его переработки востребованы в большинстве стран мира. Лесной сектор, включающий лесовыращивание, охрану лесов, а также переработку древесины и производство социально-значимых товаров, может и должен стать приоритетным в национальной экономике.
Экономический потенциал лесного сектора России оценивается в 100 млрд. долларов США, но используется сегодня лишь не более чем на 7-10 %. По уровню производства лесобумажной продукции и потребления на душу населения Россия значительно уступает многим промышленно развитым странам мира. На недопустимо низком уровне находится инвестиционная привлекательность лесопромышленных предприятий и конкурентоспособность отечественной лесобумажной продукции. Отставание России от других стран мира в первую очередь характеризуется низким уровнем дохода с 1 га эксплуатируемых лесов – он в 10-15 раз ниже, чем в странах Европы, например, в Финляндии или Швеции /25/.
Причин неудовлетворительного состояния дел в лесном секторе не мало. Из них можно выделить: технологическую и экономическую разобщенность довольно сбалансированного ранее комплекса лесохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий, крайнюю изношенность основных производственных фондов, отсутствие необходимых инвестиций, слабый учет на государственном уровне специфических особенностей работы предприятий (сезонный характер, экспортную ориентацию, социальную значимость).
Но главной причиной отставания лесного сектора от мирового уровня является неотрегулированность лесных отношений, отсутствие в стране долговременной национальной лесной политики. Фактически лесные отношения в России слабо приспособлены к рыночной экономике, непрозрачны для общества, не учитывают многих вопросов устойчивого управления лесами, наличия экологически чувствительных рынков.
Общая площадь лесных земель в России составляет 1181 млн. га (69 % территории страны), из них покрытой лесом 768 млн. га с общим средним годичным приростом 980 млн. куб. м. На российские леса приходится более 25 % от мировых запасов древесины, которые в значительной мере представлены огромными по площади массивами. Такие массивы представляют собой эталоны биологического разнообразия экосистем, видов и генотипов, и что не менее важно – естественной динамики лесных экосистем.
Леса России являются естественным стоком приблизительно 15 % мирового запаса углерода. Они дают примерно 75 % поглощения углерода среди мировых бореальных лесов.
Кроме того, российские притундровые леса имеют большое значение для поддержания стабильности климата и переходных экосистем. Особое значение для предотвращения разрушения экосистем и грунтов имеют леса Сибири и Дальнего Востока (а их свыше 50 %). Притундровые леса расположенные в зоне вечной мерзлоты, леса южных областей России сдерживают развитие опустынивания земель на значительных территориях.
В настоящее время освоено дорогами только 142 млн. га или 20 % от всей площади лесов, что позволяет ежегодно заготавливать до 435 млн. куб. м леса. Для освоения всего объема наиболее продуктивного и экономически доступного лесного фонда потребуется строительство лесных дорог, жилых поселков, иной транспортной и энергетической инфраструктуры.
В настоящее время собственником российских лесов является государство, однако, лесной фонд страны используется неэффективно. Объем заготовки древесины по всем видам рубок в 2003 году составил 156 млн. куб. м и упал по сравнению с 1990 годом в 2,6 раза. Расчетная лесосека (научно обоснованный, рациональный объем лесозаготовок) в целом по России использовалась за последние 3 года не более чем на 24 %, а в многолесных регионах Севера европейской части, Сибири и Дальнего востока на 10-15 %.
Принятый в мировой практике показатель съема древесины с 1 га лесопокрытой площади составил в 2003 году в России 0,17 куб. м, а в развитых лесопромышленных странах мира – 2,5 - 3,5 куб. м. Возможные на перспективу размеры неистощительного пользования спелой древесиной по относительно продуктивным лесам в 4-5 раз превосходят нынешний ее объем заготовки.
С 50-х годов после принятия Постановления Правительства (1943 г.) о распределении лесов на три группы, на большей части лесов 1-ой группы южных и центральных районов, которые преобладают здесь, были запрещены главные рубки для промышленного использования. За прошедшие 50 лет в результате консервации лесов здесь накопились спелые и перестойные леса, давно требующие обновления, т.к. они стали объектом распространения вредителей и болезней, а также ветровалов. Типичным примером могут служить леса Московской области.
В связи с трехкратным сокращением объектов лесозаготовок сузилась зона деятельности в лесу, характер проводимых мероприятий и финансовая база. Резко сократились объемы и ухудшилось качество лесовосстановительных и лесоохранных мероприятий и защитного лесоразведения.
Не отрегулированы экономические отношения между лесопользователями и органами управления лесами. Из-за неплатежеспособности многих лесозаготовительных предприятий формальными остаются арендные отношения.
Существенной проблемой Российского лесного сектора является низкая интенсивность использования лесных ресурсов. В результате заготовка одинакового объема леса в России производится на территории в 5-7 раз больше, чем в соседней Финляндии. Отсюда и возникают проблемы транспортного освоения, длинного транспортного плеча, временных лесных поселков и пр.
Другая проблема – односторонний характер использования лесов, направленный на вырубку преимущественно пиловочных ресурсов, что привело в зоне освоенных лесов к истощению высокосортного крупного пиловочника, а так же хвойных высокобонитетных древостоев.
Третья важная проблема – нерационально сформированная система управления лесами. Лес – это федеральная собственность, и в отличие от нефти и газа, присутствует практически во всех субъектах Российской Федерации, а управление им, принятие решений в сфере деятельности лесного сектора сконцентрировано в Центре и распределено по разным министерствам и ведомствам. В то же время именно в регионах прекращаются интересы субъектов лесных отношений и вероятно должна быть сформирована другая структура управления лесами с более рациональным разделением функций по властной вертикали.
Четвертая проблема – низкий уровень контроля со стороны государства за использованием лесных ресурсов. Ежегодно нелегально вырубается, а значит и уходит от налогов 50 % древесины, что, в частности, отражается на качестве и объемах лесовосстановления, охраны лесов от пожаров.
Республика Коми – один из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов лесного фонда на 1 января 1998 г. составила около 30 млн. га или 3,5 % площади всех лесов России и около 40 % площади лесов Европейского Севера России /15/.
В далеком прошлом леса покрывали почти всю территорию Коми края. По мере развития промышленности потребность в древесине возрастала и лес стали вырубать большими площадями.
В настоящее время леса и кустарники занимают 74 % земельной площади Республики Коми. Для лесоэксплуатации выделено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м. Характерной особенностью лесов республики является высокий удельный вес спелых и перестойных лесов (75%)
Республика относится к числу немногих лесных районов России, в структуре которых преобладают ценнейшие темнохвойные еловые леса. Хвойные породы в целом составляют 87 % всех запасов спелых и перестойных лесов, в том числе сосна – 23 %, ель – 64 %. Сравнительно меньше березы (2,8 %), осины (3,4 %), лиственницы (2,1 %), пихты (0,8 %), кедра (0,2 %) /41/ .
Характеристика основных показателей лесных ресурсов России и Коми республики по отношению в целом на Земле приведена в табл. 3.
Таблица 3
- Кафедра менеджмента и маркетинга
- Оглавление
- Введение
- 1. Лесные ресурсы и их использование
- 1.1. Понятие, значение
- 1.2.Экологическое значение лесов
- 1.3. Современное состояние лесов
- 1.4.Многоцелевое использование лесных ресурсов
- Ассортимент ресурсов и продуктов леса при его многоцелевом использовании
- Социальные, защитные и культурные функции леса (услуги и эффект)
- 1.5. Последствия использования древесины
- 1.6. Состояние и проблемы использования лесных ресурсов России
- Основные показатели лесных ресурсов
- 1.7. Социально-экономические аспекты лесопользования в России
- 2.Основы организации воспроизводства лесных ресурсов
- 2.1. Понятие о воспроизводстве лесных ресурсов
- 2.2. Понятие об организации. Организация в лесном хозяйстве
- 2.4. Неистощительное и рациональное использование леса
- 2.5. Условия и принципы организации воспроизводства
- 2.6. Цели современного ведения лесного хозяйства
- 2.7. Роль России в международном сотрудничестве в области использования, сохранения и воспроизводства лесных ресурсов
- 3.Основы планирования воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования
- 3.1. Основные понятия о планировании. Лесной кодекс о планировании
- 3.2.Основы планирования важнейших составных частей процесса воспроизводства лесных ресурсов
- 3.3. Планирование рубок леса
- 3.4. Разработка лесоводственных программ
- 3.5. Продуктивность лесов
- 3.6. Возраст рубок
- Возрасты спелости и рубки леса, лет
- 3.7.Возможный размер пользования лесом: расчетная лесосека
- Общая характеристика лесосырьевого фонда Республики Коми в разрезе лесхозов
- 3.8. Непрерывность лесопользования как стратегическая цель лесного хозяйства
- 3.9. Территориальные программы использования и воспроизводства лесных ресурсов
- Лесовосстановление Тысяч гектаров
- 3.10. Региональная система лесохозяйственных мероприятий
- 4. Права собственности на лесные ресурсы
- 4.1. Понятие и содержание права собственности
- 4.2. Формы собственности
- Формы собственности на объекты лесных отношений
- 4.3. Объекты лесных отношений
- Объекты лесных отношений
- 4.4. Субъекты лесных отношений
- 4.4.1. Граждане (физические лица)
- 4.4.2. Юридические лица
- 4.5. Разделение компетенций хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения, использования лесов
- 4.6. Российское законодательство о правах собственности на лесные ресурсы
- 4.7. Права собственности на леса в странах с развитой рыночной экономикой
- 5. Основы организации лесопользования
- 5.1. Классификация и содержание видов лесопользования
- 5.2. Возникновение права лесопользования
- 5.3. Принципы осуществления права лесопользования
- 5.4. Ограничение, приостановление и прекращение права лесопользования
- 5. 5. Лицензирование деятельности по лесопользованию
- 5.6. Обоснование размеров и пространственного размещения лесопользования
- 6. Организация управления в области использования и воспроизводства лесных ресурсов
- 6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве
- 6.2. Функции управления лесным хозяйством
- 6.3. Система управления
- 6.4. Принципы государственного управления
- 6.5. Управление лесными ресурсами
- 6.6.Особенности управления лесопользованием в Российской Федерации
- 6.7. Принципы договорных отношений при организации лесопользования
- Интересы
- Договор
- 6.8. Характеристика основных видов договоров на осуществление лесопользования
- 6.9. Предоставление участков лесного фонда в аренду
- 7. Устойчивое управление лесами
- 7.1. Особенности управления лесными экосистемами
- 7.2. Устойчивость экосистем
- 7.3. Изменение лесных экосистем во времени
- 7.4. Истоки устойчивого управления лесами
- 7.5. Основные проблемы экологического менеджмента России
- 7.6. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами
- 7.7. Формы и показатели устойчивого лесоуправления
- 7.8. Предпосылки для перехода к устойчивому ведению лесного хозяйства
- 7.9. Социальные основы устойчивого управления лесами
- 8. Оценка эффективности решений при использовании лесных ресурсов
- 8.1. Модель образования лесной ренты
- 8.2. Модель формирования лесной ренты
- 8.3. Формула расчета лесной ренты
- 8.4. Показатели оценки эффективности использования лесной ренты
- 9. Финансовые основы устойчивого управления лесами
- 9.1.Финансовая система в лесном секторе
- 7 Бюджет субъекта Федерации
- 6 Местный (районный) бюджет
- Лесопользователи
- 9.2. Анализ финансовой системы
- 10. Устойчивое развитие в лесном хозяйстве
- 10.1. Понятие развития
- 10.2. Определение устойчивого развития лесного хозяйства
- 10.3. Аспекты устойчивости лесного хозяйства
- 10.4. Экономическая устойчивость в лесном хозяйстве
- 10.5. Экологическая устойчивость
- 10.6. Социальная устойчивость
- 11. Роль сертификации лесов в организации лесопользования
- 11.1. Проблемы сертификации лесных ресурсов
- 11.2. Структура функционирования системы сетификации
- 11.3. Система лесопользования без учета окружающей среды и лесных ресурсов
- Густота дорожной сети
- 11.4 Схема использования лесных ресурсов с учетом состояния лесных ресурсов и качества окружающей среды
- Густота дорожной сети
- 11.5. Добровольная сертификация
- 11.6. Обязательная сертификация
- Заключение
- Библиография
- Нормативные и правовые акты