4.1. Понятие и содержание права собственности
Право собственности – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, непротиворечащих закону и иным правовым актам и ненарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства /38/.
Ст. 18 Лесного кодекса РФ гласит, что содержание права собственности определяется Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством Российской Федерации /3/.
Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом (ст. 209 ГК РФ) /44/.
Право владения – это фактическое обладание вещью.
Право пользования – это извлечение полезных свойств из вещи в процессе лесопользования, виды которого приведены в ст. 80 Лесного кодекса РФ /3/.
Право распоряжения – это возможность определять юридическую судьбу вещи.
Осуществление права собственности небезгранично. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
Земля, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы составляет основу жизни и деятельности людей. В Конституции России по этому поводу записано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9, п. 1) /22/. Имея первостепенное значение в сфере общественного производства, они на протяжении истории, общества всегда были одним из важнейших объектов собственности, занимая при этом особое место. Это объясняется прежде всего их ограниченностью в природе, владение землей или лесом на правах частной собственности всегда было престижно, учитывая эффект постоянного дорожания лесоземельных угодий, можно говорить об относительной гарантии стабильности бизнеса, сохранением и накоплением капитала и т.д.
В отличие от собственности на материальные блага, в создании которых главную роль играет такой производственный фактор как труд человека, собственность на природные ресурсы, составляющие общечеловеческое достояние, представляет собой категорию условную. Главная причина в том, что лес, даже находящийся в частной собственности, продолжает поставлять различные невесомые полезности для окружающих, которые находятся далеко за пределами этого частного владения. «Лес признается социальным благом сам по себе, независимо от того кому он принадлежит. Это основная посылка, отражающаяся на всей конструкции права собственности на лес. Если лес социальное благо, то в его существовании заинтересовано целое - государство; так как от целого умозаключают к общечеловеческому, то легко предположить, что недалеко то время, когда лесные нормы станут предметом законодательства не отдельных государств, а международных договоров и трактатов» /33/. Эти строки, написанные Фалеевым Н.И. в 1912 г. находят свое подтверждение в происходящих в настоящее время различных межправительственных переговорных процессах по устойчивому управлению лесами.
Несмотря на имеющиеся между природными ресурсами различия, в вопросах собственности на них много того, что обусловлено их положением как объектов природы, используемых в процессе производства в качестве предмета и средства труда.
В наиболее общем виде собственность на леса означает власть или правовое господство какого-либо лица над лесом. Понятие собственность на лес можно применять в экономическом и юридическом аспектах.
С экономической точки зрения собственность на леса возникла задолго до появления государства и права. Ряд авторов придерживается точки зрения, что главным признаком собственности в экономическом смысле являлись и являются акты присвоения или отчуждения /4/.
В качестве юридической категории собственность на леса могла возникнуть лишь с появлением государства и права. Она представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению лесами. Обладая основными чертами, свойственными праву собственности вообще, право собственности на леса можно рассматривать в объективном и субъективном аспектах.
В объективном аспекте право собственности на леса представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собственности в соответствующих природоресурсовых отраслях права. Примером может служить институт права собственности леса.
Право собственности на леса можно рассматривать не только как правовой институт собственности, но и как субъективное право в виде совокупности правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению лесом. Как правило, субъективному праву собственности на леса противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае нарушения субъективного права собственности, оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно Конституции Российской Федерации защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности (ст. 8, разд. 2) /22/. Собственность на леса так же, как и любой другой институт собственности, имеет свою специфику, определяемую особенностью объекта лесных отношений и социально-экономическими факторами. Последние обусловлены проведением радикальной экономической реформы в стране, изменением лесных отношений и формированием многоукладной экономики в различных отраслях.
Рассмотрим смысл и значение права собственности на леса, исходя из возможных ограничений этого права. Абсолютной собственности на леса не существует. Такое утверждение справедливо практически для всех стран, где имеет место частная собственность на леса. В России, представляя собственникам земли и других природных ресурсов право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ими в пределах, предусмотренных законом, Конституция Российской Федерации устанавливает определенные ограничения. В частности там записано, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляет их собственники свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36 п.2) /22/.
Частная собственность на природные ресурсы закреплена в Конституции России лишь теоретически, то для отечественного лесного хозяйства правильнее говорить не о правомочиях собственности вообще, а об ограничении права пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, поскольку правомочия владения и распоряжения согласно существующему законодательству, как правило, не ограничиваются. Лесной кодекс различает ограничение и приостановление прав пользования лесным фондом. Эти права могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью; защиты основ конституционного строя; обеспечение обороны страны и безопасности государства; охраны здоровья населения; охраны окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия; прав и законных интересов граждан.
Ограничения полномочий собственности на природные ресурсы вызваны прежде всего их ограниченностью в природе и незаменимостью в хозяйственном процессе. Все ограничения можно разделить на постоянные и временные.
К постоянным ограничениям правомочий пользования относится предусмотренные в федеральном лесном законодательстве обязанности:
соблюдать требования рационального использования и охраны лесного фонда;
необходимость проведения лесовосстановительных мероприятий;
осуществлять лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека;
не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников или арендаторов;
выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон и т.п.;
сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия;
по переводу лесных земель в нелесные;
соблюдение порядка по согласованию проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Ограничением прав собственника лесов с различными формами собственности является также право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп лесоземельного угодья у собственника для государственных и муниципальных нужд.
К числу временных ограничений относятся:
выполнение особых условий по пользованию лесным фондом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
строгое целевое использование лесного фонда;
возможность совершения сделки купли-продажи участка лесного фонда, при условии сохранения его целевого назначения (для частного лесовладения);
ограничения оборотоспособности участков лесного фонда и др.
Таким образом, наличие отдельных ограничений со стороны государственных властей по отношению к собственникам лесов и лесопользователям позволяет говорить о государственном регулировании в области лесного хозяйства и об отсутствии абсолютной собственности на леса.
В основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года указано, что «недра, лесной фонд и водные ресурсы… находящиеся как в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в совместной собственности Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации либо в федеральной собственности относятся к объектам, приватизация которых запрещена». Исходя из существующего законодательства, можно сделать вывод о доминировании в России в ближайшем будущем государственной собственности на леса.
В настоящей работе в основу исследования положено понятие собственности на леса в экономическом плане. Юридические аспекты рассматриваются в работе лишь в том объеме, который необходим для полного раскрытия общей темы исследования.
Собственность является многомерной категорией, отражающей три уровня:
политический;
юридический (правовой);
экономический.
Основу экономического содержания собственности составляют:
Потребительская стоимость благ (вещи, ресурсы), проявляющаяся в использовании его отдельных или всех свойств одновременно в интересах человека.
Ограниченность благ (вещей, ресурсов), что заставляет людей оформлять юридически свои претензии на определенную часть благ. Ограниченность ресурсов как основа формирования собственности играла и играет решающую роль в развитии прав собственности на лесные ресурсы. Именно этим фактором можно объяснить то положение, когда частное лесовладение является преобладающим в тех странах, где лесные земли (ресурсы) ограничены.
Стремление получать доход от владения благами (ресурсами) с наименьшими ограничениями или при полном отсутствии последних.
Исходя из названных экономических позиций, наиболее содержательной предстает частная собственность, создающая, как показывает длительный исторический опыт, наиболее эффективные условия для использования благ (ресурсов), их охраны и защиты. В классическом определении частная собственность характеризуется наибольшей полнотой прав, предоставляемых собственнику. Этих прав одиннадцать:
Право владения, означающее право исключительного физического контроля над благами (ресурсами).
Право пользования, означающее право применения всех полезных свойств блага (ресурса) для себя, для получения своего дохода.
Право управления, означающее право на принятие самостоятельных решений по обеспечению пользования благом (ресурсом).
Право на доход, означающее право на обладание всеми результатами от использования блага (ресурса).
Право суверена, означающее право на принятие решений по отчуждению, потреблению, изменению или уничтожению блага.
Право на безопасность, означающее право на защиту от эксплуатации и от вреда со стороны внешней среды.
Право на передачу благ в наследство, означающее создание экономических условий (интереса) для преемственности прав владения благом.
Право на запрет использования способом, наносящим вред внешней среде.
Право на ответственность в виде взыскания, означающее возможность использования блага в уплату долга.
Право на бессрочное обладание благом.
Право на остаточный характер, означающее необходимость существования институтам власти и законодательных процедур, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и полномочий.
Названные права собственности в полной мере реализуются при частном лесовладении, которое широко распространяется в странах Европы и в США. В условиях государственной собственности на лесные ресурсы права собственности всегда урезаны, распределены между несколькими субъектами.
- Кафедра менеджмента и маркетинга
- Оглавление
- Введение
- 1. Лесные ресурсы и их использование
- 1.1. Понятие, значение
- 1.2.Экологическое значение лесов
- 1.3. Современное состояние лесов
- 1.4.Многоцелевое использование лесных ресурсов
- Ассортимент ресурсов и продуктов леса при его многоцелевом использовании
- Социальные, защитные и культурные функции леса (услуги и эффект)
- 1.5. Последствия использования древесины
- 1.6. Состояние и проблемы использования лесных ресурсов России
- Основные показатели лесных ресурсов
- 1.7. Социально-экономические аспекты лесопользования в России
- 2.Основы организации воспроизводства лесных ресурсов
- 2.1. Понятие о воспроизводстве лесных ресурсов
- 2.2. Понятие об организации. Организация в лесном хозяйстве
- 2.4. Неистощительное и рациональное использование леса
- 2.5. Условия и принципы организации воспроизводства
- 2.6. Цели современного ведения лесного хозяйства
- 2.7. Роль России в международном сотрудничестве в области использования, сохранения и воспроизводства лесных ресурсов
- 3.Основы планирования воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования
- 3.1. Основные понятия о планировании. Лесной кодекс о планировании
- 3.2.Основы планирования важнейших составных частей процесса воспроизводства лесных ресурсов
- 3.3. Планирование рубок леса
- 3.4. Разработка лесоводственных программ
- 3.5. Продуктивность лесов
- 3.6. Возраст рубок
- Возрасты спелости и рубки леса, лет
- 3.7.Возможный размер пользования лесом: расчетная лесосека
- Общая характеристика лесосырьевого фонда Республики Коми в разрезе лесхозов
- 3.8. Непрерывность лесопользования как стратегическая цель лесного хозяйства
- 3.9. Территориальные программы использования и воспроизводства лесных ресурсов
- Лесовосстановление Тысяч гектаров
- 3.10. Региональная система лесохозяйственных мероприятий
- 4. Права собственности на лесные ресурсы
- 4.1. Понятие и содержание права собственности
- 4.2. Формы собственности
- Формы собственности на объекты лесных отношений
- 4.3. Объекты лесных отношений
- Объекты лесных отношений
- 4.4. Субъекты лесных отношений
- 4.4.1. Граждане (физические лица)
- 4.4.2. Юридические лица
- 4.5. Разделение компетенций хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения, использования лесов
- 4.6. Российское законодательство о правах собственности на лесные ресурсы
- 4.7. Права собственности на леса в странах с развитой рыночной экономикой
- 5. Основы организации лесопользования
- 5.1. Классификация и содержание видов лесопользования
- 5.2. Возникновение права лесопользования
- 5.3. Принципы осуществления права лесопользования
- 5.4. Ограничение, приостановление и прекращение права лесопользования
- 5. 5. Лицензирование деятельности по лесопользованию
- 5.6. Обоснование размеров и пространственного размещения лесопользования
- 6. Организация управления в области использования и воспроизводства лесных ресурсов
- 6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве
- 6.2. Функции управления лесным хозяйством
- 6.3. Система управления
- 6.4. Принципы государственного управления
- 6.5. Управление лесными ресурсами
- 6.6.Особенности управления лесопользованием в Российской Федерации
- 6.7. Принципы договорных отношений при организации лесопользования
- Интересы
- Договор
- 6.8. Характеристика основных видов договоров на осуществление лесопользования
- 6.9. Предоставление участков лесного фонда в аренду
- 7. Устойчивое управление лесами
- 7.1. Особенности управления лесными экосистемами
- 7.2. Устойчивость экосистем
- 7.3. Изменение лесных экосистем во времени
- 7.4. Истоки устойчивого управления лесами
- 7.5. Основные проблемы экологического менеджмента России
- 7.6. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами
- 7.7. Формы и показатели устойчивого лесоуправления
- 7.8. Предпосылки для перехода к устойчивому ведению лесного хозяйства
- 7.9. Социальные основы устойчивого управления лесами
- 8. Оценка эффективности решений при использовании лесных ресурсов
- 8.1. Модель образования лесной ренты
- 8.2. Модель формирования лесной ренты
- 8.3. Формула расчета лесной ренты
- 8.4. Показатели оценки эффективности использования лесной ренты
- 9. Финансовые основы устойчивого управления лесами
- 9.1.Финансовая система в лесном секторе
- 7 Бюджет субъекта Федерации
- 6 Местный (районный) бюджет
- Лесопользователи
- 9.2. Анализ финансовой системы
- 10. Устойчивое развитие в лесном хозяйстве
- 10.1. Понятие развития
- 10.2. Определение устойчивого развития лесного хозяйства
- 10.3. Аспекты устойчивости лесного хозяйства
- 10.4. Экономическая устойчивость в лесном хозяйстве
- 10.5. Экологическая устойчивость
- 10.6. Социальная устойчивость
- 11. Роль сертификации лесов в организации лесопользования
- 11.1. Проблемы сертификации лесных ресурсов
- 11.2. Структура функционирования системы сетификации
- 11.3. Система лесопользования без учета окружающей среды и лесных ресурсов
- Густота дорожной сети
- 11.4 Схема использования лесных ресурсов с учетом состояния лесных ресурсов и качества окружающей среды
- Густота дорожной сети
- 11.5. Добровольная сертификация
- 11.6. Обязательная сертификация
- Заключение
- Библиография
- Нормативные и правовые акты