logo
Управление лесами Большаков

3.1. Основные понятия о планировании. Лесной кодекс о планировании

Известный американский экономист В. Леонтьев, рассматривая эволюцию направлений в экономической теории отмечал, что в условиях сбоев рыночной экономики под влиянием стрессовых ситуаций решение проблем достижения общего равновесия возможно или может быть облегчено благодаря планированию. Но при этом «статическая теория общего равновесия в планировании постепенно заменяется, а в конечном итоге может быть полностью вытеснена имеющими значительно большие потенциальные возможности, но вместе с тем и более сложными методами, основанными на динамичной теории общего равновесия» /30/. Отмечается при этом, что главным препятствием для их использования являются не сложность аналитического аппарата, сколько «сохраняющаяся неспособность правительства и частных статистических организаций обеспечивать большое количество детальной фактической информации, необходимой для их практического применения». Используемая в планировании и прогнозировании динамическая система общего равновесия может охватывать в интегрированном виде любое число отраслей, вплоть до народного хозяйства страны в целом в виде «таблиц межотраслевых потоков товаров и услуг», называемых также «таблицами (затраты- выпуск)», которые позволяют проследить динамику интересующих экономических процессов шаг за шагом в течение задаваемого периода времени. «Экономическое планирование представляет собой целенаправленное вмешательство в работу конкурентной машины», используя такие «инструменты, как тарифы, субсидии или налоги».

Эти предложения позволяют преодолеть предрассудок, будто бы рыночный механизм и планирование – вещи несовместимые. Правда, таким предрассудком страдают далеко не все зарубежные авторы современной рыночной экономики, а в большей мере наши доморощенные, слепо копирующие неолиберальные взгляды, отстаивающие не вмешательство государства в так называемую свободную рыночную экономику, которой в реальной жизни нет.

На практике в ряде стран с развитой рыночной экономикой планирование уже широко применяется, начиная с 50-х годов. Что же касается общенационального масштаба планирования в качестве примера можно привести Францию. Планирование и орган, отвечающий за него (Генеральный комиссариат по плану) были введены в 1946 году правительством генерала де Голя /30/. Его задача состояла не в замене рыночной экономики, а в необходимом дополнении к ней для определения желаемых направлений к достижению поставленных целей на каждом этапе развития государства, и концентрации имеющихся в его распоряжении инвестиций на этих направлениях. Планирование по характеру было индикативным, интегрированным и многоступенчатым по характеру принятия решений.

Планирование в условиях рыночной экономики этой страны выдержало испытание временем (были подготовлены десять пятилетних планов) и оно не было ликвидировано даже в период сильного влияния неолиберального направления во времена правления Рейгана и Тетчер. Но планирование, как одна из мер государственного регулирования, позволило Франции быстро восстановить разрушенное войной народное хозяйство и добиться внушительных результатов.

Что же касается стратегического планирования на уровне национальной экономики, то эта мера ныне широко используется и во многих других странах.

Введение планирования, как процедуры для выработки и принятия хозяйственных решений в составе смешанной экономической системы позволяет локализовать или ослабить ряд существенных недостатков, свойственных механизму рыночной экономики. В числе последних: слабая реакция рынка на межвременной характер экономики; слабая связь между решениями, принимаемыми на уровне макро- и микроэкономики; и, наконец, постоянно сопутствующий рынку его наследственный порок в виде безработицы и неиспользуемых других ресурсов, на что делали особый упор неудовлетворенные состоянием неоклассической теории крупные экономисты мира.

Воспроизводство лесных ресурсов – это длительный, пространственно- временной процесс, направленный на динамическое сбалансирование растущих потребностей в долгосрочной перспективе с помощью производимого заблаговременного комплекса мероприятий. Следовательно, предусмотреть будущее, все возможные факторы воздействия и последствия процесса возобновления, создания новых лесов крайне сложно. Однако регулировать этот процесс можно через систему прогнозирования, перспективного планирования и разработку текущих планов.

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования /3/.

К полномочиям Российской Федерации в областях использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится и «разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов» /3/.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, во-первых, «разработка, утверждение и реализация территориальных (региональных) государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов», во-вторых, участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов /3/.

Для осуществления рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются федеральные государственные и территориальные государственные программы.

Федеральные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства леса разрабатываются федеральным органом управления лесным хозяйством с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов. Реализация федеральных государственных программ осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством.

Финансирование федеральных государственных программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок разработки, финансирования и реализации территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов определяется органами государственной власти Российской Федерации /3/.

При лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и использования лесного фонда за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством, и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ. /3/.