Договор
Рис. 3. Экономические интересы сторон при организации лесопользования в рыночных отношениях
деловой высококачественной древесины, значительный удельный вес в составе лесосечного фонда лиственных пород и т. п.). Пользование участками лесного фонда для лесопользователя – это, в первую очередь, получение временных прав на освоение лесных ресурсов в целях получение прибыли.
Равноправие сторон.
Стороны, подписавшие договор на пользование участками лесного фонда, становятся равноправными партнерами при его реализации. Равноправие сторон проявляется в неукоснительном выполнении взятых на себя обязательств и в разрешении возникающих при этом конфликтных ситуаций через судебно-арбитражную систему. Никаких преимуществ при этом у собственника лесного фонда, как у органа государственной власти, не должно быть; все условия лесопользования, в том числе и льготные, должны быть указаны в договоре.
Платежи за пользование лесными ресурсами.
При всех формах лесопользования в эксплуатацию сдаются ресурсы, объемы заготовки которых должны быть указаны в договоре. Только эти ресурсы должны быть объектом для определения платы. Очевидна во всех случаях необходимость платы за древесные ресурсы, поскольку они подлежат инвентаризации и существует система государственного контроля за их использованием.
Более сложной является проблема платежей за пользование ресурсами побочного пользования лесом и услуг в виде полезных функций лесов. Для того чтобы названные ресурсы стали платными, необходимы следующие условия:
- наличие сплошного контроля за ресурсами, исключающие какую-либо возможность бесплатного пользования ими. Например, для всех очевидна потребительская полезность дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений. При этом весьма трудно, а в реальной практике невозможно ввести контроль за их сбором местным населением. Попытки такого контроля, осуществленные в ряде районов страны, оказались безуспешными и дорогостоящими;
- введение нормированного потребления ресурсов, что требует применения достоверных методов их количественной и качественной оценки. Например, очевидна полезность для человека кислорода, выделяемого при фотосинтеза деревьями и другими растениями. Если допустить, что потребление кислорода становится платным, то для каждого физического или юридического лица необходимо ввести учет такого потребления посредством своего рода счетчиков. Разумеется, в ближайшем будущем такой сценарий использования полезных функций леса маловероятен;
- согласие общества платить за ресурсы побочного пользования и за нематериальные полезные функции леса, что в условиях низких доходов населения проблематично.
Именно наличие этих условий обусловило тот факт, что в зарубежной литературе названные ресурсы классифицируются как неоцениваемые полезности леса. Сказанное выше не означает, что ресурсы побочного пользования и полезные услуги не могут быть сданы в пользование за плату. Такие ситуации возможны для конкретных случаев, когда, например, арендатор, получая монопольное право на заготовку дикорастущих ягод, осуществляет контроль за их использованием, вводя запрет на посещение лесной территории другими физическими или юридическими лицами. Вводя платность ресурсов побочного пользования лесов и их полезных функций, всегда необходимо учитывать возможность появления при этом конфликтных ситуаций, опасных в социальном плане.
Срочность пользований.
Пользование участками лесного фонда всегда предполагает передачу прав собственника пользователю на определенное время, указанное в договоре. Пользователь заинтересован при этом получить права на пользование лесными ресурсами на возможно длительные сроки, тем самым становясь монополистом в эксплуатации лесных ресурсов, избегая конкуренции с другими потенциальными лесопользователями.
Для собственника лесного фонда наиболее привлекательны короткие сроки аренды, позволяющие заменить партнера по договору, если последний нарушает требования к ведению лесного хозяйства и платить недостаточно большие суммы денег за используемые ресурсы, надеясь при этом найти других лесопользователей, обеспечивающих все интересы собственника. При согласовании интересов двух сторон оптимальным является срок долгосрочного пользования участками лесного фонда в 20…25 лет, если речь идет о больших территориях. При первоначальном сроке аренды 20…25 лет пользователь будет заинтересован осуществлять инвестиции в создание и развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры на территориях, переданных в аренду (строить дороги, сооружения, производственные и жилые здания и т.п.), поскольку такие сроки достаточны для простого воспроизводства основных фондов через их амортизацию, особенно если применять ее регрессивные формы с ускоренным начислением амортизационных сумм.
При сроках аренды меньше названных пользователь теряет экономический интерес у осуществлению инвестиций в лесопромышленное производство, отдавая предпочтение реализации менее капиталоемких проектов, оказывающих, как правило, негативное влияние на окружающую среду.
Срок аренды 20…25 лет отвечает интересам собственника, поскольку является достаточным, чтобы убедиться, как на практике реализуются лесоводственные требования и гарантии лесовосстановления, обусловленные договором. За этот срок можно оценить результаты как естественного лесовосстановления, так и лесокультурного производства через аттестацию и приемку вырубок, где произошло лесовосстановление. В пользу срока аренды участков лесного фонда более короткого, чем установленной лесным законодательством – 49 лет, говорит весь опыт арендных отношений, накопленный в лесном хозяйстве за последние годы.
С правовой точки зрения, любой договор легче продлить при соответствующих условиях, чем прекратить его действие. Поэтому целесообразно в договоре аренды участков лесного фонда установить механизм продления прока аренды, например, через каждые 5 лет на 5 или на 10 лет и т.п. Такой механизм продления срока аренды, с одной стороны, будет способствовать привлечению инвестиций в лесопромышленное производство, с другой стороны, обеспечивать выполнение лесопользователем всех необходимых лесоводственных требований.
Изложенные выше принципы являются общими для всех возможных форм организации лесопользования в рыночных условиях. Практическая реализация этих принципов осуществляется через лесное законодательство, которое должно определять:
- органы государственной власти, наделенные полномочиями передавать участки лесного фонда в пользование;
- формы организации лесопользования;
- процедуры передачи участков лесного фонда в пользование;
- подходы и процедуры установления и сбора платежей за пользование лесным фондом.
- Кафедра менеджмента и маркетинга
- Оглавление
- Введение
- 1. Лесные ресурсы и их использование
- 1.1. Понятие, значение
- 1.2.Экологическое значение лесов
- 1.3. Современное состояние лесов
- 1.4.Многоцелевое использование лесных ресурсов
- Ассортимент ресурсов и продуктов леса при его многоцелевом использовании
- Социальные, защитные и культурные функции леса (услуги и эффект)
- 1.5. Последствия использования древесины
- 1.6. Состояние и проблемы использования лесных ресурсов России
- Основные показатели лесных ресурсов
- 1.7. Социально-экономические аспекты лесопользования в России
- 2.Основы организации воспроизводства лесных ресурсов
- 2.1. Понятие о воспроизводстве лесных ресурсов
- 2.2. Понятие об организации. Организация в лесном хозяйстве
- 2.4. Неистощительное и рациональное использование леса
- 2.5. Условия и принципы организации воспроизводства
- 2.6. Цели современного ведения лесного хозяйства
- 2.7. Роль России в международном сотрудничестве в области использования, сохранения и воспроизводства лесных ресурсов
- 3.Основы планирования воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования
- 3.1. Основные понятия о планировании. Лесной кодекс о планировании
- 3.2.Основы планирования важнейших составных частей процесса воспроизводства лесных ресурсов
- 3.3. Планирование рубок леса
- 3.4. Разработка лесоводственных программ
- 3.5. Продуктивность лесов
- 3.6. Возраст рубок
- Возрасты спелости и рубки леса, лет
- 3.7.Возможный размер пользования лесом: расчетная лесосека
- Общая характеристика лесосырьевого фонда Республики Коми в разрезе лесхозов
- 3.8. Непрерывность лесопользования как стратегическая цель лесного хозяйства
- 3.9. Территориальные программы использования и воспроизводства лесных ресурсов
- Лесовосстановление Тысяч гектаров
- 3.10. Региональная система лесохозяйственных мероприятий
- 4. Права собственности на лесные ресурсы
- 4.1. Понятие и содержание права собственности
- 4.2. Формы собственности
- Формы собственности на объекты лесных отношений
- 4.3. Объекты лесных отношений
- Объекты лесных отношений
- 4.4. Субъекты лесных отношений
- 4.4.1. Граждане (физические лица)
- 4.4.2. Юридические лица
- 4.5. Разделение компетенций хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения, использования лесов
- 4.6. Российское законодательство о правах собственности на лесные ресурсы
- 4.7. Права собственности на леса в странах с развитой рыночной экономикой
- 5. Основы организации лесопользования
- 5.1. Классификация и содержание видов лесопользования
- 5.2. Возникновение права лесопользования
- 5.3. Принципы осуществления права лесопользования
- 5.4. Ограничение, приостановление и прекращение права лесопользования
- 5. 5. Лицензирование деятельности по лесопользованию
- 5.6. Обоснование размеров и пространственного размещения лесопользования
- 6. Организация управления в области использования и воспроизводства лесных ресурсов
- 6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве
- 6.2. Функции управления лесным хозяйством
- 6.3. Система управления
- 6.4. Принципы государственного управления
- 6.5. Управление лесными ресурсами
- 6.6.Особенности управления лесопользованием в Российской Федерации
- 6.7. Принципы договорных отношений при организации лесопользования
- Интересы
- Договор
- 6.8. Характеристика основных видов договоров на осуществление лесопользования
- 6.9. Предоставление участков лесного фонда в аренду
- 7. Устойчивое управление лесами
- 7.1. Особенности управления лесными экосистемами
- 7.2. Устойчивость экосистем
- 7.3. Изменение лесных экосистем во времени
- 7.4. Истоки устойчивого управления лесами
- 7.5. Основные проблемы экологического менеджмента России
- 7.6. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами
- 7.7. Формы и показатели устойчивого лесоуправления
- 7.8. Предпосылки для перехода к устойчивому ведению лесного хозяйства
- 7.9. Социальные основы устойчивого управления лесами
- 8. Оценка эффективности решений при использовании лесных ресурсов
- 8.1. Модель образования лесной ренты
- 8.2. Модель формирования лесной ренты
- 8.3. Формула расчета лесной ренты
- 8.4. Показатели оценки эффективности использования лесной ренты
- 9. Финансовые основы устойчивого управления лесами
- 9.1.Финансовая система в лесном секторе
- 7 Бюджет субъекта Федерации
- 6 Местный (районный) бюджет
- Лесопользователи
- 9.2. Анализ финансовой системы
- 10. Устойчивое развитие в лесном хозяйстве
- 10.1. Понятие развития
- 10.2. Определение устойчивого развития лесного хозяйства
- 10.3. Аспекты устойчивости лесного хозяйства
- 10.4. Экономическая устойчивость в лесном хозяйстве
- 10.5. Экологическая устойчивость
- 10.6. Социальная устойчивость
- 11. Роль сертификации лесов в организации лесопользования
- 11.1. Проблемы сертификации лесных ресурсов
- 11.2. Структура функционирования системы сетификации
- 11.3. Система лесопользования без учета окружающей среды и лесных ресурсов
- Густота дорожной сети
- 11.4 Схема использования лесных ресурсов с учетом состояния лесных ресурсов и качества окружающей среды
- Густота дорожной сети
- 11.5. Добровольная сертификация
- 11.6. Обязательная сертификация
- Заключение
- Библиография
- Нормативные и правовые акты