7.9. Социальные основы устойчивого управления лесами
Все мероприятия, направленные на реализацию экологических и экономических принципов устойчивого управления лесами, должны быть подчинены конечной цели - удовлетворению потребностей населения, росту его благосостояния, улучшению качества жизни людей. В этом плане лес «как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды» (Лесной кодекс РФ), призван играть одну из ключевых ролей в реализации конституционного права человека на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями» (ст. 42 Конституции РФ).
Социальный эффект устойчивого управления лесами достигается в следующих направлениях:
Увеличение занятости населения в производствах и отраслях лесного сектора (лесное хозяйство, лесозаготовки, деревообработка, торговля лесоматериалами, лесной туризм и т.п.). Занятость населения обеспечивает, с одной стороны, получение дохода работникам, с другой стороны, поступление подоходного налога в региональные бюджеты, средства которых формируют социально-бытовую инфраструктуру территорий (жилищный фонд, торговля, коммунальные услуги).
Увеличение дохода населения, занятого в отраслях лесного сектора. Высокий доход населения, получаемый через оплату труда, создаст условия для привлечения в лесное хозяйство и лесную промышленность высококвалифицированных специалистов (инженерно-технических работников, рабочих), способных решать рассмотренные выше лесоводственные, экологические и экономические задачи. К сожалению, затянувшийся экономический кризис в отраслях лесного сектора привел в течение 1992-97 гг. к оттоку большого количества высококвалифицированных специалистов, нашедших более высокооплачиваемую работу в других отраслях народного хозяйства.
Остается на низком уровне и оплата труда в лесном хозяйстве, находящемся, как и при плановой социалистической экономике, на бюджетном финансировании. В настоящее время работники лесхозов основные доходы получают за счет собственного подсобного хозяйства (разведения домашнего скота, птицы, выращивания овощей, фруктов), от занятия охотой, рыболовством, а также сбора дикорастущих ягод и грибов. Соотношение между доходами в виде заработной платы и доходами от ведения собственного натурального хозяйства можно оценить как 50 ׃ 50.
Изменить ситуацию в отношении доходов населения в лесном хозяйстве можно только через радикальную реформу экономических отношений, о чем было сказано в предыдущем разделе, когда органам управления лесным хозяйством будет предоставлено право зарабатывать лесной доход и распоряжаться им.
Обеспечение лесного хозяйства высокопрофессиональными специалистами, способными принимать самостоятельные решения в области государственного управления лесами, что может быть достигнуто за счет коренного улучшения системы образования на всех уровнях (подготовка кадров, среднее специальное, высшее и дополнительное образование).
Создание условий для роста престижа работников, занятых в лесном секторе через повышение их доходов, привлечение средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) с целью пропаганды лесных профессий, их суммарной и экологической сущности.
Создание условий для безопасной работы на всех операциях, связанных с использованием и воспроизводством лесных ресурсов.
Организация воспитания, образования и просвещения населения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей. В этом плане на территории федеральных лесов США и Канады, где ведение лесного хозяйства подчинено исключительно социальным целям /31/.
Особое место в реализации социальных основ устойчивого управления лесами принадлежит использованию обществом их недревесных полезностей, и, в первую очередь, рекреационному лесопользованию. По мере роста урбанизации населения, увеличения доходов и свободного времени рекреационное лесопользование должно стать в большинстве районов страны важной сферой совместной деятельности людей (рекреантов) и органов управления лесным хозяйством, представляющих лесные территории для отдыха и туризма. В этом плане становится необходимым установить экономическую основу для такого рода взаимоотношений, где лесное хозяйство несет определенные издержки при посещении лесных территорий населением, а само население получает социальную выгоду в виде улучшения состояния здоровья, излечения ряда болезней и т.п. Рыночная экономика предлагает методы, позволяющие оценивать стоимость рекреационных услуг через соизмерение социального и экономического результатов.
Следует отметить, что достижение социального эффекта в широком понимании этого термина означает, что лес и все его полезности должны быть подчинены человеку и обществу, призваны удовлетворять их потребности, что неизбежно приводит к конфликтным ситуациям в силу экономических и экологических требований.
Устойчивое управление лесами любого государства всегда необходимо рассматривать как определенный компромисс в достижении социальных, экологических и экономических целей. И любые мероприятия в области использования и воспроизводства лесов следует оценивать, соответственно, по трем критериям – социальному, экологическому и экономическому.
- Кафедра менеджмента и маркетинга
- Оглавление
- Введение
- 1. Лесные ресурсы и их использование
- 1.1. Понятие, значение
- 1.2.Экологическое значение лесов
- 1.3. Современное состояние лесов
- 1.4.Многоцелевое использование лесных ресурсов
- Ассортимент ресурсов и продуктов леса при его многоцелевом использовании
- Социальные, защитные и культурные функции леса (услуги и эффект)
- 1.5. Последствия использования древесины
- 1.6. Состояние и проблемы использования лесных ресурсов России
- Основные показатели лесных ресурсов
- 1.7. Социально-экономические аспекты лесопользования в России
- 2.Основы организации воспроизводства лесных ресурсов
- 2.1. Понятие о воспроизводстве лесных ресурсов
- 2.2. Понятие об организации. Организация в лесном хозяйстве
- 2.4. Неистощительное и рациональное использование леса
- 2.5. Условия и принципы организации воспроизводства
- 2.6. Цели современного ведения лесного хозяйства
- 2.7. Роль России в международном сотрудничестве в области использования, сохранения и воспроизводства лесных ресурсов
- 3.Основы планирования воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования
- 3.1. Основные понятия о планировании. Лесной кодекс о планировании
- 3.2.Основы планирования важнейших составных частей процесса воспроизводства лесных ресурсов
- 3.3. Планирование рубок леса
- 3.4. Разработка лесоводственных программ
- 3.5. Продуктивность лесов
- 3.6. Возраст рубок
- Возрасты спелости и рубки леса, лет
- 3.7.Возможный размер пользования лесом: расчетная лесосека
- Общая характеристика лесосырьевого фонда Республики Коми в разрезе лесхозов
- 3.8. Непрерывность лесопользования как стратегическая цель лесного хозяйства
- 3.9. Территориальные программы использования и воспроизводства лесных ресурсов
- Лесовосстановление Тысяч гектаров
- 3.10. Региональная система лесохозяйственных мероприятий
- 4. Права собственности на лесные ресурсы
- 4.1. Понятие и содержание права собственности
- 4.2. Формы собственности
- Формы собственности на объекты лесных отношений
- 4.3. Объекты лесных отношений
- Объекты лесных отношений
- 4.4. Субъекты лесных отношений
- 4.4.1. Граждане (физические лица)
- 4.4.2. Юридические лица
- 4.5. Разделение компетенций хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения, использования лесов
- 4.6. Российское законодательство о правах собственности на лесные ресурсы
- 4.7. Права собственности на леса в странах с развитой рыночной экономикой
- 5. Основы организации лесопользования
- 5.1. Классификация и содержание видов лесопользования
- 5.2. Возникновение права лесопользования
- 5.3. Принципы осуществления права лесопользования
- 5.4. Ограничение, приостановление и прекращение права лесопользования
- 5. 5. Лицензирование деятельности по лесопользованию
- 5.6. Обоснование размеров и пространственного размещения лесопользования
- 6. Организация управления в области использования и воспроизводства лесных ресурсов
- 6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве
- 6.2. Функции управления лесным хозяйством
- 6.3. Система управления
- 6.4. Принципы государственного управления
- 6.5. Управление лесными ресурсами
- 6.6.Особенности управления лесопользованием в Российской Федерации
- 6.7. Принципы договорных отношений при организации лесопользования
- Интересы
- Договор
- 6.8. Характеристика основных видов договоров на осуществление лесопользования
- 6.9. Предоставление участков лесного фонда в аренду
- 7. Устойчивое управление лесами
- 7.1. Особенности управления лесными экосистемами
- 7.2. Устойчивость экосистем
- 7.3. Изменение лесных экосистем во времени
- 7.4. Истоки устойчивого управления лесами
- 7.5. Основные проблемы экологического менеджмента России
- 7.6. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами
- 7.7. Формы и показатели устойчивого лесоуправления
- 7.8. Предпосылки для перехода к устойчивому ведению лесного хозяйства
- 7.9. Социальные основы устойчивого управления лесами
- 8. Оценка эффективности решений при использовании лесных ресурсов
- 8.1. Модель образования лесной ренты
- 8.2. Модель формирования лесной ренты
- 8.3. Формула расчета лесной ренты
- 8.4. Показатели оценки эффективности использования лесной ренты
- 9. Финансовые основы устойчивого управления лесами
- 9.1.Финансовая система в лесном секторе
- 7 Бюджет субъекта Федерации
- 6 Местный (районный) бюджет
- Лесопользователи
- 9.2. Анализ финансовой системы
- 10. Устойчивое развитие в лесном хозяйстве
- 10.1. Понятие развития
- 10.2. Определение устойчивого развития лесного хозяйства
- 10.3. Аспекты устойчивости лесного хозяйства
- 10.4. Экономическая устойчивость в лесном хозяйстве
- 10.5. Экологическая устойчивость
- 10.6. Социальная устойчивость
- 11. Роль сертификации лесов в организации лесопользования
- 11.1. Проблемы сертификации лесных ресурсов
- 11.2. Структура функционирования системы сетификации
- 11.3. Система лесопользования без учета окружающей среды и лесных ресурсов
- Густота дорожной сети
- 11.4 Схема использования лесных ресурсов с учетом состояния лесных ресурсов и качества окружающей среды
- Густота дорожной сети
- 11.5. Добровольная сертификация
- 11.6. Обязательная сертификация
- Заключение
- Библиография
- Нормативные и правовые акты