logo
шпоры по госу

92. Мотивация в управлении: понятие, виды значение для управления людьми.

Мотивация – это процесс побуждения персонала к деятельности по достижению личных целей и целей организации.

В менеджменте разделяют теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на внутренних побуждениях (потребностях), которые заставляют людей действовать.

Потребности могут быть двух видов. Первичные потребности – физиологические (врожденные). Примеры: потребности в пище, жилье, семье и т.д. Вторичные потребности по своей природе психологические. Например, потребность в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо.

Абрахам Маслоу разделил потребности на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности.

  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

  3. Социальные потребности, т.е. потребности быть «своим» в обществе, ощущения социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

  4. Потребности в уважении общества, самоуважении.

  5. Потребности самовыражения.

Если содержательные теории базируются на потребностях, определяющих поведение людей, то процессуальные теории мотивации анализируют поведение человека в процессе достижения тех или иных целей.

Теория ожиданий основана на том, что наличие потребностей не является единственным условием мотивации. Работник должен также надеяться на то, что выбранный тип поведения приведет к удовлетворению этих потребностей.

Теория ожидания подчеркивает важность трех элементов:

Все три фактора, включая и последний, основаны на ожидании человеком тех или иных результатов и вознаграждений. Поэтому и носят такое название: «теория ожиданий».

На практике, согласно этой теории, следует постоянно сопоставлять затраты труда и результаты, результаты и вознаграждения, удовлетворенность вознаграждением.

Теория справедливости основана на том, что люди, как правило, сравнивают свое вознаграждение с вознаграждениями других коллег. Если при одинаковом вкладе его вознаграждение меньше, то это он считает несправедливым. Возникает психологическое напряжение, отрицательно влияющее на эффективность труда. Менеджер должен устранить дисбаланс в вознаграждении. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают себя обделенными в вознаграждении, то они начинают работать менее интенсивно.