logo search
Управление лесами Большаков

11.1. Проблемы сертификации лесных ресурсов

Проблемы сертификации лесной продукции во многом связаны с разра­боткой мировых стандартов на процессы управления природными ресурсами в целом, которые создаются Международной организацией стандартов. В настоящее время они находятся в стадии обсуждения странами-членами организации.

Программы сертификации управления лесами и непосредственно самой лесной продукции являются логическим продолжением, а точнее инстру­ментом проведения на локальном уровне национальной лесной политики устойчивого управления лесами, условия которой закреплены в соответ­ствующих критериях и индикаторах /40/.

Можно рассматривать два основных варианта сертификации. Первый вариант - полная сертификация системы управления лесными ресурсами, что, по мнению большинства, фактически означает сертификацию конкретных технологий лесопользования, реализуемых тем или иным лесопользователем на закрепленной за ним на тех или иных условиях территориях. Второй вариант предполагает сертификацию только правил, наставлений и нормативов ведения лесного хозяйства, которые утверждены и являются руководящими для данной территории. Существенная и принципиальная разница между этими двумя подходами заключается в том, что первый вариант предусматривает инспекцию конкретных участков леса (лесосек) в натуре, поэтому сертификация по первому варианту является намного более сложной и дорогостоящей процедурой.

Можно также выделить сертификацию добровольную, которая осуществляется по просьбе непосредственно лесопользователя, или обязательную – по просьбе владельца (собственника) лесного фонда. Принудительная сертификация, осуществляемая в соответствии с национальными регламентирующими процедурами, может применяться также в тех случаях, когда владелец (собственник) является одновременно и лесопользователем. В любом случае сертификация лесной продукции является инструментом рыночных отношений и имеет теоретически своей целью создать наилучшие условия для реализации принципов устойчивого управления лесами. Например, в рамках Всемирной Торговой Организации обсуждался вопрос о возможной торговой дискриминации товаров, не имеющих сертификата соответствия критериям и индикаторам устойчивого управления лесами.

Доверие к сертификату на соответствие принципам устойчивого управления лесами является необходимым условием эффективности всей сертификационной системы. В связи с этим возникает проблема определения процедуры сертификации, порядка ее оплаты и выбора уполномоченных на ее проведение организаций. Цель последних - определить происхождение лесной продукции: имеет ли она своим источником устойчиво управляемые леса или нет. Учитывая тот факт, что лесная продукция является предметом широкой международной торговли, организация-сертификатор должна иметь международное признание и доверие. Процедура сертификации лесной продукции может быть следующая:

1. Лесозаготовитель, имея целью продажу своей продукции и желая получить сертификат, обращается к государственным органам управления лесами.

2. Государственные органы управления лесами направляют его в независимую организацию, уполномоченную на проведение сертификации.

3. Организация-сертификатор осуществляет инспекцию необходимых объектов и выдает требуемый документ.

За сертификацию предполагается брать плату с того, кто ее заказывает, в данном случае - с производителя, который вложит эти издержки в стоимость продукции. Таким образом, потребитель вместе с продукцией оплатит и издержки на ее сертификацию. Такая процедура приведет к удорожанию продукции и может привести к снижению ее конкурентоспособности на рынке, в том числе и на международном. Однако с другой стороны, без сертификата соответствия критериям устойчивого управления лесами лесная продукция может попасть под бойкот и вообще не найти сбыта.

Проведенный анализ показывает, что правильно организованная процедура сертификации лесов, создавая дополнительные контуры обратных связей в системе природопользования, в принципе позволяет интегрировать процессы рационального использования лесных ресурсов с учетом всего многообразия их полезностей в механизм рыночной экономики, которая сама по себе плохо регулирует воспроизводство многих жизненно важных, но по своей природе нерыночных ценностей, поставляемых лесами.

Последнее десятилетие можно охарактеризовать как период повышенного внимания общественных и правительственных организаций к проблеме охраны окружающей среды. Особое внимание общественности привлекли вопросы оценки роли бореальных лесов в формировании экологического благополучия планеты. В 90-х годах был проведен ряд важных международных симпозиумов, конференций и рабочих встреч, обсуждавших на самом высоком уровне весь спектр проблем, связанных с благополучием лесов.

Особенно показательными были Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, конференции министров лесного хозяйства европейских стран, проводимые под эгидой Европейского Сообщества на регулярной основе (Конференция министров стран ЕС по защите лесов Европы, 16-17 июня 1993), семинары и рабочие встречи депутатов Парламента Европы (1997), учреждение новых научно-исследовательских организаций (Европейский институт леса, 1994 г.) и многое другое /40/.

Российская Федерация принимает активное участие в международной природоохранной деятельности, участвуя в работе международных организаций и полностью поддерживая политику мирового сообщества по охране и восстановлению лесов планеты. О проведении Россией последовательной политики, направленной на эффективное сотрудничество по сохранению и восстановлению лесов свидетельствуют многочисленные законодательные акты, принятые на государственном и региональном уровнях. Так, в статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации говорится: «...если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора» /3/.

Значительным стимулом к реализации комплекса природоохранных программ и сбалансированного развития общества явился Указ Президента утвердивший концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию /36/. В соответствии с этой концепцией Экологический совет Совета безопасности при президенте поручил Федеральной службе лесного хозяйства России разработать ряд принципиально новых положений национальной лесной политики, включая «Положение о сертификации лесной продукции». Разработка этого вопроса производилась ВНИИЦлесресурсом с учетом оценок экспертов Рослесхоза. К настоящему времени Федеральной службой лесного хозяйства России уже наработаны предложения по использованию различных систем сертификации лесов и продукции лесных экосистем.

По мнению специалистов Федеральной службы лесного хозяйства РФ, «...программа сертификации лесохозяйственной деятельности, лесной продукции и источников ее первичного происхождения является логическим развитием на локальном уровне национальной лесной политики...» /7/.

Необходимость разработки программ сертификации лесов и лесопродукции признана абсолютным большинством стран-членов ООН. Более того, системы сертификации уже разработаны, приняты и законодательно закреплены отдельными странами Европейского Сообщества на национальном (Австрия, Нидерланды), региональном (Скандинавия) и Европейском (страны Европейского Союза) уровнях.

Так, страны Европейского Сообщества последовательно настаивают на предоставлении льгот и преимуществ при реализации сертифицированных товаров и услуг предприятиями лесного комплекса. Однако, это только одна сторона проблемы. Наряду с чисто коммерческой, существуют еще и природоохранные аспекты сертификации и стандартизации лесов и лесопродукции, которые, по большому счету, являются более важными, чем экономическая сторона проблемы.

Потребители современного, так называемого «постиндустриального», общества развитых стран обеспокоены не только качеством и ценами товаров и услуг. Внимание потребителей распространяется также на технологию производства товаров, на способы добычи, обработки и переработки сырья. Проблемы стандартизации и сертификации в отраслях лесного комплекса стали по-настоящему актуальными и приобрели общественный резонанс в связи с производством бумаги и картона из древесины хвойных пород. Представители общественных и политических организаций некоторых европейских стран потребовали у торгующих организаций гарантий того, что продаваемая ими продукция изготовлена, во-первых, в соответствии с ресурсосберегающими и природобезопасными технологиями и, во-вторых, с использованием сырья, заготовленного с соблюдением требований лесного законодательства.

Реализация этой проблемы на региональном уровне или в масштабах одной страны лишена практического смысла. Огромные усилия, затраченные на координацию работы юристов, экономистов и специалистов лесного комплекса могут оказаться неэффективными из-за несогласованности национальных норм и стандартов в области охраны природы, лесопользования и торговли. Эти соображения требуют решения проблемы стандартизации и сертификации на межгосударственном уровне.

В 1985 году Европейским Сообществом (ЕС) были предложены пути изменения законодательства стран-участниц для упрощения процессов согласования национальных норм и стандартов. В этот же период происходил процесс формирования общего рынка, в результате чего более или менее стихийно сложилась нормативная база межгосударственной торговли в пределах ЕС. В числе прочих, нормативами предусматривалось ужесточение требований по охране и улучшению окружающей среды. Для продукции, соответствующей международным нормам и стандартам, было предусмотрено использование специального ярлыка, своеобразного «паспорта» продукции на международном рынке товаров.

Процесс международной стандартизации и сертификации должен быть продолжен и распространен на все виды товаров, услуг и технологий. Особое внимание должно быть обращено на технологии выращивания, заготовки и переработки продуктов лесных экосистем и использование других полезностей леса. К сотрудничеству в этой области должны быть привлечены все заинтересованные общественные, политические и экономические объединения и группы.

Стандартизация и сертификация в лесном комплексе должны быть использованы как средства оценки соответствия национальных нормативных баз, регулирующих производство и потребление лесной продукции международным требованиям. Методики стандартизации и сертификации, принятые в отдельных странах (или группах стран) не должны использоваться для обоснования дискриминационных мер в международной торговле, а служить средством достижения высоких стандартов всеми участниками торговых отношений.

Выполнение межгосударственных программ индустриально развитыми странами облегчается сетью союзов и организаций, участниками которых они являются. Так, практически все страны ЕС являются действительными членами Всемирной Торговой Организации (Палаты). Все они участвуют в соглашении о запрете барьеров в международной торговле, что не может не учитываться и при разработке программ стандартизации и сертификации.

Международная стандартизация предполагает разработку совокупности (впоследствии системы) общепринятых образцовых требований (стандартов) на товары, услуги и технологии. Стандарты предназначены для того, чтобы максимально унифицировать продукцию, гарантировать ее безопасность для потребителя, защитить окружающую среду и создать условия для развития деловых отношений на национальном и межгосударственном уровнях.

В настоящее время международные стандарты, разработанные для отраслей лесного комплекса стран ЕС, носят рекомендательный характер. Разработаны три уровня стандартизации: международный (ISO - the International Organization for Standardization), региональный (the European EN standards) и национальный (финский, шведский и т.д.).

Международная Организация по Стандартизации (ISO) видит свою задачу в координации работы региональных и национальных комитетов. По их мнению, она заключается в разработке своеобразных рамок - рекомендаций по созданию единых требований к товарам, услугам и технологиям, которые способствовали бы полной унификации рынка. В идеале ISO должна создать условия для разработки единой системы стандартов, символов и ярлыков, общепринятой и понятной всем производителям, потребителям и пользователям.

МОС (ISO) имеет два возможных уровня участия в работе: в качестве действительного члена и в качестве страны-наблюдателя. В работе МОС на постоянной основе принимает участие около 120 экспертов - по одному от каждой страны-участницы. Разработка рекомендаций экспертами МОС производится в процессе широкого обсуждения с привлечением необходимых специалистов. Необходимым условием для принятия рамок будущих региональных и национальных стандартов является консенсус, что обеспечивает высокую эффективность рекомендаций МОС.

Особое внимание в последнее десятилетие эксперты МОС уделяют разработке стандартов и рекомендаций в области охраны окружающей среды. Природоохранная серия МОС включает стандарты на управление окружающей средой (системы ведения хозяйства) и контроль за ведением хозяйственной деятельности (природоохранный аудит). К компетенции сформированного при МОС технического комитета № 207 (Управление окружающей средой) относится разработка рекомендаций по: экологической стандартизации территорий и мест обитания биологических видов (включая человека), оценке степени воздействия хозяйственной деятельности на состояние природной среды, оценке количественных показателей лесных экосистем и продукции лесного комплекса.

По мнению специалистов МОС, «сертификация - это способ официального подтверждения соответствия товаров, услуг и технологий требованиям стандартов посредством специальных удостоверений-сертификатов или ярлыков». Из самого определения следует, что сертификация должна производиться посторонней, независимой организацией. Это требование практически невыполнимо в случае сертификации лесного фонда России, так как его владельцем является государство, инвентаризация производится только государственными лесоустроительными предприятиями, а стандартизация земель лесного фонда и их сертификация будет поручена государственным учреждениям.

Взаимосвязь между стандартизацией и сертификацией очевидна. В процессе сертификации стандарт используют в качестве отправной точки при оценке пригодности товара, услуги или технологии для безопасного использования потребителем.

Сертификация не закрывает для товара, услуги или технологии возможности быть востребованными потребителем, - она определяет их место на рынке. В настоящее время действует многоуровневая система стандартов, что посредством сертификатов практически реализуется через политику цен. Таким образом, сертификат - это официальное свидетельство соответствия какого - либо товара определенным требованиям.

Компетенция организаций, ответственных за сертификацию на национальном уровне, должна быть подтверждена МОС. Это производится путем подачи заявки на аккредитацию в квалификационный комитет МОС. В процессе аккредитации национальному комитету необходимо доказать (главным образом, общественности) свою компетентность, беспристрастность и способность к эффективному сотрудничеству с национальными комитетами стран-участниц МОС. Квалификационные требования опубликованы в рабочих документах МОС, серия EN 45 ООО.

Аккредитация национальных комитетов помогает решить одну из важнейших задач международного сотрудничества - создать единое торгово-экономическое пространство. Торговые барьеры могут возникнуть только в том случае, когда производитель не в состоянии представить официально признанные потребителем доказательства качества предмета сделки (в виде сертификата или специального экспертного заключения).

Проблема организации единого торгово-экономического пространства исключительно сложна, особенно в условиях многополярной Европы. Очень часто потребитель бумаги не склонен доверять производителю, что сырье для ее производства было заготовлено с соблюдением экологических стандартов, принятых в странах ЕС. Тем более, что лесозаготовитель находится на другом конце длинной технологической цепи и не связан с потребителем взаимными обязательствами.

Наглядным примером серьезных проблем, которые могут возникнуть из-за отсутствия доверительных партнерских отношений является снижение уровня продаж финской бумаги, изготовленной из закупленного в Республике Карелия сырья. Независимая экспертиза, проведенная активистами Гринпис и движения «зеленых» России пришла к выводу, что технология заготовки древесины производится с грубыми нарушениями экологических норм и лесного законодательства России. Это заставило финскую сторону пересмотреть свою политику в области закупок и заготовки древесины в России и организовать на предприятиях-импортерах отделы по сертификации сырья. Работа еще далеко не закончена, но уже ее начало позволило снять напряжение в отношениях с потребителями.

Общепризнанная концепция лесной сертификации до настоящего времени не разработана. Более того, нет даже общепринятого определения лесной сертификации и на международном уровне используется множество довольно противоречивых терминов и определений. Особенности определений понятия «лесная сертификация» зависят от целей группы, которая их выдвигает и отстаивает.

Основными терминами, которые используются в настоящее время специалистами лесного комплекса для характеристики проблем лесной сертификации и стандартизации, являются следующие: