logo search
Управление лесами Большаков

3.10. Региональная система лесохозяйственных мероприятий

Чтобы обеспечивать воспроизводство лесных ресурсов и одновременно поддерживать непрерывно-продуктирующий лес (НПЛ), как средство труда, в функционирующем состоянии, а также обновлять его, необходимо ежегодно проводить соответствующую целям, характеру лесов и экономическим условиям в каждом районе соответствующую региональную систему лесохозяйственных мероприятий (РСЛХМ) на зонально-типологической основе. РСЛХМ представляет целостную совокупность взаимообусловленных мероприятий, включая способы рубок, возобновления леса, ухода за ним, защиты и охраны, а также организационные меры, связанные с управлением лесами.

РСЛХМ имеют основополагающее значение для организации и ведения лесного хозяйства подобно тому значению, какое имеют и для сельского хозяйства зональные системы земледелия. Полные затраты на ежегодно повторяющиеся РСЛХМ по своей природе являются текущими и по существу отражают себестоимость воспроизводимых ресурсов и (или) услуг леса, соответствующих целям хозяйства. Именно они отражают цену производства этих ресурсов в отличии от рыночной стоимости их, которая определяется в рыночных условиях соотношением спроса и предложения на них. О цене производства и себестоимости в лесном хозяйстве впервые, пожалуй, писал В.И. Переход в своей книге «Теория лесного хозяйства». Здесь пока заметим, что именно на основе затрат РСЛХМ объективно можно судить о величине минимальной платы за древесину на корню, которая вошла в обиход с помощью «Лесного Кодекса РФ» по примеру, впервые на практике показанному в Канаде /11/.

Затраты на РСЛХМ, обеспечивающие поддержание и обновление НПЛ, как средства труда, носят одновременно и амортизационный характер, однако, не требуя начисления амортизации, поскольку они должны находить отражение в себестоимости воспроизводимого ресурса, которая для экономически доступных лесов в рыночных условиях должна находить компенсацию в процессе стоимостного возмездного обмена, как одной из стадий воспроизводства. Итак, если затраты на создание НПЛ, как средства труда, относятся к основному капиталу, то затраты на РСЛХМ, обеспечивающие обновление, устойчивое управление лесами и производство соответствующих целям ресурсов леса, как продуктов труда в лесном хозяйстве, относятся к текущим и, выражаясь терминологией рыночной экономики, образуют оборотный капитал.

Отмеченные разные по экономической природе затраты факторов производства обеспечивают функционирование разных по сроку оборотов двух взаимосвязанных процессов воспроизводства в лесном хозяйстве. Один из них связан с расширенным воспроизводством, направленным на создание НПЛ, как основного средства труда и на завершение оборота основного капитала, измеряемого величиной оборота рубки. Другой – с ежегодно повторяющимся благодаря РСЛХМ годичным циклом процесса простого воспроизводства самих лесных ресурсов, как конечной цели лесного хозяйства.

Оба отмеченных процесса воспроизводства имеют место в лесном хозяйстве и требуют отдельного учета при экономической оценке затрат, участвующих в них.

В данном случае пока лишь отметим, что учет фактора времени для сопоставления равновременных эффектов и затрат относится только к инвестициям, направляемым на расширенное воспроизводство. И тут мы пользуемся известными примерами дисконтирования или компондирования, давно предложенными экономической практикой. Но учет фактора времени не требуется для текущих затрат в лесном хозяйстве с годичным циклом оборота.

При экономическом обосновании комплекса мер по расширенному воспроизводству лесных ресурсов отбирают те из них, которые обеспечивают наиболее существенное сокращение оборота рубки, а, следовательно, и основного капитала.

Управление лесами и хозяйством в них осуществляется с помощью экономически обоснованных программ использования и воспроизводства лесных ресурсов, которые состоят из комплексов мероприятий по расширенному воспроизводству РСЛХМ, обеспечивающих простое воспроизводство. Составление таких программ предусматривается «Лесным Кодексом РФ» на разных уровнях управления лесами (федеральном, региональном и местном) /3/.

Процесс планирования на разных уровнях управления лесами для подготовки согласованных между ними решений будет рассматриваться отдельно. Здесь только отметим, что именно долгосрочный процесс расширенного воспроизводства, обязанный долгосрочной специфике лесовыращивания, связан со стратегической государственной лесной политикой, входящей в сферу макроэкономики лесного сектора народного хозяйства. Именно в задачу этой сферы управления входит обоснование и реализация упреждающих, заблаговременно меняющихся во времени спроса и предложения на ресурсы и услуги леса, которые должны прогнозироваться на долгосрочную перспективу, оправдывая известное изречение «руководить – значит предвидеть». Естественно, что стратегические решения для лесного хозяйства, требующие учета информации в широких пространственно – временных рамках, обоснованно могут приниматься на более высоких уровнях управления (федеральном и региональном).

Что же касается обоснования наиболее эффективных РСЛХМ, обеспечивающих устойчивое управление лесами на местном уровне, то это в большей степени относится к микроэкономике лесного хозяйства с учетом спроса и предложения на лесные ресурсы при существующих экономических условиях и состояний местных и отдаленных рынков, в сфере влияния которых находятся конкретные леса и хозяйствующие в них субъекты.

Естественно, что макро- и микроэкономика лесного сектора, в т.ч. и лесного хозяйства, взаимосвязаны и их взаимосвязь учитывается при подготовке принимаемых решений и в первую очередь стратегического характера.

Региональная система лесохозяйственных мероприятий – это совокупность объединенных основным назначением лесов и целями ведения хозяйства взаимообусловленных лесохозяйственных мероприятий, соответствующих лесоводственными особенностями древесных пород, групп типов леса, природным и экономическим условиям лесохозяйственных районов или округов, базирующихся на определенном техническом уровне и обеспечивающих при их реализации воспроизводство лесных ресурсов, непрерывное, неистощительное пользование лесом /6/.

Региональные системы лесохозяйственных мероприятий – классификационная единица базовой подсистемы в общей системе ведения лесного хозяйства, соответствующего современным принципам хозяйствования и природопользования при устойчивом управлении лесами, что предусмотрено ст. 54 и др. Лесного кодекса. Ведение лесохозяйственных мероприятий на любых, предназначенных для этой цели участках земли, независимо от форм собственности, владения и пользования, должно осуществляться по соответствующим региональным системам лесохозяйственным мероприятиям.

Региональные системы лесохозяйственных мероприятий по своим параметрам увязываются с другими системами ведения хозяйства и природопользования, в т.ч. сельского хозяйства, особенно при лесоразведении, установлении оптимальной лесистости и оптимального размещения лесов по водосборным бассейнам.

Формирование систем лесохозяйственных мероприятий базируется на трех основных факторах:

Для групп А и В региональные системы лесохозяйственных и циклично повторяющихся мероприятий по рубкам – возобновлению – формированию насаждений (рубкам ухода: осветления - прореживания – проходные рубки) с включением также мероприятий по охране и защите леса. Для переформирования ценных, но не отвечающих целям хозяйства неспелых насаждений, используются рубки переформирования.

Региональные системы лесохозяйственных мероприятий группы С включают в основном последовательно и циклично повторяющиеся рубки ухода: осветления – прочистки - прореживания – проходные и обновительные рубки В сочетании их в той или иной мере и на разных этапах цикла с возобновительными мероприятиями (содействием естественному возобновлению целевых пород), а также мероприятия по охране и защите леса. В целях коренного изменения состава, структуры или строения насаждений применяются также рубки переформирования.

Для всех групп А, В и С могут формироваться специальные системы (называемые также комплексы мероприятий, включающие мероприятия по повышению или восстановлению утраченной производительности лесов (мелиоративные мероприятия, реконструкция и др.).

Реализация системного подхода при планировании и осуществлении лесохозяйственных мероприятий в определенной мере предусматривается региональными Правилами рубок главного пользования, наставлениями по рубкам ухода, лесоустроительной инструкцией, а также лесоустроительными проектами организации и ведения лесного хозяйства. Для более полной реализации этого подхода и повышения комплексной эффективности применения лесохозяйственных мероприятий целесообразна разработка специальных региональных систем лесохозяйственных мероприятий для отдельных регионов и субъектов Российской Федерации.