6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве
Организация и ведение лесного хозяйства – система организационного и нормативно-методического обеспечения и практического осуществления мероприятий по сохранению, использованию и воспроизводству лесов, контролю и оценке их состояния. Требования к организации и ведению лесного хозяйства определены в гл.9, 12 и17 Лесного кодекса РФ /3/.
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.
Говоря об управлении в лесном хозяйстве, следует различать понятия:
Управление лесным хозяйством, отражающее уровни управления отраслью: Правительство Российской Федерации – Министерство природных ресурсов, Лесная служба министерства - Управления природными ресурсами в субъектах, Лесная служба при Управлении – лесхозы – лесничества – лесохозяйственные участки – обходы.
Управление лесами, понимаемое как набор непроизводственных функций лесного хозяйства, выполняемых в рамках правовых норм по организации пользования лесом, воспроизводству, учету лесного фонда, отчуждению и приемке земель лесного фонда, передача в аренду участков лесного фонда и т.п.
Устойчивое управление лесами, характеризующееся набором критериев и индикаторов /37/.
Разница в трех предложенных терминах, касающихся «управления» заключается в разных объектах управления. Так, например, в первом случае объектом управления являются соподчиненные профессиональные иерархические структуры, а также организации, обеспечивающие функции лесного хозяйства (лесоустроительные предприятия, ассоциация «Авиалесохрана», научно-исследовательские институты и т.п.), во втором случае – лишь непроизводственные функции лесного хозяйства, связанные, как правило, с изменением статусов лесных участков, в третьем случае – общепризнанный мировой стратегический путь организации взаимоотношений человека и леса.
В соответствии с принципами устойчивого развития, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) в России была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию /36/. В ней предусмотрено, что при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативно-правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений необходимо учитывать положения настоящей Концепции /40/. Хотя надо отметить, что эти положения носят общий, концептуальный характер. В частности, говорится о «коренном улучшении состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности» и о совершенствовании действующего законодательства, определяющего экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Эта Концепция будет служить отправным пунктом при разработке программных и прогнозных документов по государственному управлению процессом перехода к устойчивому развитию: государственной стратегии действий долгосрочного характера, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экологических систем в результате хозяйственной деятельности, краткосрочные прогнозы и программы регионального (территориального) и федерального уровней. Вышеперечисленные требования в полной мере относятся, как к лесохозяйственной, так и к лесозаготовительной деятельности. Все это говорит о появлении новой ступени хозяйствования в лесу, опирающейся на принцип устойчивого лесопользования в его современном понимании.
Для того, чтобы ответить на вопрос, каковы условия осуществления на практике этого принципа, надо разобраться в сущности самого понятия и его происхождении. В выражении «устойчивое лесопользование» в большей степени требует объяснения содержания первая его половина – «устойчивое». Существует множество подходов к раскрытию сущности «устойчивого развития». Среди экономистов можно встретить мнение, что содержание «устойчивости» применительно к лесному сектору надо рассматривать в трех аспектах: экологическом, экономическом и политическом. Согласно такой точки зрения экологический аспект предполагает сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, политический аспект предполагает создание и развитие общественно-политической системы, включающей вопросы собственности /33/. В общем виде под термином «устойчивое развитие» понимается достижение самых различных целей. Среди зарубежных ученых можно назвать Тисделя С.А. /34/, который рассматривая устойчивое развитие, связывает его с достижением следующих целей:
обеспечение устойчивого экономического процветания будущих поколений;
обеспечение выживания человека как вида в течение максимально долгого времени;
обеспечение гибкости производства и экономических систем и /или/ сохранение их характеристик;
обеспечение устойчивости жизни человеческих сообществ;
поддержание биологического разнообразия.
Из этого перечня видно, что понятие устойчивости имеет самые различные значения, которые объединяет одно и тоже стремление обеспечить выживание человека на Земле.
Термин «устойчивое лесопользование» в отечественной и зарубежной литературе не является новым. Первые упоминания о нем можно встретить в зарубежной литературе XVIII века /21/, а в отечественной начиная с XIX столетия /40/.
- Кафедра менеджмента и маркетинга
- Оглавление
- Введение
- 1. Лесные ресурсы и их использование
- 1.1. Понятие, значение
- 1.2.Экологическое значение лесов
- 1.3. Современное состояние лесов
- 1.4.Многоцелевое использование лесных ресурсов
- Ассортимент ресурсов и продуктов леса при его многоцелевом использовании
- Социальные, защитные и культурные функции леса (услуги и эффект)
- 1.5. Последствия использования древесины
- 1.6. Состояние и проблемы использования лесных ресурсов России
- Основные показатели лесных ресурсов
- 1.7. Социально-экономические аспекты лесопользования в России
- 2.Основы организации воспроизводства лесных ресурсов
- 2.1. Понятие о воспроизводстве лесных ресурсов
- 2.2. Понятие об организации. Организация в лесном хозяйстве
- 2.4. Неистощительное и рациональное использование леса
- 2.5. Условия и принципы организации воспроизводства
- 2.6. Цели современного ведения лесного хозяйства
- 2.7. Роль России в международном сотрудничестве в области использования, сохранения и воспроизводства лесных ресурсов
- 3.Основы планирования воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования
- 3.1. Основные понятия о планировании. Лесной кодекс о планировании
- 3.2.Основы планирования важнейших составных частей процесса воспроизводства лесных ресурсов
- 3.3. Планирование рубок леса
- 3.4. Разработка лесоводственных программ
- 3.5. Продуктивность лесов
- 3.6. Возраст рубок
- Возрасты спелости и рубки леса, лет
- 3.7.Возможный размер пользования лесом: расчетная лесосека
- Общая характеристика лесосырьевого фонда Республики Коми в разрезе лесхозов
- 3.8. Непрерывность лесопользования как стратегическая цель лесного хозяйства
- 3.9. Территориальные программы использования и воспроизводства лесных ресурсов
- Лесовосстановление Тысяч гектаров
- 3.10. Региональная система лесохозяйственных мероприятий
- 4. Права собственности на лесные ресурсы
- 4.1. Понятие и содержание права собственности
- 4.2. Формы собственности
- Формы собственности на объекты лесных отношений
- 4.3. Объекты лесных отношений
- Объекты лесных отношений
- 4.4. Субъекты лесных отношений
- 4.4.1. Граждане (физические лица)
- 4.4.2. Юридические лица
- 4.5. Разделение компетенций хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения, использования лесов
- 4.6. Российское законодательство о правах собственности на лесные ресурсы
- 4.7. Права собственности на леса в странах с развитой рыночной экономикой
- 5. Основы организации лесопользования
- 5.1. Классификация и содержание видов лесопользования
- 5.2. Возникновение права лесопользования
- 5.3. Принципы осуществления права лесопользования
- 5.4. Ограничение, приостановление и прекращение права лесопользования
- 5. 5. Лицензирование деятельности по лесопользованию
- 5.6. Обоснование размеров и пространственного размещения лесопользования
- 6. Организация управления в области использования и воспроизводства лесных ресурсов
- 6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве
- 6.2. Функции управления лесным хозяйством
- 6.3. Система управления
- 6.4. Принципы государственного управления
- 6.5. Управление лесными ресурсами
- 6.6.Особенности управления лесопользованием в Российской Федерации
- 6.7. Принципы договорных отношений при организации лесопользования
- Интересы
- Договор
- 6.8. Характеристика основных видов договоров на осуществление лесопользования
- 6.9. Предоставление участков лесного фонда в аренду
- 7. Устойчивое управление лесами
- 7.1. Особенности управления лесными экосистемами
- 7.2. Устойчивость экосистем
- 7.3. Изменение лесных экосистем во времени
- 7.4. Истоки устойчивого управления лесами
- 7.5. Основные проблемы экологического менеджмента России
- 7.6. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами
- 7.7. Формы и показатели устойчивого лесоуправления
- 7.8. Предпосылки для перехода к устойчивому ведению лесного хозяйства
- 7.9. Социальные основы устойчивого управления лесами
- 8. Оценка эффективности решений при использовании лесных ресурсов
- 8.1. Модель образования лесной ренты
- 8.2. Модель формирования лесной ренты
- 8.3. Формула расчета лесной ренты
- 8.4. Показатели оценки эффективности использования лесной ренты
- 9. Финансовые основы устойчивого управления лесами
- 9.1.Финансовая система в лесном секторе
- 7 Бюджет субъекта Федерации
- 6 Местный (районный) бюджет
- Лесопользователи
- 9.2. Анализ финансовой системы
- 10. Устойчивое развитие в лесном хозяйстве
- 10.1. Понятие развития
- 10.2. Определение устойчивого развития лесного хозяйства
- 10.3. Аспекты устойчивости лесного хозяйства
- 10.4. Экономическая устойчивость в лесном хозяйстве
- 10.5. Экологическая устойчивость
- 10.6. Социальная устойчивость
- 11. Роль сертификации лесов в организации лесопользования
- 11.1. Проблемы сертификации лесных ресурсов
- 11.2. Структура функционирования системы сетификации
- 11.3. Система лесопользования без учета окружающей среды и лесных ресурсов
- Густота дорожной сети
- 11.4 Схема использования лесных ресурсов с учетом состояния лесных ресурсов и качества окружающей среды
- Густота дорожной сети
- 11.5. Добровольная сертификация
- 11.6. Обязательная сертификация
- Заключение
- Библиография
- Нормативные и правовые акты