9.5. Система показателей состава, наличия и использования грузового автотранспорта
Грузовой автотранспорт в организациях всех сфер АПК выполняет важнейшую функцию непрерывного связующего звена между производством и потреблением. Занимая довольно высокий удельный вес в структуре общей мощности силового оборудования, грузовой автотранспорт – это наиболее мобильный, активный вид основных средств производства во всех сферах АПК[15,30].
Списочное и наличное число грузовых автомобилейв сельскохозяйственных, вспомогательных, перерабатывающих и торгово-сбытовых организациях принято измерять в физических единицах по состоянию на начало периода (месяца, квартала, года и т.д.).
Грузовой автотранспорт эксплуатируется обычно в течение всего календарного года. В связи с возможными изменениями числа грузовых автомобилей, например, в течение календарного года приходится рассчитывать их среднее количество. Способы расчета средней численности грузовых автомобилей аналогичны тем приемам, которые применяются при определении среднего числа тракторов, т.е.способ средней арифметической взвешенной,средней хронологической моментного ряда и др. Среднее число автомобилей востребовано, как правило при расчете и оценке разнообразных показателей использования грузового автопарка[15,30].
В тех случаях, когда наличное число грузовых автомобилей представлено различными по грузоподъемности марками, их наличие целесообразно выражать в условно-натуральных единицах, что позволяет приводить общее количество грузовых автомобилей в соизмеримое выражение (9.24):
; (9.24)
где – общее число грузовых автомобилей в условно-натуральных единицах;– общая номинальная грузоподъемность автопарка, т;– номинальная грузоподъемность 1 автомобиля, принятого за эталон, т.
Целесообразно обратить внимание на то, что в системе АПК получили широкое распространение грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, имеющие номинальную грузоподъемность 8т. Это означает, что такую грузоподъемность можно условно принять за эталон при расчете общего числа грузовых автомобилей в любой организации всех сфер АПК.
В организациях сельскохозяйственной сферы насыщенность производства грузовым автотранспортом может быть рассчитана и оценена с помощью важнейшего показателя – нагрузки сельхозземель в расчете на один условный автомобиль(9.25):
, (9.25)
где – нагрузка сельхозземель на 1 условный грузовой автомобиль, га;– площадь сельхозземель, га;– общее число автомобилей, условно-натуральных единиц.
Показатель, обратный нагрузке, обычно называют автомобилеобеспеченностью сельскохозяйственного производстваи рассчитывают на 1000га сельхозземель. Рост этого показателя, означающего снижение нагрузки сельхозземель на один грузовой автомобиль, способствует своевременному и качественному выполнению грузоперевозочных работ и, в результате, повышению уровня производства и улучшению условий реализации продукции[15,30].
Многосторонняя характеристика работы грузового автотранспорта в системе АПК может быть дана на основе большого числа разнообразных показателей. В связи с этим возможные показатели использования грузового автотранспорта целесообразно разделить на две группы. К первой группеможно отнестивспомогательные(специфические)показатели, характеризующие общую меру участия грузовых автомобилей в автоперевозках, т.е. коэффициенты использования: наличного числа автомашин в работе, рабочего времени, пробега, грузоподъемности.
Коэффициент использования грузового автопарка в работе– это показатель, характеризующий степень его участия в производственном процессе, рассчитывается следующим образом (9.26):
; (9.26)
где – общее число автомобиле-дней в наряде;– общее возможное число автомобиле-дней.
За автомобиле-день в нарядепринято считать день, на который выписывается путевой лист для выхода автомобиля на линию, независимо от продолжительности его пребывания вне хозяйства.Возможный автомобиле-день– это календарный, потенциальный день пребывания одного автомобиля в хозяйстве, независимо от его технического состояния и места нахождения, исключая время в аренде.
Коэффициент использования рабочего времениавтопарка характеризует степень нахождения грузовых автомобилей в движении и может быть рассчитан по формуле (9.27):
; (9.27)
где – время нахождения автомобилей в движении, ч;– время нахождения автомобилей в наряде, авточасов.
Коэффициент использования пробегагрузового автопарка характеризует удельный вес производительного (с грузом) пробега автомобилей в их общем пробеге и рассчитывается следующим образом (9.28):
; (9.28)
где – пробег автомобилей с грузом, км;– общий пробег автомобилей, км.
Коэффициент использования пробега грузовых автомобилей позволяет выявить соотношение производительных и порожних пробегов. На грузовом автотранспорте этот коэффициент обычно составляет 0,55 – 0,60 раза.
Коэффициент использования грузоподъемностиавтопарка характеризует меру его заполнения грузами, степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и может быть рассчитан по формуле (9.29):
; (9.29)
где– отработанное число автомобиле-тонно-дней за определенный период (например, за год);– номинальное (возможное) число автомобиле-тонно-дней за этот же период.
Общее число рабочих автомобиле-тонно-дней рассчитывается как сумма произведений автомобиле-дней в работе на фактическую загрузку грузовых автомобилей; общее номинальное число автомобиле-тонно-дней в хозяйстве представляет собой сумму произведений автомобиле-дней на номинальную грузоподъемность автопарка.
Общий(средний)коэффициент эксплуатациигрузового автопаркахарактеризует уровень его использования в целом и может быть рассчитан по способу средней геометрической простой (9.30):
= (9.30)
Результаты расчета вспомогательных (специфических) показателей использования грузового автопарка с применением формул (9.26 – 9.30) в торгово-сбытовой организации (ТСО) «Днепр» приведены в табл.9.9.
Данные табл.9.9 показывают, что при снижении коэффициентов использования машин в работе (на 1,3%), их грузоподъемности (на 6,5%) и росте коэффициентов использования рабочего времени автомобилей (на 1,3%), их пробега (на 7,4%), общий (средний) коэффициент эксплуатации грузового автопарка в ТСО «Днепр» в 2006г. по сравнению с 2001г. практически не изменился. В работе грузового автотранспорта имеются значительные потенциальные резервы, так как автопарк недоиспользуется в целом на 30%.
Ко второй группепоказателей использования грузового автопарка целесообразно отнести основные показатели, характеризующие меру интенсивности использования грузовых автомобилей в организациях системы АПК за определенный период времени (календарный год, квартал, месяц, день).
Таблица 9.9. Вспомогательные показатели использования грузовых автомобилей в ТСО «Днепр»
Показатели | Символы | 2001г. | 2006г. | 2006г. в % к 2001г. |
Коэффициент использования машин в работе, раз | 0,77 | 0,76 | 98,7 | |
Коэффициент использования рабочего времени машин, раз | 0,75 | 0,76 | 101,3 | |
Коэффициент использования пробега машин, раз | 0,54 | 0,58 | 107,4 | |
Коэффициент использования грузоподъемности машин, раз | 0,77 | 0,72 | 93,5 | |
Общий (средний) коэффициент эксплуатации автопарка | 0,70 | 0,70 | 100,0 |
Важнейшим ключевым показателем объема грузоперевозочных работ в системе АПК является количество перевезенного груза(обычно в тоннах); в качестве же дополнительного показателя при этом может служитьколичество выполненных тонно-километров. Отметим, что тонно-километр – это сложная единица измерения грузооборота автотранспорта, отражающая перемещение 1т груза на расстояние 1 км.
Основным показателем использования грузового автопарка является годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на 1 условную или физическую машину.Этот показатель характеризует меру интенсивности использования каждого грузового автомобиля в течение календарного года и рассчитывается следующим образом (9.31):
; (9.31)
где – общий годовой объем грузоперевозочных работ (т, ткм);- среднегодовое число грузовых автомобилей, шт.
Дневной объем грузоперевозочных работв расчете на 1 автомобиль характеризует степень интенсивности использования грузового автопарка в течение рабочего дня и может быть рассчитан по формуле (9.32):
; (9.32)
где – общее число автомобиле-дней в наряде.
В организациях сельскохозяйственной сферы АПК важнейшим показателем, характеризующим уровень интенсивности работы всего грузового автопарка, является плотность грузоперевозочных работ(9.33):
; (9.33)
где – плотность грузоперевозок (т/га, ткм/га);– общий годовой объем грузоперевозок (т, ткм);– площадь сельхозземель, га.
В условиях рыночных отношений расширяются потенциальные возможности пользования услугами грузового автотранспорта во всех сферах АПК. При этом принципиальную роль играет себестоимость единицы грузоперевозочных работ, которая представляет собой объем затрат по содержанию и эксплуатации грузового автотранспорта в расчете на 1т перевезенного груза или на 1ткм выполненных грузоперевозочных работ (9.34):
, (9.34)
где – общая годовая сумма расходов на содержание и эксплуатацию грузового автопарка, млн.руб.;– общий годовой объем грузоперевозок (т, ткм).
Бесспорным является то, что себестоимость единицы грузоперевозок – это основополагающий показатель при определении и установлении расценок за услуги, оказываемые грузовым автотранспортом потенциальным потребителям[15,30].
Результаты расчета основных показателей использования грузовых автомобилей в торгово-сбытовой организации (ТСО) «Днепр» приведены в табл.9.10.
Таблица 9.10. Основные показатели использования грузового автопарка в ТСО «Днепр»
Показатели | Символы | 2001г. | 2006г. | 2006г. в % к 2001г. |
Годовой объем грузоперевозок на 1 автомобиль: |
|
|
|
|
● в тоннах | Vгод | 4086 | 4191 | 102,6 |
● в тыс. тонно-километров | Vгод | 70,5 | 70,9 | 100,6 |
Дневной объем грузоперевозок на 1 автомобиль: |
|
|
|
|
● в тоннах | Vдн | 13,0 | 13,5 | 103,8 |
● в тонно-километрах | Vдн | 225 | 229 | 101,8 |
Себестоимость грузоперевозочных работ: |
|
|
|
|
● 1т груза, тыс.руб. | Z1 | 4,9 | 5,4 | 111,0 |
● 1 ткм, руб. | Z2 | 160 | 180 | 112,7 |
Данные табл.9.10 показывают, что в 2006г. по сравнению с 2001г. в ТСО «Днепр» улучшились показатели объема грузоперевозочных работ: повысился годовой объем грузооборота в расчете на 1 машину в тоннах (на 2,6%), в тонно-километрах (на 0,6%), увеличился дневной грузооборот каждой машины в тоннах (на 3,8%), в тонно-километрах (на 1,8%). Можно отметить, что за приведенный период значительно повысилась себестоимость перевозки 1т груза (на 11%), 1 тонно-километра (на 12,7%).
- Министерство сельского хозяйства
- Состав учебно-методического комплекса
- Перечень требований к знаниям и умениям специалиста по дисциплине Статистика агропромышленного комплекса (апк)»
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 1. Пояснительная записка
- 1.3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
- 1.4. Структура содержания учебной программы
- 1.5. Методы (технологии) обучения
- 1.6. Организация самостоятельной работы студентов
- 1.7. Диагностика компетенций студента
- Примерный тематический план учебной дисциплины
- Содержание дисциплины
- Тема 1. Особенности предмета и метода статистики агропромышленного комплекса (апк)
- Тема 2. Статистика земельного фонда
- Тема 3. Статистика посевных площадей, урожая и урожайности сельскохозяйственных культур
- Тема 9. Статистика технической базы и механизации производства в системе апк
- Тема 10. Статистика издержек производства, себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов в системе апк
- Тема 11. Статистика комплексной оценки работы организаций и хозяйств с системе апк
- Тематика практических занятий
- Статистика апк
- Учебная программа по специальности
- Курс 2
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Учебно-методическая карта
- Информационно-методическая часть
- Протокол согласования учебной программы
- Дополнения и изменения к учебной программе на 20 / 20 учебный год
- Примерный тематический план
- Примерный тематический план
- Примерный тематический план
- 4. Опорный конспект лекций
- 1.Особенности предмета и метода статистики апк
- Сущность, состав и основные функции агропромышленного комплекса (апк)
- 1.2. Особенности предмета статистики апк
- 1.3. Особенности метода статистики апк
- Контрольные вопросы к теме № 1
- 2. Статистика земельного фонда
- 2.1. Сущность, состав и значение земельного фонда
- 2.2. Содержание и значение земельного баланса
- 2.3. Показатели наличия и состава земельного фонда
- (На начало года)
- 2.4. Показатели наличия и состава мелиорированных земель
- 2. 5. Показатели качества сельскохозяйственных земель
- Контрольные вопросы к теме 2
- 3.1 Сущность и классификация посевных площадей
- 3.2. Показатели состава и структуры посевных площадей
- 3.3. Показатели урожая и урожайности сельскохозяйственных культур
- 3.4. Факторы формирования урожайности сельскохозяйственных культур
- 3.5. Показатели структуры урожая
- 3.6. Факторный анализ урожая (валового сбора) на основе индексного метода
- В схо «Нива»
- Контрольные вопросы к теме 3
- 4. Статистика животноводства
- 4.1. Основные принципы классификации сельскохозяйственных животных
- 4.2. Показатели численности сельскохозяйственных животных
- 4.3. Показатели воспроизводства сельскохозяйственных животных
- 4.4.Сущность и состав продукции животноводства. Показатели объема молочной продукции
- Хозяйств, тыс.Т
- 4.5. Приемы определения объема продукции выращивания животных
- Основных видов животных в схо «Нива», т
- 4.6. Показатели продуктивности животных
- 4.7. Факторный анализ валового производства животноводческой продукции
- Производства молока
- 4.8. Сущность кормовой базы и кормовых ресурсов. Основные принципы классификации кормов
- 4.9. Показатели наличия и состава кормов
- 4.10. Показатели использования кормов
- Т а б л и ц а 4.21. Расчет индивидуальной себестоимости 1 т к.Ед. И 1 к.Ед. В схо «Нива»
- 4.11. Факторный анализ кормообеспеченности поголовья и расхода кормов
- Израсходованных кормов в схо «Нива»
- Анализа расхода кормов
- Контрольные вопросы к теме 4
- 5.3. Показатели качества и цен заготовленной сельскохозяйственной продукции
- Т а б л и ц а 5.4. Расчет показателей количества и качества молока в схо «Нива»
- Контрольные вопросы к теме 5
- 6. Статистика валовой продукции в системе апк
- 6.1. Сущность валовой продукции. Особенности формирования валовой продукции в различных сферах апк
- 6.2. Показатели объема и структуры валовой продукции
- По фактическим ценам
- По себестоимости в схо «Нива», 2005г.
- Контрольные вопросы к теме 6
- 7. Статистика труда в системе апк
- 7.1. Сущность трудовых ресурсов и особенности формирования рабочей силы
- (На начало года)
- 7.2. Показатели наличия, движения и состава рабочей силы
- 7.3. Показатели использования рабочей силы и рабочего времени
- 7.4. Система показателей производительности труда
- 7.5. Факторный анализ трудовых затрат и производительности труда
- Контрольные вопросы к теме 7
- 8. Статистика основного и оборотного капитала в системе апк
- Беларуси, %
- 8.2. Сущность и важнейшие принципы классификации основных и оборотных средств
- 8.3. Способы оценки и методы капитализации основных и оборотных средств
- 8.4. Показатели состава, наличия и движения основных и оборотных фондов
- На конец года
- 8.5. Показатели использования основных и оборотных фондов
- Контрольные вопросы к теме 8
- 9. Статистика технической базы и механизации производства в системе апк
- 9.1. Понятие о силовом и производственном оборудовании. Расчет общей энергетической мощности в системе апк
- 9.2. Показатели состава, наличия и использования энергомощностей
- 9.3. Система показателей наличия, состава и использования тракторного парка
- 9.4. Показатели состава, наличия и использования производственного оборудования
- 9.5. Система показателей состава, наличия и использования грузового автотранспорта
- 9.6. Показатели уровня механизации (автоматизации) производства
- Контрольные вопросы к теме 9
- Статистика издержек производства, себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов в системе апк
- 10.1. Сущность и виды издержек производства. Классификация затрат
- 10.2. Показатели себестоимости продукции, работ и услуг
- 10.3. Показатели удельных производственных затрат в сельскохозяйственной сфере.
- 10.4. Структура затрат и себестоимости продукции, работ и услуг
- 10.5. Факторы формирования общей себестоимости продукции, работ и услуг
- 10.6. Показатели реализации продукции, работ, услуг и денежной выручки
- 10.7. Факторы формирования денежной выручки
- 10.8. Показатели чистой продукции, чистого дохода и прибыли
- 10.9. Показатели рентабельности продукции, работ и услуг
- Контрольные вопросы к теме 10
- Статистика комплексной оценки работы организаций и хозяйств в системе апк
- 11.1. Виды и классификация организаций и хозяйств
- 11.2. Система показателей размера организаций и хозяйств
- 11.3. Система показателей эффективности работы организаций и хозяйств
- 11.4. Рейтинговая оценка эффективности работы организаций и хозяйств
- Контрольные вопросы к теме 11
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- (Условия Республики Беларусь)
- Приложение 4
- Литература
- Содержание
- 5. Планы практических и лабораторных занятий
- Тема 1. Особенности предмета и метода статистики апк– теоретическая; практические и лабораторные занятия не предусмотрены.
- Тема 2. Статистика земельного фонда.
- Тема 3. Статистика посевных площадей, урожая и урожайности сельскохозяйственных культур.
- Тема 4. Статистика животноводства.
- Тема 5. Статистика заготовок сельскохозяйственной продукции.
- Тема 10. Статистика издержек производства, себестоимости продукции и финансовых результатов.
- Тема 11. Статистика комплексной оценки работы организаций и хозяйств в системе апк.
- 6. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) Основная
- Дополнительная
- Графики сдачи блоков по дисциплине
- Тема 2. Статистика земельного фонда
- Тема 3. Статистика посевных площадей, урожая и урожайности сельскохозяйственных культур
- Тема 4. Статистика животноводства
- Тема 5. Статистика заготовок сельскохозяйственной продукции
- Тема 6. Статистика валовой продукции в системе апк
- Тема 7. Статистика основного и оборотного капитала в ситеме апк
- Тема 8. Статистика технической базы и механизации производства в системе апк
- Тема 1. Статистика труда в системе апк
- Тема 2. Статистика издержек производства, себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов в системе апк
- Тема 3. Статистика комплексной оценки работы организации и хозяйств в системе апк