logo search
UMK_Statistika_APK

9.5. Система показателей состава, наличия и использования грузового автотранспорта

Грузовой автотранспорт в организациях всех сфер АПК выполняет важнейшую функцию непрерывного связующего звена между производством и потреблением. Занимая довольно высокий удельный вес в структуре общей мощности силового оборудования, грузовой автотранспорт – это наиболее мобильный, активный вид основных средств производства во всех сферах АПК[15,30].

Списочное и наличное число грузовых автомобилейв сельскохозяйственных, вспомогательных, перерабатывающих и торгово-сбытовых организациях принято измерять в физических единицах по состоянию на начало периода (месяца, квартала, года и т.д.).

Грузовой автотранспорт эксплуатируется обычно в течение всего календарного года. В связи с возможными изменениями числа грузовых автомобилей, например, в течение календарного года приходится рассчитывать их среднее количество. Способы расчета средней численности грузовых автомобилей аналогичны тем приемам, которые применяются при определении среднего числа тракторов, т.е.способ средней арифметической взвешенной,средней хронологической моментного ряда и др. Среднее число автомобилей востребовано, как правило при расчете и оценке разнообразных показателей использования грузового автопарка[15,30].

В тех случаях, когда наличное число грузовых автомобилей представлено различными по грузоподъемности марками, их наличие целесообразно выражать в условно-натуральных единицах, что позволяет приводить общее количество грузовых автомобилей в соизмеримое выражение (9.24):

; (9.24)

где – общее число грузовых автомобилей в условно-натуральных единицах;– общая номинальная грузоподъемность автопарка, т;– номинальная грузоподъемность 1 автомобиля, принятого за эталон, т.

Целесообразно обратить внимание на то, что в системе АПК получили широкое распространение грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, имеющие номинальную грузоподъемность 8т. Это означает, что такую грузоподъемность можно условно принять за эталон при расчете общего числа грузовых автомобилей в любой организации всех сфер АПК.

В организациях сельскохозяйственной сферы насыщенность производства грузовым автотранспортом может быть рассчитана и оценена с помощью важнейшего показателя – нагрузки сельхозземель в расчете на один условный автомобиль(9.25):

, (9.25)

где – нагрузка сельхозземель на 1 условный грузовой автомобиль, га;– площадь сельхозземель, га;– общее число автомобилей, условно-натуральных единиц.

Показатель, обратный нагрузке, обычно называют автомобилеобеспеченностью сельскохозяйственного производстваи рассчитывают на 1000га сельхозземель. Рост этого показателя, означающего снижение нагрузки сельхозземель на один грузовой автомобиль, способствует своевременному и качественному выполнению грузоперевозочных работ и, в результате, повышению уровня производства и улучшению условий реализации продукции[15,30].

Многосторонняя характеристика работы грузового автотранспорта в системе АПК может быть дана на основе большого числа разнообразных показателей. В связи с этим возможные показатели использования грузового автотранспорта целесообразно разделить на две группы. К первой группеможно отнестивспомогательные(специфические)показатели, характеризующие общую меру участия грузовых автомобилей в автоперевозках, т.е. коэффициенты использования: наличного числа автомашин в работе, рабочего времени, пробега, грузоподъемности.

Коэффициент использования грузового автопарка в работе– это показатель, характеризующий степень его участия в производственном процессе, рассчитывается следующим образом (9.26):

; (9.26)

где – общее число автомобиле-дней в наряде;– общее возможное число автомобиле-дней.

За автомобиле-день в нарядепринято считать день, на который выписывается путевой лист для выхода автомобиля на линию, независимо от продолжительности его пребывания вне хозяйства.Возможный автомобиле-день– это календарный, потенциальный день пребывания одного автомобиля в хозяйстве, независимо от его технического состояния и места нахождения, исключая время в аренде.

Коэффициент использования рабочего времениавтопарка характеризует степень нахождения грузовых автомобилей в движении и может быть рассчитан по формуле (9.27):

; (9.27)

где – время нахождения автомобилей в движении, ч;– время нахождения автомобилей в наряде, авточасов.

Коэффициент использования пробегагрузового автопарка характеризует удельный вес производительного (с грузом) пробега автомобилей в их общем пробеге и рассчитывается следующим образом (9.28):

; (9.28)

где – пробег автомобилей с грузом, км;– общий пробег автомобилей, км.

Коэффициент использования пробега грузовых автомобилей позволяет выявить соотношение производительных и порожних пробегов. На грузовом автотранспорте этот коэффициент обычно составляет 0,55 – 0,60 раза.

Коэффициент использования грузоподъемностиавтопарка характеризует меру его заполнения грузами, степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и может быть рассчитан по формуле (9.29):

; (9.29)

где– отработанное число автомобиле-тонно-дней за определенный период (например, за год);– номинальное (возможное) число автомобиле-тонно-дней за этот же период.

Общее число рабочих автомобиле-тонно-дней рассчитывается как сумма произведений автомобиле-дней в работе на фактическую загрузку грузовых автомобилей; общее номинальное число автомобиле-тонно-дней в хозяйстве представляет собой сумму произведений автомобиле-дней на номинальную грузоподъемность автопарка.

Общий(средний)коэффициент эксплуатациигрузового автопаркахарактеризует уровень его использования в целом и может быть рассчитан по способу средней геометрической простой (9.30):

= (9.30)

Результаты расчета вспомогательных (специфических) показателей использования грузового автопарка с применением формул (9.26 – 9.30) в торгово-сбытовой организации (ТСО) «Днепр» приведены в табл.9.9.

Данные табл.9.9 показывают, что при снижении коэффициентов использования машин в работе (на 1,3%), их грузоподъемности (на 6,5%) и росте коэффициентов использования рабочего времени автомобилей (на 1,3%), их пробега (на 7,4%), общий (средний) коэффициент эксплуатации грузового автопарка в ТСО «Днепр» в 2006г. по сравнению с 2001г. практически не изменился. В работе грузового автотранспорта имеются значительные потенциальные резервы, так как автопарк недоиспользуется в целом на 30%.

Ко второй группепоказателей использования грузового автопарка целесообразно отнести основные показатели, характеризующие меру интенсивности использования грузовых автомобилей в организациях системы АПК за определенный период времени (календарный год, квартал, месяц, день).

Таблица 9.9. Вспомогательные показатели использования грузовых автомобилей в ТСО «Днепр»

Показатели

Символы

2001г.

2006г.

2006г.

в % к

2001г.

Коэффициент использования машин в работе, раз

0,77

0,76

98,7

Коэффициент использования рабочего времени машин, раз

0,75

0,76

101,3

Коэффициент использования пробега машин, раз

0,54

0,58

107,4

Коэффициент использования грузоподъемности машин, раз

0,77

0,72

93,5

Общий (средний) коэффициент эксплуатации автопарка

0,70

0,70

100,0

Важнейшим ключевым показателем объема грузоперевозочных работ в системе АПК является количество перевезенного груза(обычно в тоннах); в качестве же дополнительного показателя при этом может служитьколичество выполненных тонно-километров. Отметим, что тонно-километр – это сложная единица измерения грузооборота автотранспорта, отражающая перемещение 1т груза на расстояние 1 км.

Основным показателем использования грузового автопарка является годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на 1 условную или физическую машину.Этот показатель характеризует меру интенсивности использования каждого грузового автомобиля в течение календарного года и рассчитывается следующим образом (9.31):

; (9.31)

где – общий годовой объем грузоперевозочных работ (т, ткм);- среднегодовое число грузовых автомобилей, шт.

Дневной объем грузоперевозочных работв расчете на 1 автомобиль характеризует степень интенсивности использования грузового автопарка в течение рабочего дня и может быть рассчитан по формуле (9.32):

; (9.32)

где – общее число автомобиле-дней в наряде.

В организациях сельскохозяйственной сферы АПК важнейшим показателем, характеризующим уровень интенсивности работы всего грузового автопарка, является плотность грузоперевозочных работ(9.33):

; (9.33)

где – плотность грузоперевозок (т/га, ткм/га);– общий годовой объем грузоперевозок (т, ткм);– площадь сельхозземель, га.

В условиях рыночных отношений расширяются потенциальные возможности пользования услугами грузового автотранспорта во всех сферах АПК. При этом принципиальную роль играет себестоимость единицы грузоперевозочных работ, которая представляет собой объем затрат по содержанию и эксплуатации грузового автотранспорта в расчете на 1т перевезенного груза или на 1ткм выполненных грузоперевозочных работ (9.34):

, (9.34)

где – общая годовая сумма расходов на содержание и эксплуатацию грузового автопарка, млн.руб.;– общий годовой объем грузоперевозок (т, ткм).

Бесспорным является то, что себестоимость единицы грузоперевозок – это основополагающий показатель при определении и установлении расценок за услуги, оказываемые грузовым автотранспортом потенциальным потребителям[15,30].

Результаты расчета основных показателей использования грузовых автомобилей в торгово-сбытовой организации (ТСО) «Днепр» приведены в табл.9.10.

Таблица 9.10. Основные показатели использования грузового автопарка в ТСО «Днепр»

Показатели

Символы

2001г.

2006г.

2006г.

в % к 2001г.

Годовой объем грузоперевозок на 1 автомобиль:

● в тоннах

Vгод

4086

4191

102,6

● в тыс. тонно-километров

Vгод

70,5

70,9

100,6

Дневной объем грузоперевозок на 1 автомобиль:

● в тоннах

Vдн

13,0

13,5

103,8

● в тонно-километрах

Vдн

225

229

101,8

Себестоимость грузоперевозочных работ:

● 1т груза, тыс.руб.

Z1

4,9

5,4

111,0

● 1 ткм, руб.

Z2

160

180

112,7

Данные табл.9.10 показывают, что в 2006г. по сравнению с 2001г. в ТСО «Днепр» улучшились показатели объема грузоперевозочных работ: повысился годовой объем грузооборота в расчете на 1 машину в тоннах (на 2,6%), в тонно-километрах (на 0,6%), увеличился дневной грузооборот каждой машины в тоннах (на 3,8%), в тонно-километрах (на 1,8%). Можно отметить, что за приведенный период значительно повысилась себестоимость перевозки 1т груза (на 11%), 1 тонно-километра (на 12,7%).