8. Классификация специалистов по естествознанию и технике.
Одним из сложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение на взаимосвязанные классы (отсюда и название — классификация) по каким-либо существенным признакам. С научной точки зрения классификация информационных потребностей важна для правильного понимания механизма и закономерности их возникновения, определения свойств и особенностей проявления, их значения в библиотечно-библиографической деятельности. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание в библиотечно-библиографической работе.
Потребителями естествоведческой библиографической информации являются ученые сотрудники НИИ и ВУЗов, аспиранты, студенты, специалисты смежных наук.
В основе классификации потребителей научно-технической сферы – характер деятельности, отраслевая принадлежность, должность и др. В зависимости от характера и особенностей работы выделяют ученых сотрудников, инженерно-технических работников, руководителей организаций, научно-педагогические кадры. Каждая группа может быть представлена более детально. Так, в группе ученых сотрудников выделяются организаторы науки (академики, члены-корреспонденты Национальной академии наук, руководители ученых учреждений); ученые-теоретики, которые выполняют фундаментальные исследования; ученые-экспериментаторы, которые исполняют прикладные исследования; ученые сотрудники, которые сочетают исследовательскую и педагогическую деятельность. Инженерно-технических работников можно разделить на конструкторов, механиков, технологов, проектировщиков. Научно-педагогические кадры делятся на преподавателей, исследователей, лаборантов. Руководители организаций в ученой сфере – это директора научных учреждений, их заместители, ученые секретари, заведующие лабораторий, секторов, групп; в производстве – это директора производств, главные специалисты (инженер, энергетик, механик, конструктор, технолог), заведующие лабораторий, цехов, участков. По профессиональной принадлежности все специалисты разделяются на энергетиков, химиков, металлургов и др.
Изучение информационных потребностей специалистов-медиков, которое проводилась многими библиотеками, показало, что среди них выделяются категории ученых (ученые, преподаватели); практикующие врачи (хирурги, терапевты, фармокологи, стоматологи и др.); лаборанты; руководители системы здравоохранения.
- Содержание:
- 1. Характерные особенности и структура научно-технического и медицинского комплексов (нТиМк) и их влияние на отраслевую информационную деятельность
- 2. Дифференциация и интеграция – ведущие тенденции развития научно-технического и медицинского комплексов
- 3. Первичные документы по естественным наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 4. Первичные документы по технике наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 5. Первичные документы по сельскому хозяйству наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 6. Основные закономерности развития документальных источников информации по естествознанию, технике, сельскому хозяйству и медицине.
- 7. Информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса: их структура, виды и особенности.
- 8. Классификация специалистов по естествознанию и технике.
- 9. Современное состояние библиографических ресурсов по естествознанию и технике.
- 10. Классификация специалистов сельского хозяйства и медицины.
- 11. Организация библиографического обеспечения специалистов Беларуси в отрасли медицины.
- 12. Деятельность гпнтб России по оказанию информационных услуг специалистам и подготовке информационной продукции.
- 13. Современное состояние библиографических ресурсов по сельскому хозяйству.
- 14. Деятельность винти по подготовке текущей информационно-библиографической продукции и бд.
- 15. Организационная структура информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 16. История развития информационных ресурсов по естествознанию в Беларуси (до 60-х годов).
- 17. Бд в отрасли научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 18. Текущая информационно-библиографическая продукция отдельных видов документов в России.
- 19. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов в отрасли медицины в Беларуси.
- 20. Развитие информационно-библиографических ресурсов по сельскому хозяйству в 1919-1959 гг.
- 21. Особенности организации и содержание информационного библиографического обеспечения специалистов в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 22. Факторы, которые влияют на формирование информационных потребностей специалистов научно-технического и медицинского комплексов.
- 23. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов по естествознанию в Беларуси.
- 24. Бд по естествознанию, технике, сельскому хозяйству, медицине созданные в Беларуси.
- 25. Формы библиотечно-информационного обеспечения пользователей в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 26. Первичные документы по медицине: видо-типологический, тематический и языковой анализ.
- 27. Определение информационных ресурсов отрасли и их отличительные черты.
- 28. Классификация информационных ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 29. Отраслевые особенности создания информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 30. Деятельность рнтб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 32. Деятельность рнмб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 33. Деятельность цнб нан по созданию информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.