logo
Ровина Р

7. Информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса: их структура, виды и особенности.

Одним из основных объектов отраслевой информационной деятельности являются документные источники информации (ДИИ). Они имеют существенные различия от источников гуманитарного и общественного циклов. Данные особенности можно свести к особенностям социального назначения в обществе; интернационального характера знаний, заключенных в этих источниках; сложности содержания и языка; особенностей структуры и др.

Очевидно, что и потребители этой информации также имеют специфичные потребности, которые детерминированы многочисленными объективными и субъективными факторами.

В СТБ ГОСТ 7.73-96 "Поиск и распространение информации. Термины и определения" отмечается, что "информационная потребность – это характеристика предметной отрасли, значение которой необходимо определить для выполнения поставленной задачи в практичной деятельности".

Информационные потребности разделяются на профессиональные и непрофессиональные, при этом для специалистов Научно-технического и медицинского комплекса характерна, в первую очередь, наличие профессиональных информационных потребностей. Профессиональная информационная потребность отображает необходимость получения информации, связанной с профессиональной деятельностью человека (коллектива). Современное развитие науки, практической деятельности специалистов требуют от них знания приоритетных направлений развития, мировых и отечественных достижений в своей отрасли, возможностей использования достижений, экономии сырья и материалов.

Профессиональные информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса можно рассматривать по территориальному признаку, в зависимости от сферы научно-производственного комплекса, характера необходимой информации, времени возникновения и периода действия, профиля. Так, по территориальному признаку информационные потребности делятся на общереспубликанские, территориальные, отраслевые, групповые и индивидуальные. Общереспубликанские характеризуют в основном отличительные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса, что позволяет отличать их от потребностей, например, гуманитарной сферы. Территориальный уровень информационных потребностей характеризует потребности регионов Беларуси, которые специализируются на производстве определенных видов продукции, выращиванию растений или животных. Они связаны с отраслевой и тематической направленностью исследований и разработок региона.

Информационные потребности отраслевого уровня характеризуют потребности специалистов, занятых в определенных отраслях комплекса: машиностроении, растениеводстве, математике, педиатрии и др. Групповой уровень информационных потребностей отображает типичные потребности определенных групп специалистов: ученых сотрудников, практикующих врачей, инженерно-технических работников и др. Индивидуальный уровень характеризует потребности конкретного специалиста НТ и МК. С учетом практического подхода информационные потребности рассматривают как потребности специалистов сфер "наука", "техника", "производство", "потребление". Для каждой из их характерно определенное использование информации. Например, для специалистов ученой сферы – это расширение тематических границ информационных потребностей в связи с интеграционными процессами, которые происходят в отраслях, отсюда некоторая нестабильность информационных потребностей. Для них необходима полнота представления информации, ее оперативная подача. Информационные потребности специалистов производственной сферы относительно стабильные. Для этих специалистов необходимо регулярно получать информацию, связанную с тем технологическим процессом, в котором они реализуются. При этом необходима информация как технологичного характера, так и организационного (о рынках сбыта продукции, о направлениях деятельности конкурентов).

В зависимости от характера необходимой информации информационные потребности разделяются на потребности в текущей и ретроспективной информации, в узко-тематической и широко-тематической информации; в отраслевой и межотраслевой информации; в фактографической и концептографической информации.

Изучение информационных потребностей специалистов научно-технической сферы является важным этапом построения концепции информационного обслуживания, выбора форм доведения информации и оказания информационных услуг. Определенное внимание этим вопросам придавали Э.Бернштейн, Д.Шехурин, С.Коготков, Д.Блюменов. Примерные исследования информационных потребностей специалистов-машиностроителей проводили М.Иванов, Т.Королёва, Р.Ровина. В процессе изучения информационных потребностей применяются как прямые (социологические) методы, так и косвенные (анализ планов Научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, читательских формуляров, итоги изобретательской деятельности).

На формирование профессиональных информационных потребностей влияют такие факторы, как принадлежность специалиста к конкретной области НТ и МК; характер ученой и производственной деятельности; должность, которую занимает тот или иной специалист; этапы выполнения Научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, а также профессиональная квалификация, наличие ученой степени, знание заграничных языков и др.