25. Формы библиотечно-информационного обеспечения пользователей в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
В настоящее время меняются как информационные потребности, да и информационная среда, что приводить к повышению требований пользователей к качеству информационных продуктов и услуг. Все эти изменения привели к уточнению видов услуг, необходимых специалистам НТ и МК. Выделяют следующие виды информационных услуг: документные (получение полно-текстовой информации, электронная доставка документов); справочное (on-line обслуживание, предоставление фактографической информации); новостные (избирательное распространение информации, дифференцированное обслуживание руководства, день информации, подготовка дайджестов); ориентированные (осуществление информационного поиска, проведение семинаров, навигация, подготовка справочников по информационным ресурсам, проведение экскурсий по информационному учреждению); исследовательские (подготовка аналитических справок, проведение патентных исследований, депонирование НИР и ОКР, маркетинговые исследования). В условиях экономичной конкуренции расширяется круг пользователей научно-технической информации (ученые сотрудники, конструкторы, проектировщики, производители товаров и услуг, владельцы объектов промышленной собственности, предприниматели, дизайнеры и др.). При этом повышается роль использования новых технологий как фактора экономичного развития, учета прав на интеллектуальную собственность. Все данные изменения необходимо учитывать при планировании ассортимента информационных услуг. Например, окончательный информационный продукт, созданный по заявке организации, будет тем более полезный, чем более он дополнен потребительскими свойствами, адаптированными к реальным нуждам. Необходима добавлять в подготовки тематические списки сведения о оценке мировых тенденций развития конкретного научно-технического направления, на основании библиометрического анализа выявлять перспективные направления развития темы, давать сведения о фирмах-лидерах и характере их деятельности, дополнять итоги тематического поиска прогнозами развития конъюнктуры рынка. Таким образом, нужно многоаспектное информационное обеспечение специалистов с участием библиографов, аналитиков, патентоведов, маркетологов, которые имеют доступ ко всей совокупности мировых информационных ресурсов.
Справочные электронные услуги распространяются в электронной среде: например, справочное обслуживание через е-mail пользователя (РНТБ подает справки о производителях оснащения и продукции), на сайтах крупных библиотек существуют разделы "Спросы библиотекаря", через которые возможно получить необходимую виртуальную справку. Научно-технические библиотеки предприятий оказывают справочные услуги через формирование досье фирм, которое предоставлено сведениями о деятельности организаций-конкурентов в разных странах мира. В досье включается информация технико-экономичного характера о выпускаемой продукции, о получившихся патентах на интеллектуальную собственность фирмы, о размещении производства в других странах и на предприятиях, о создании совместных предприятий.
Информационные услуги новостей, кроме традиционных, таких как избирательное распространение информации, дифференцированное обслуживание пользователей, проведение дней информации, включают подготовку дайджестов по наиболее интересным для определенной категории пользователей материалам, опубликованным в периодических изданиях, в том числе и электронных. К новостным формам подачи информационных услуг о новых документах относиться пресс-клипинг – услуга, которая осуществляется на основании мониторинга прессы. Информационный продукт в виде тематической подборки маетриалов из периодических изданий, в том числе и электронных, доставляется в постоянном режиме на е-mail пользователя. Объектами наблюдения могут быть организации и фирмы, персоналии, товары/услуги, оснащение и др. Цена услуги определяется исходя из хронологии наблюдения, географического признака, зависит от количества периодических изданий и глубины свертывания информации. Другие услуги новостей могут оказываться на основании мониторинга первичного потока документов по наиболее полным отраслевым БД и информационным изданиям, например, "САВ", "ВИНТИ", "MedHne" и др.
Ориентированные услуги оказываются научно-техническими библиотеками через постоянное обучение пользователей работе из электронными ресурсами путям создания интернет-классов (например, в РНМБ), созданием консультационных разделов на сайтах библиотек, а также созданием информационного центра (на базе РНТБ), в границах которого в постоянном режиме происходит консультирование пользователей по методике информационного поиска, информационных ресурсах разных стран и библиотек. Также на сайтах отраслевых библиотек размещаются ссылки на ресурсы Интернет, связанные из профилем библиотеки, что позволяет осуществлять навигацию по отраслевым ресурсам всей сети Интернет. Одной из наиболее известных форм консультационных услуг является составление справочников по информационным ресурсам области или темы.
Исследовательские услуги также имеют спрос у пользователей специальных библиотек. К ним относятся разные формы аналитических услуг, например, таких, как подготовка аналитических таблиц сопоставления, справок по конъюнктуре рынку. Наиболее распространенными являются: подготовка информационных карт (библиотеки железнодорожного транспорту), проведение патентных исследований совместно со специалистами предприятий и др. В последние годы сельскохозяйственные библиотеки России начали оказывать информационные услуги комплексного характера путям создания информационно-консультативных центров по внедрению инноваций. Роль библиотеки заключается в подаче информации о инновации, ее форме (разработка, патентная охрана, объект в производстве и др.), о рыночных предложениях, предложениях владельца, а специалисты центра объединяют спрос и предложение и оказывают услуги по ее укоренению. Среди платных услуг отраслевых библиотек есть и рекламные услуги пользователям, и оказание услуг по переводу документов, однако наиболее распространенными являются услуги новостей, документные, ориентированные, справочные.
- Содержание:
- 1. Характерные особенности и структура научно-технического и медицинского комплексов (нТиМк) и их влияние на отраслевую информационную деятельность
- 2. Дифференциация и интеграция – ведущие тенденции развития научно-технического и медицинского комплексов
- 3. Первичные документы по естественным наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 4. Первичные документы по технике наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 5. Первичные документы по сельскому хозяйству наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 6. Основные закономерности развития документальных источников информации по естествознанию, технике, сельскому хозяйству и медицине.
- 7. Информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса: их структура, виды и особенности.
- 8. Классификация специалистов по естествознанию и технике.
- 9. Современное состояние библиографических ресурсов по естествознанию и технике.
- 10. Классификация специалистов сельского хозяйства и медицины.
- 11. Организация библиографического обеспечения специалистов Беларуси в отрасли медицины.
- 12. Деятельность гпнтб России по оказанию информационных услуг специалистам и подготовке информационной продукции.
- 13. Современное состояние библиографических ресурсов по сельскому хозяйству.
- 14. Деятельность винти по подготовке текущей информационно-библиографической продукции и бд.
- 15. Организационная структура информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 16. История развития информационных ресурсов по естествознанию в Беларуси (до 60-х годов).
- 17. Бд в отрасли научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 18. Текущая информационно-библиографическая продукция отдельных видов документов в России.
- 19. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов в отрасли медицины в Беларуси.
- 20. Развитие информационно-библиографических ресурсов по сельскому хозяйству в 1919-1959 гг.
- 21. Особенности организации и содержание информационного библиографического обеспечения специалистов в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 22. Факторы, которые влияют на формирование информационных потребностей специалистов научно-технического и медицинского комплексов.
- 23. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов по естествознанию в Беларуси.
- 24. Бд по естествознанию, технике, сельскому хозяйству, медицине созданные в Беларуси.
- 25. Формы библиотечно-информационного обеспечения пользователей в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 26. Первичные документы по медицине: видо-типологический, тематический и языковой анализ.
- 27. Определение информационных ресурсов отрасли и их отличительные черты.
- 28. Классификация информационных ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 29. Отраслевые особенности создания информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 30. Деятельность рнтб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 32. Деятельность рнмб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 33. Деятельность цнб нан по созданию информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.