21. Особенности организации и содержание информационного библиографического обеспечения специалистов в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
В НТ и МК информационное обеспечение специалистов осуществляют научно-технические библиотеки предприятий, библиотеки научно-исследовательских учреждений, ВУЗов, а также информационные, патентно-лицензионные отделы и службы стандартизации. Общим для их является оказание информационных услуг пользователям, удовлетворение потребности в информации, разрешение доступа для ее получения. В условиях маркетинга информационное обеспечение становится разновидностью информационного сервиса. И.О.Минкина утверждает, что "информационное обеспечение является составной частью информационного менеджмента", который включает создание информационной инфраструктуры организации, управление информационными технологиями, создание БД, консультирование пользователей, защиту данных, приобретение данных с внешней информационной среды, осуществление информационного мониторинга информационных ресурсов из целью систематического анализа изменений на отраслевом рынке, информационное сопровождение инновационных проектов, информационное обеспечение руководства и другие направления. Таким образом, информационные услуги НТБ становятся неотъемлемой частью информационного менеджмента.
Для современного этапа оказания информационных услуг специалистам НТ и МК характерны интеллектуализация, усложнение запросов пользователей, которые связаны с их межотраслевой деятельностью, решением инновационных проблем; постоянное увеличение объема потоке информации при снижении ее рецептурности; быстрые темпы старения информации, потеря ее актуальности; расширение тематических границ профессиональных информационных потребностей; необходимость использования знаний и профессионального опыта из других сфер деятельности. Относительно новым в теории и практике информационного обеспечения является то, что оно становиться промежуточной формой документного, факто- и концепто-графического обслуживания. В связи с развитием информационной среды появилась on-line обслуживание, в границах которого происходит объединение библиографического, полнотекстового и других видов поиска, итогам которого является представление не информации о документах, а самих текстов документов.
Все это свидетельствует, что меняются как информационные потребности, да и информационная среда, что приводить к повышению требований пользователей к качеству информационных продуктов и услуг. Так, требования к качеству услуг включают требования к информации (как исходного ресурса): полнота, точность, актуальность; требования к оснащению и технологий; требования к производству информационных услуг; требования к условиям предоставления услуг (место, время, наличие дополнительных услуг, способ доставки информации, режим обслуживания, актуализация получившихся сведений); требования к форме подачи услуги (библиографическая справка, тематическая подбор-ка, дайджест и др.). Информационный рынок требует от информационного специалиста-библиографа расширения кругозора, способности к ассоциативному мышлению, ориентации в разнообразных информационных ресурсах, умения уточнять неопределенные информационные запросы, умения организовывать информационное взаимодействие между специалистами и центрами-генераторами БД, предоставления релевантных информационных услуг.
- Содержание:
- 1. Характерные особенности и структура научно-технического и медицинского комплексов (нТиМк) и их влияние на отраслевую информационную деятельность
- 2. Дифференциация и интеграция – ведущие тенденции развития научно-технического и медицинского комплексов
- 3. Первичные документы по естественным наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 4. Первичные документы по технике наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 5. Первичные документы по сельскому хозяйству наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 6. Основные закономерности развития документальных источников информации по естествознанию, технике, сельскому хозяйству и медицине.
- 7. Информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса: их структура, виды и особенности.
- 8. Классификация специалистов по естествознанию и технике.
- 9. Современное состояние библиографических ресурсов по естествознанию и технике.
- 10. Классификация специалистов сельского хозяйства и медицины.
- 11. Организация библиографического обеспечения специалистов Беларуси в отрасли медицины.
- 12. Деятельность гпнтб России по оказанию информационных услуг специалистам и подготовке информационной продукции.
- 13. Современное состояние библиографических ресурсов по сельскому хозяйству.
- 14. Деятельность винти по подготовке текущей информационно-библиографической продукции и бд.
- 15. Организационная структура информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 16. История развития информационных ресурсов по естествознанию в Беларуси (до 60-х годов).
- 17. Бд в отрасли научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 18. Текущая информационно-библиографическая продукция отдельных видов документов в России.
- 19. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов в отрасли медицины в Беларуси.
- 20. Развитие информационно-библиографических ресурсов по сельскому хозяйству в 1919-1959 гг.
- 21. Особенности организации и содержание информационного библиографического обеспечения специалистов в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 22. Факторы, которые влияют на формирование информационных потребностей специалистов научно-технического и медицинского комплексов.
- 23. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов по естествознанию в Беларуси.
- 24. Бд по естествознанию, технике, сельскому хозяйству, медицине созданные в Беларуси.
- 25. Формы библиотечно-информационного обеспечения пользователей в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 26. Первичные документы по медицине: видо-типологический, тематический и языковой анализ.
- 27. Определение информационных ресурсов отрасли и их отличительные черты.
- 28. Классификация информационных ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 29. Отраслевые особенности создания информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 30. Деятельность рнтб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 32. Деятельность рнмб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 33. Деятельность цнб нан по созданию информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.