logo
Ровина Р

21. Особенности организации и содержание информационного библиографического обеспечения специалистов в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.

В НТ и МК информационное обеспечение специалистов осуществляют научно-технические библиотеки предприятий, библиотеки научно-исследовательских учреждений, ВУЗов, а также информационные, патентно-лицензионные отделы и службы стандартизации. Общим для их является оказание информационных услуг пользователям, удовлетворение потребности в информации, разрешение доступа для ее получения. В условиях маркетинга информационное обеспечение становится разновидностью информационного сервиса. И.О.Минкина утверждает, что "информационное обеспечение является составной частью информационного менеджмента", который включает создание информационной инфраструктуры организации, управление информационными технологиями, создание БД, консультирование пользователей, защиту данных, приобретение данных с внешней информационной среды, осуществление информационного мониторинга информационных ресурсов из целью систематического анализа изменений на отраслевом рынке, информационное сопровождение инновационных проектов, информационное обеспечение руководства и другие направления. Таким образом, информационные услуги НТБ становятся неотъемлемой частью информационного менеджмента.

Для современного этапа оказания информационных услуг специалистам НТ и МК характерны интеллектуализация, усложнение запросов пользователей, которые связаны с их межотраслевой деятельностью, решением инновационных проблем; постоянное увеличение объема потоке информации при снижении ее рецептурности; быстрые темпы старения информации, потеря ее актуальности; расширение тематических границ профессиональных информационных потребностей; необходимость использования знаний и профессионального опыта из других сфер деятельности. Относительно новым в теории и практике информационного обеспечения является то, что оно становиться промежуточной формой документного, факто- и концепто-графического обслуживания. В связи с развитием информационной среды появилась on-line обслуживание, в границах которого происходит объединение библиографического, полнотекстового и других видов поиска, итогам которого является представление не информации о документах, а самих текстов документов.

Все это свидетельствует, что меняются как информационные потребности, да и информационная среда, что приводить к повышению требований пользователей к качеству информационных продуктов и услуг. Так, требования к качеству услуг включают требования к информации (как исходного ресурса): полнота, точность, актуальность; требования к оснащению и технологий; требования к производству информационных услуг; требования к условиям предоставления услуг (место, время, наличие дополнительных услуг, способ доставки информации, режим обслуживания, актуализация получившихся сведений); требования к форме подачи услуги (библиографическая справка, тематическая подбор-ка, дайджест и др.). Информационный рынок требует от информационного специалиста-библиографа расширения кругозора, способности к ассоциативному мышлению, ориентации в разнообразных информационных ресурсах, умения уточнять неопределенные информационные запросы, умения организовывать информационное взаимодействие между специалистами и центрами-генераторами БД, предоставления релевантных информационных услуг.