31. Защитные лесные насаждения на землях автомобильного транспорта.
эксплуатация автомобильных дорог в значительной степени загрязняет прилегающие территории газообразными и твердыми продуктами сгорания топлива, горюче-смазочными материалами, частицами истирания дорожных покрытий и шин, противогололедными солями и пылью. Вдоль автомобильных дорог создают снегозащитные, пескозащитные, шумогазопылезащитные и декоративные лесные насаждения в соответствии с Методическими рекомендациями по озеленению автомобильных дорог и приведенными в них типовыми схемами (1998).
Снегозащитные лесные насаждения. Их создают на снегозаносымых участках дорожного полотна от снежных заносов. Они бывают в виде одной или двух полос, а при небольшом объеме снегоприноса (до 25 м куб./м) – в виде живой изгороди. При большой протяженности изгороди производят смену пород во избежание ее монотонности. Еловые изгороди в противопожарных целях через каждые 100-200 м чередуют с лиственными длиною не менее 10 м.
К снегозаносимым относят участки дорог,
- проходящих в выемках глубиною до 8,5 м;
- нулевые места; насыпи высотой от наибольшей среднемноголетней толщины снежного покрова в данной местности до высоты незаносимой насыпи, при толщине снежного покрова заданной обеспеченности;
- дороги, пересекающие косогоры, особенно в выемках;
- кривые участки дорог.
Полотно дороги считается незаносимым при снегоприносе 10%-ной обеспеченности (на задержание которого рассчитывается насаждение), если высота насыпи дороги обеспечивает уравнение:
Hn=Hс+ΔН,
где Hn – высота незаносимой насыпи, м;
Нс – расчетная максимальная высота снежного покрова в данной местности 10%-ной обеспеченности, м;
ΔН – превышение насыпи над расчетной высотой снежного покрова. В этом случае над полотном дороги в результате поджатия ветрового потока скорость ветра увеличивается, вследствие чего снег сбрасывается ветром с проезжей части. Для дорог 1 категории ΔН принимает равным 0,8 м, II и III категорий – 0,6 м, а для IV и V классов – 0,5 м.
Снегозащитные насаждения создают плотной конструкции, обязательным элементом которых является густая кустарниковая опушка со стороны поля. Ширина лесного насаждения и величина полосы земельного отвода зависят от объема снегоприноса 10%-ной обеспеченности, т.е. максимального годового снегоприноса за 10 лет
Ширина полосы, примыкающей к дороге, обеспечивающая боковую видимость (Lb), должна составлять от кромки проезжей части 25 м для дорог 1-2 категорий и 15 м для дорог 4 и 5 категорий.
Лесокультурные работы по созданию снегозащитных лесных насаждений производят в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и с учетом почвенно-климатических условий данного района. Расстояние между рядами деревьев и кустарников в благоприятных условиях принимается в 2,5 м, а в тяжелых – 3-3,5 м. Шаг посадки в ряду составляет 0,5-1,0 м.
Пескозащитные насаждения. Их создают для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов. Они состоят из древесных и кустарниковых пород. Одновременно с посадкой насаждений производят закрепление подвижных песков посевов трав, применением механической и химической защиты
Пескозащитные насаждения создают в полупустыне и пустыне. Размещение и ширина пескозащитных насаждений зависит от рельефа песков и направления активных дефляционных ветров. На барханных песках при направлении дефляционных ветров к оси дороги более 300 насаждения создают с наветренной стороны полотна дороги шириной 100-150 м, при меньшем направлении дефляционных ветров насаждения создают по обе стороны дороги шириной по 50 м. На бугристых, равнинно-волнистых и грядовых песках насаждения создают с наветренной стороны полотна дороги шириной 30 м, а на участках со средне выраженным переносом песка – 50 м.
Шумогазопылезащитные насаждения. Их создают на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и т.п. Эти насаждения представляют собой плотную многорядную посадку древесных и кустарниковых пород. Они являются эффектным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов автомашин и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.
шумогазопылезащитные насаждения должны иметь следующие основные параметры: ширина лесной полосы не менее 10 м, высота деревьев не менее 7-8 м, а кустарников не менее 1,5-2,0 м. Поперечный профиль лесной полосы должен иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к проезжей части дороги
При подборе древесных пород и кустарников необходимо учитывать их устойчивость к выхлопным газам автомашин. Устойчивыми к выхлопным газам породами являются лиственница сибирская, дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, жимолость, шиповник. В качестве посадочного материала целесообразно использовать крупномерные саженцы. Расстояние между рядами древесных пород принимается равным 2,0-3,0 м, а между кустарниками 1,502,0 м. Шаг посадки соответственно 1,0-2,0- и 0,5 -1,0 м.
32. Виды ускоренной эрозии почв.
- 1. Особенности полезащитного лесоразведения в Нечерноземной зоне.
- 2. Полезащитное лесоразведение на осушенных землях и выработанных
- 3. Затишковые лесные насаждения.
- 5. Пастбищные мелиоративно-кормовые насаждения.
- 6. Основные виды ландшафтов, требующие лесной мелиорации и
- 7. Рекультивации ландшафтов, образовавшихся после горнопромышленного
- 9. Засуха. Виды засухи.
- 10. Агротехника создания и выращивания лесных насаждений на
- 11. Суховеи. Типы суховеев.
- 13. Основные аспекты биологической рекультивации техногенных
- 14. Пыльные или черные бури.
- 15. Облесение водохранилищ.
- 16. Водная эрозия почв.
- 17. Организационно-хозяйственные противоэрозионные мероприятия.
- 18. Горнотехнический этап рекультивации.
- 19. Агротехнические противоэрозионные мероприятия.
- 20. Илофильтры.
- 21. Подтип эрозии почв.
- 22. Лесомелиоративные противоэрозионные мероприятия.
- 23. Облесение берегов рек.
- 24. Гидрографическая сеть. Звенья гидрографической сети.
- 26. Лесомелиоративные насаждения вдоль линии железных дорог.
- 27. Прибалочные лесные полосы.
- 28. Создание снегозадерживающих насаждений.
- 29. Базис эрозии. Глубина базиса эрозии.
- 30. Приовражные лесные полосы.
- 31. Защитные лесные насаждения на землях автомобильного транспорта.
- 33. Облесение склонов и донной части оврагов и балок.
- 34. Декоративное озеленение автомобильных дорог.
- 35. Стадии развития оврагов.
- 36. Лугомелиоративные противоэрозионные мероприятия.
- 37. Овраги.
- 38. Гидротехнические противоэрозионные мероприятия.
- 39. Лесомелиорация горных склонов.
- 40. Конструкции лесных полос.
- 41. Общая характеристика песков.
- 42. Влияние системы лесных полос на урожайность сельскохозяйственных
- 43. Закрепление песков древесными и кустарниковыми породами.
- 44. Влияние лесных полос различных конструкций на изменение элементов
- 45. Закрепление песков травами.
- 46. Теоретические основы выращивания лесомелиоративных насаждений.
- 47. Облесение песков.
- 48. Использование песчаных земель в сельском хозяйстве.
- 49. Возрастные этапы лесохозяйственные мероприятия в лесомелиоративных
- 50. Пастбизащитные лесные полосы.
- 51. Лесомелиоративное районирование.
- 52. Зеленые (древесные) зонты.
- 53. Прифермрские и прикошарные защитные насаждения.
- 54. Биологический этап рекультивации.
- 55. Ветроослабляющие лесные полосы.
- 56. Огородительные лесонасаждения.
- 57. Полезащитное лесоразведение на орошаемых землях.
- 58. Пескозащитные насаждения.