logo
ShPORY

15.Производственная программа: сущность, содержание, основные показатели

Производственная программа – это обоснованный план выпуска продукции

на определенный календарный период.

Производственная программа важнейший раздел бизнес-плана, определяет

возможный объем производства и реализации продукции, который соответствует по

номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителя. Исходным нача-лом, предшествующим составлению программы производства предприятия, являет-ся исследование рынка, позволяющее определить общественные потребности в кон-кретных видах продукции, работах, услугах. Производственная программа опреде-ляется предприятием самостоятельно на основе свободного спроса на продукцию,

заказов потребителей и государственных заказов.

Производственная программа разрабатывается в натуральных (условно-натуральных), стоимостных и трудовых показателях. Каждый из них имеет свое

назначение и применение.

Натуральные показатели– количественное выражение продукции в физиче-ских единицах(штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, километры, метры и др.).

Они позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, устано-вить рациональные связи между предприятиями и отраслями.

Однако использование натуральных показателей имеет следующие ограни-чения: применяются только на предприятиях, выпускающих однородную продук-цию; не учитывают изменения в объеме незавершенной продукции; не учитывают

изменения качества выпускаемой продукции.

На практике границы применения натуральных показателей значительно рас-ширяются с помощью условно-натуральных измерителей. Условно-натуральные

показатели применяется на предприятиях, выпускающих несколько видов или ма-рок однородной продукции, которая приводится к одному виду принятому за базу.

Объем производства в этом случае определяется в условных единицах, для перевода

в которые применяются коэффициенты. Расчет коэффициентов перевода проводит-ся на основе одного из трех способов:

1) по полезности производимой продукции;

2) по мощности;

3) по трудоемкости производимой продукции.

Объем производства в стоимостном измерении можно исчислять на уровне

предприятий, выпускающих разнородную продукцию.

Существует целая система стоимостных показателей объема производства

продукции:

1) товарная продукция(ТП);

2) реализованная продукция(РП);

3) валовая продукция(ВП);

4) чистая продукция(ЧП);

5) условно-чистая продукция(УЧП);

6) валовой и внутренний товарообороты.