logo
Сиденко

Профилактические мероприятия в отношении портов (станций) отправления и прибытия различных видов транспорта

Санитарные власти порта, аэропорта, станции или местности, в которой расположен пограничный пост, принимают в пределах практических возможностей все меры:

а) для предотвращения выезда зараженных лиц или лиц с подозрением на заражение;

б) для предотвращения проникновения на судно, самолет, поезд, автодорожное транспортное средство, другое транспортное средство или контейнер возможных возбудителей инфекции или переносчиков какой-либо из болезней;

в) если санитарные власти проводят дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, то по требованию выдается соответствующее свидетельство;

г) багаж, за исключением багажа зараженного лица или лица с подозрением на заражение, может быть подвергнут дезинфекции или дезинсекции только в том случае, если он принадлежит лицу, перевозящему заразные материалы или насекомых – переносчиков какой-либо из болезней, на которые распространяются Правила.

д) орган здравоохранения в пределах практических возможностей должен обеспечивать, чтобы контейнеры, используемые для международных железнодорожных, автодорожных, морских или воздушных перевозок, при загрузке оставались свободными от заразных материалов, переносчиков или грызунов.

При возникновении чумы профилактика и меры борьбы состоят в предотвращении миграции крыс с судна на берег и обратно, а также в систематическом наблюдении крыс до момента прекращения эпизоотического процесса. Большая плодовитость крыс и способность их к быстрому передвижению затрудняют борьбу по их истреблению. В связи с этим международные и национальные санитарные правила требуют создания на транспортных средствах таких условий, при которых число грызунов на борту было бы минимальным. Выполнение этих условий достигается путем создания крысонепроницаемости на стадии проектирования судов и портовых сооружений и при их эксплуатации.

При стоянке судов в портах на швартовые концы устанавливают хорошо пригнанные противокрысиные щиты, трапы освещают и держат приподнятыми над уровнем земли на 75 см и после грузовых операций убирают манильские сетки. При обнаружении больных с подозрением на чуму на судах проводят срочные противоэпидемические мероприятия, в соответствии с оперативным планом осуществляют экстренную профилактику всем членам экипажа и пассажирам. Экстренная профилактика состоит в следующем: стрептомицин (дигидрострептомицин, пасомицин, мономицин) до 500000 ед. два раза в сутки с интервалом в 12 ч внутримышечно или антибиотики тетрациклинового ряда (хлортетрациклин, дибиомицин, окситетрациклин) через рот в дозе 500000 ед. три раза в сутки через каждые 8 ч; окситетрациклин внутримышечно по 200000 ед четыре раза в сутки. Продолжительность предупредительного лечения составляет 5 сут. Эпидемиологическое обследование проводит врач. Медицинское наблюдение за контактными осуществляется в течение 6 суток. Выписка больных из стационара (провизорного госпиталя) производится при полном клиническом выздоровлении: при бубонной форме чумы не ранее 4 недель после нормализации температуры, при легочной – не ранее 6 недель со дня клинического выздоровления.

Обязательным условием является проведение дезинфекции и дезинсекции всего судна. Выбор методов дератизации возлагается на санитарно-карантинную службу порта. В случае чумы у крыс или их эктопаразитов дератизация и дезинфекция транспортных средств производится до разгрузки и после нее, а при необходимости и во время разгрузки. Об этом санитарно-карантинная служба обязана известить телефонограммой капитана судна и начальника порта. Разгрузка зараженных или с подозрением на заражение чумой судов проводится докерами с соблюдением профилактических мер под контролем санитарно-карантинной службы. После разгрузки за докерами продолжается наблюдение в течение шести дней. За лицами, прибывшими на незараженном транспорте, но из зараженного района, устанавливается медицинское наблюдение в течение шести дней со дня отправления из этого района.

При осуществлении противоэпидемических мероприятий следует строго руководствоваться Международными медико-санитарными правилами, Правилами по санитарной охране территории от заноса и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний.

Материалом лабораторного исследования от людей, больных чумой, служат: пунктат из бубона, содержимое везикул, пустул, карбункулов, отделяемое язв, мокрота, а при ее отсутствии – смыв из зева и кровь. Пунктаты из бубона, отечных тканей, везикул, пустул, карбункулов берут стерильным шприцем (5 мл) с острой, плотно насаженной иглой большого диаметра и хорошо притертым поршнем. Кожу в месте укола обрабатывают спиртом, затем смазывают йодом и вновь протирают спиртом. Иглу вводят с таким расчетом, чтобы ее острие достигло центральной части бубона, после чего, оттянув до отказа поршень, медленно вытягивают иглу. Количество экссудата, попадающего в шприц, как правило, незначительно. Поэтому после извлечения набирают в шприц 0,5 мл стерильного бульона, а затем все содержимое переливают в пробирки и закрывают корковыми или резиновыми пробками. Кровь берут из локтевой вены в количестве 10 мл. Трупы крыс, подобранных на судне, корнцангом помещают в чистую стеклянную или железную банку. Всю посуду (пробирки, банки, флаконы) снаружи обрабатывают дезинфицирующим раствором. Затем каждую емкость заворачивают в вощеную бумагу или марлю и помещают в металлический бикс, ящик, ведро с крышкой и пломбируют. Тару с пробами хранят на холоде до прихода в первый порт. По прибытии сдают в лабораторию с нарочным.

Профилактика холеры предусматривает комплекс мероприятий, проводимых в период угрозы заноса холеры на судно, во время ее вспышки и ликвидации. Основное внимание обращается на раннее выявление источника, пути передачи и обеспечение невосприимчивости к инфекции человека. Периодом угрозы заноса холеры на судно считается время, когда судно направляется в страны, эпидемические по этой инфекции, или в порт, в котором зарегистрированы случаи холеры, а также в благополучные страны, но имеющие прямые транспортные связи с соседним государством, в котором холера приняла эпидемическое распространение. В этом случае составляют или корректируют уже имеющийся противоэпидемический план профилактических или противоэпидемических мероприятий на случай возникновения холеры, в котором наряду с другими мерами предусматривают перепрофилирование судовых помещений под провизорный госпиталь, пополнение судовой амбулатории антибиотиками и солевыми растворами, бактерийными препаратами и дезинфицирующими средствами. Проводят занятия с членами экипажа, выделенными для работы согласно оперативному плану судна, по изучению правил ухода за больными, схемы экстренной профилактики и методов текущей и заключительной дезинфекции на судне; Проверяют содержимое эпидемиологической укладки по описи, недостающие предметы и препараты пополняют; усиливают санитарный надзор за камбузом, приемом и хранением воды, за судовой системой обеззараживания, за эксплуатацией и очисткой судовой канализационной системы. Забортную воду не используют для хозяйственно-бытового назначения. При вынужденном заборе питьевой воды ее обеззараживают силами экипажа под контролем судового врача с последующим определением активности (не менее 0,3 мг/дм3).

Специальные меры по предупреждению заноса холеры предусмотрены Правилами по санитарной охране территории от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней: инкубационный период по холере устанавливается 5 дней; прививки против холеры являются обязательными при выезде в страны, в которых имеются зараженные районы; лица, прибывшие из таких стран, подлежат медицинскому наблюдению в течение пяти дней с момента выезда. Если на прибывшем судне выявлен случай заболевания холерой или такой случай имел место во время рейса, принимаются следующие меры: а) изоляция или медицинское наблюдение за пассажирами и членами команды в течение 5 дней, считая с даты их высадки, в зависимости от риска заражения, определяемого санэпидстанциями;

б) удаление и обеззараживание воды, пищевых продуктов (за исключением груза), экскрементов и сточных вод, включая трюмные, а также отбросов и любых других веществ, которые считаются зараженными;

в) дезинфекция емкостей для воды и оборудования для обработки и хранения пищи;

г) дезинфекция любых предметов и частей транспортных средств, которые расцениваются санэпидстанцией как зараженные;

д) до выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом а, транспортные средства могут иметь свободную связь с пунктом следования;

е) пищевые продукты, являющиеся грузом на транспортном средстве, на котором во время рейса имел место случай заболевания холерой, могут быть обследованы на ходу;

ж) у иностранных граждан, прибывших из стран, зараженных холерой, бактериологическое обследование в обязательном порядке до истечения инкубационного периода может проводиться при наличии симптомов, присущих холере (без принудительного взятия материала из прямой кишки на исследование).

Рекомендуется проводить профилактические прививки. Первичная вакцинация проводится холерогеном-анатоксином подкожно однократно в количестве 0,5 мл для взрослых. Ревакцинация (0,5 мл) осуществляется не ранее чем через 3 месяца первичной иммунизации. Эффективна профилактически однократная или двукратная смена балластных вод в стомильной зоне от порта, где зарегистрирован случай холеры. Откачивание балластных вод осуществляется по ходу судна.

Во время вспышки холеры в иностранном порту проводят комплекс противохолерных мероприятий с тем, чтобы не допустить заноса инфекции на судно. В этом случае у трапа устанавливают умывальник с дезинфицирующим раствором для обеззараживания рук. На судно пропускаются только лица, имеющие Международный сертификат и отметку о прививке против холеры. Рабочим, занятым на грузовых операциях, запрещается общаться с экипажем и посещать помещения жилой надстройки. Вахтенную службу у трапа несут лица командного состава. В каюту капитана портовые власти проходят в сопровождении вахтенного матроса, а после их ухода осуществляется текущая дезинфекция под контролем судового врача. По выходе судна из порта проводят санитарный аврал с применением дезинфицирующих средств. За состоянием здоровья экипажа и пассажиров устанавливается медицинское наблюдение в течение пяти дней.

В период вспышки холеры среди членов экипажа или и пассажиров мероприятия направлены на раннее выявление больных, подозрительных, их госпитализацию и лечение в соответствии с противоэпидемическим планом судна. Всем членам экипажа и пассажирам проводится экстренная профилактика тетрациклином по 300000 ед. три раза в день в течение трех суток, в том числе и лицам, имеющим противопоказания к применению антибиотиков.

За контактными ведется наблюдение в течение пяти суток. Судовой врач обязан взять материал для исследования на холеру: испражнения, рвотные массы, предметы, загрязненные испражнениями, поместив их в чистую стерильную или обмытую кипятком посуду, не содержащую следов дезинфицирующих растворов. Стерилизацию посуды проводят обычно автоклавированием, сухим жаром или кипячением в 1% -ном содовом растворе. При взятии, сохранении и транспортировке материала для анализа необходимо учитывать чувствительность холерного вибриона к кислой реакции среды, антибиотикам, высокой температуре. Материал от больных забирают до начала лечения антибиотиками.

Пищевые продукты берут целыми упаковками, но не менее 200 г (мл) каждого наименования, воду (питьевую, из открытых водоемов, морскую) – 1 л на одну пробу. Из кранов водопроводных сооружений отбор воды производят после обжигания их спиртовым факелом и спуска воды в течение 10 мин. при полном открытии крана. Из открытых водоемов воду для анализа необходимо брать на 10-15 см ниже уровня поверхности. Материал укладывают в удобную для хранения и транспортировки металлическую тару (биксы) и перевозят на специальном транспорте с сопровождающим.

Текущая и заключительная дезинфекция обязательны. После ликвидации вспышки холеры на судне устанавливается карантин на пять суток после выявления последнего случая заболевания. Судну запрещается сброс нечистот, мусора и сточных вод в зоне акватории порта. После выполнения указанных требований капитану вручается документ с перечислением мер к судну и разрешается свободная практика в потру.

Лица, перенесшие холеру в длительных рейсах, могут быть допущены к работе после клинического выздоровления, за исключением работников судовой службы быта, которые допускаются к работе через месяц. По прибытии судна в базовый порт все переболевшие холерой члены экипажа берутся на учет в СКО портовой бассейновой санэпидстанции и кабинете кишечных инфекций поликлинических отделений центральных больниц на водном транспорте, а пассажиры или туристы – в районных поликлиниках по месту жительства в течение года. Их регулярно обследуют бактериологически. О снятии моряков с диспансерного учета решает комиссия в составе: судового врача, врача СКО санэпидстанции и врача кабинета кишечных инфекций.