logo
дд

8. Применение науч. Подходов к разработке упр. Реш.

Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить "узостью" понятия "менеджмент", отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) — обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться "широким" понятием "менеджмента", то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их краткого содержания. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход(цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и иные аспекты менеджмента (политические, демографические). Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

-между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

-между стадиями жизненного цикла объекта управления;

-между уровнями управления по вертикали;

-между субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.

Приоритеты выбора критериев маркетинга:

1.Повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

2.Экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества.

3.Экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента..

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

После удовлетворения функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д.

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ.

Воспроизводственный подход-подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др.

Управлять можно цифрами , а не словами.

Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.)

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению предприятием. Основной целью этого подхода является повышение эффективности функционирования предприятия за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности работы как отдельного работника, так и предприятия в целом.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самом предприятии, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.