logo search
Ровина Р

22. Факторы, которые влияют на формирование информационных потребностей специалистов научно-технического и медицинского комплексов.

На формирование профессиональных информационных потребностей влияют такие факторы, как принадлежность специалиста к конкретной области НТиМК; характер ученой и производственной деятельности; должность, которую занимает тот или иной специалист; этапы выполнения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, а также профессиональная квалификация, наличие ученой степени, знание зарубежных языков и др.

Для современного этапа оказания информационных услуг специалистам НТ и МК характерны интеллектуализация, усложнение запросов пользователей, которые связаны с их межотраслевой деятельностью, решением инновационных проблем; постоянное увеличение объема потоке информации при снижении ее рецептурности; быстрые темпы старения информации, потеря ее актуальности; расширение тематических границ профессиональных информационных потребностей; необходимость использования знаний и профессионального опыта из других сфер деятельности. Относительно новым в теории и практике информационного обеспечения является то, что оно становиться промежуточной формой документного, факто- и концепто-графического обслуживания. В связи с развитием информационной среды появилась on-line обслуживание, в границах которого происходит объединение библиографического, полнотекстового и других видов поиска, итогам которого является представление не информации о документах, а самих текстов документов.

Все это свидетельствует, что меняются как информационные потребности, да и информационная среда, что приводить к повышению требований пользователей к качеству информационных продуктов и услуг. Так, требования к качеству услуг включают требования к информации (как исходного ресурса): полнота, точность, актуальность; требования к оснащению и технологий; требования к производству информационных услуг; требования к условиям предоставления услуг (место, время, наличие дополнительных услуг, способ доставки информации, режим обслуживания, актуализация получившихся сведений); требования к форме подачи услуги (библиографическая справка, тематическая подбор-ка, дайджест и др.). Информационный рынок требует от информационного специалиста-библиографа расширения кругозора, способности к ассоциативному мышлению, ориентации в разнообразных информационных ресурсах, умения уточнять неопределенные информационные запросы, умения организовывать информационное взаимодействие между специалистами и центрами-генераторами БД, предоставления релевантных информационных услуг.

Все эти изменения привели к уточнению видов услуг, необходимых специалистам НТ и МК. Выделяют следующие виды информационных услуг: документные (получение полно-текстовой информации, электронная доставка документов); справочное (on-line обслуживание, предоставление фактографической информации); новостные (избирательное распространение информации, дифференцированное обслуживание руководства, день информации, подготовка дайджестов); ориентированные (осуществление информационного поиска, проведение семинаров, навигация, подготовка справочников по информационным ресурсам, проведение экскурсий по информационному учреждению); исследовательские (подготовка аналитических справок, проведение патентных исследований, депонирование НИР и ОКР, маркетинговые исследования). В условиях экономичной конкуренции расширяется круг пользователей научно-технической информации (ученые сотрудники, конструкторы, проектировщики, производители товаров и услуг, владельцы объектов промышленной собственности, предприниматели, дизайнеры и др.). При этом повышается роль использования новых технологий как фактора экономичного развития, учета прав на интеллектуальную собственность. Все данные изменения необходимо учитывать при планировании ассортимента информационных услуг. Например, окончательный информационный продукт, созданный по заявке организации, будет тем более полезный, чем более он дополнен потребительскими свойствами, адаптированными к реальным нуждам. Необходима добавлять в подготовки тематические списки сведения о оценке мировых тенденций развития конкретного научно-технического направления, на основании библиометрического анализа выявлять перспективные направления развития темы, давать сведения о фирмах-лидерах и характере их деятельности, дополнять итоги тематического поиска прогнозами развития конъюнктуры рынка. Таким образом, нужно многоаспектное информационное обеспечение специалистов с участием библиографов, аналитиков, патентоведов, маркетологов, которые имеют доступ ко всей совокупности мировых информационных ресурсов.