logo search
ShPORY

40.Повышение эффективности производства, хранения, переработки и реализации продукции картофелеводства.

Экономическая эффективность производства картофеля определяется систе-мой показателей с учетом целевого назначения. Основными показателями эффек-тивности производства продовольственного картофеля с выделением ранних, сред-них и поздних сортов являются: урожайность (ц/га); выход стандартных клубней

(%); затраты труда на1 га посева и на1 ц продукции(чел.-ч.); производственные за-траты на 1 га посева и себестоимость1 ц картофеля (р.); уровень товарности (%);

прибыль на 1 га посева и 1 ц реализованной продукции; уровень рентабельности.

При использовании клубней для переработки система показателей включает: уро-жайность(ц/га); содержание сухого вещества(%); крахмалистость(%); расход сы-рья на производство единицы переработанной продукции; выход с1 га крахмала(ц),

спирта(дал); затраты труда на1 ц клубней, крахмала, 1 дал спирта; себестоимость

продукции(р.); уровень рентабельности.

Из совокупности факторов, позволяющих обеспечить достаточный уровень

интенсификации производства, следует выделить процессы специализации и кон-центрации (концентрации производства картофеля в специализированных хозяй-ствах должна быть не менее100 га). В целях бесперебойного обеспечения населения

свежей продукцией целесообразно сосредоточить производство раннего картофеля в

южных районах Брестской и Гомельской областей. Обеспечить высокую эффектив-ность и конкурентоспособность картофельного хозяйства республики на внешнем

рынке и повысить экспортный потенциал возможно при продуктивности не менее

200-250 ц/га. Достичь такой продуктивности возможно только в результате внедре-ния интенсивных технологий.

Севооборот- неотъемлемый технологический фактор интенсивного картофе-леводства. Размещение картофеля в севообороте по лучшим и хорошим предше-

ственникам(озимая рожь, оборот пласта многолетних трав, зернобобовые и крес-тоцветные культуры, корнеплоды) увеличивает урожай клубней на30-40 % в срав-нении с бессменной культурой.

Стратегическая роль в интенсификации отрасли и получении высоких урожа-ев картофеля принадлежит сорту. В картофелеводческих хозяйствах целесообразно

возделывать не менее 3-4 сортов различных сроков созревания, и наиболее опти-мальной структурой по группам спелости(ранние, средние, поздние) в процентном

отношении является30:30:40. Увеличение удельного веса в структуре посевов кар-тофеля ранних сортов позволяет сгладить сезонность и напряженность проведения

работ в отрасли.

Картофелеводство как никакая другая отрасль ввиду своей трудоемкости нуж-дается в достаточном уровне фондообеспеченности. Повышение уровня техниче-ской оснащенности картофелеводческих хозяйств направлено на внедрение интен-сивных технологий производства картофеля, перехода от отдельных машин к их

системам, охватывающим весь процесс от посадки клубней до уборки и транспорти-ровки урожая.

В республике- слабая база для хранения картофеля, без которой практически

невозможно обеспечить развитие конкурентоспособного производства.

Переработка картофеля на продукты питания должна предусматривать ком-плексность и безотходность производства, его универсальность, которая заключает-ся в том, чтобы на одном и том же оборудовании перерабатывать как картофель, так

и овощи: морковь, свеклу, а также зерновые культуры: ячмень, рожь для получения

крахмала, сахара, глюкозно-фруктозных сиропов, спирта и других продуктов.

Изменения, возникшие на рынке картофеля Беларуси, объективно ориентиру-ют на формирование системы сбытовых отношений, которая будет способствовать

адаптации товаропроизводителя к условиям рынка. Один из важнейших элементов в

системе сбыта малотранспортабельной и скоропортящейся продукции - переход к

организованным рынкам оптовой торговли.

Итак, основными направлениями повышения эффективности картофелепро-дуктового подкомплекса являются: непрерывный рост урожайности культуры (не

менее 200 - 250 ц/га) с учетом специализации производства картофеля различного

товарно-хозяйственного назначения(продовольственный, картофель для переработ-ки, семенные клубни); увеличение переработки картофеля на продукты питания,

крахмал, сироп и др.; совершенствование системы сбыта на основе маркетинговых

исследований, формирование сети оптовых рынков, ликвидация посреднических

структур, ориентация на внешний рынок и т.д.