10. Классификация специалистов сельского хозяйства и медицины.
Профессиональные информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса можно рассматривать по территориальному признаку, в зависимости от сферы научно-производственного комплекса, характера необходимой информации, времени возникновения и периода действия, профиля. Так, по территориальному признаку информационные потребности делятся на общереспубликанские, территориальные, отраслевые, групповые и индивидуальные. Общереспубликанские характеризуют в основном отличительные потребности специалистов Научно-технического и медицинского комплекса, что позволяет отличать их от потребностей, например, гуманитарной сферы. Территориальный уровень информационных потребностей характеризует потребности регионов Беларуси, которые специализируются на производстве определенных видов продукции, выращиванию растений или животных. Они связаны с отраслевой и тематической направленностью исследований и разработок региона.
Информационные потребности отраслевого уровня характеризуют потребности специалистов, занятых в определенных отраслях комплекса: машиностроении, растениеводстве, математике, педиатрии и др. Групповой уровень информационных потребностей отображает типичные потребности определенных групп специалистов: ученых сотрудников, практикующих врачей, инженерно-технических работников и др. Индивидуальный уровень характеризует потребности конкретного специалиста НТиМК. С учетом практического подхода информационные потребности рассматривают как потребности специалистов сфер "наука", "техника", "производство", "потребление". Для каждой из их характерно определенное использование информации. Например, для специалистов ученой сферы – это расширение тематических границ информационных потребностей в связи с интеграционными процессами, которые происходят в отраслях, отсюда некоторая нестабильность информационных потребностей. Для них необходима полнота представления информации, ее оперативная подача. Информационные потребности специалистов производственной сферы относительно стабильные. Для этих специалистов необходимо регулярно получать информацию, связанную с тем технологическим процессом, в котором они реализуются. При этом необходима информация, как технологичного характера, так и организационного (о рынках сбыта продукции, о направлениях деятельности конкурентов).
В зависимости от характера необходимой информации информационные потребности разделяются на потребности в текущей и ретроспективной информации, в узко-тематической и широко-тематической информации; в отраслевой и межотраслевой информации; в фактографической и концептографической информации.
Специалистов аграрного комплекса с учетом практического подхода разделяют на специалистов с высшим образованием, которые работают в научных учреждениях (ученые сотрудники, аспиранты, преподаватели); специалистов с высшим образованием, которые работают в проектно-конструкторских бюро (инженеры-конструкторы сельскохозяйственной техники, проектировщики нового оборудования); специалисты сельского хозяйства, которые работают агрономами, зоотехниками, механиками, технологами перерабатывающей промышленности; механизаторы; рабочие коллективных сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих отраслей промышленности; фермеры; студенты сельскохозяйственных ВУЗов и колледжей; руководители сельскохозяйственных предприятий (директора коллективных сельскохозяйственных предприятий, заведующие участков, ферм, бригад). Учитывая широкое распространение сельскохозяйственных, медицинских и технических знаний среди населения, значительную категорию пользователей складывают любители (садоводы, дачники, любители домашних растений и животных, конструкторы-любители и др.).
Изучение информационных потребностей специалистов-медиков, которое проводилась многими библиотеками, показало, что среди них выделяются категории ученых (ученые, преподаватели); практикующие врачи (хирурги, терапевты, фармакологи, стоматологи и др.); лаборанты; руководители системы здравоохранения.
- Содержание:
- 1. Характерные особенности и структура научно-технического и медицинского комплексов (нТиМк) и их влияние на отраслевую информационную деятельность
- 2. Дифференциация и интеграция – ведущие тенденции развития научно-технического и медицинского комплексов
- 3. Первичные документы по естественным наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 4. Первичные документы по технике наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 5. Первичные документы по сельскому хозяйству наукам Беларуси: типологически-видовой, количественный, языковой состав.
- 6. Основные закономерности развития документальных источников информации по естествознанию, технике, сельскому хозяйству и медицине.
- 7. Информационные потребности специалистов научно-технического и медицинского комплекса: их структура, виды и особенности.
- 8. Классификация специалистов по естествознанию и технике.
- 9. Современное состояние библиографических ресурсов по естествознанию и технике.
- 10. Классификация специалистов сельского хозяйства и медицины.
- 11. Организация библиографического обеспечения специалистов Беларуси в отрасли медицины.
- 12. Деятельность гпнтб России по оказанию информационных услуг специалистам и подготовке информационной продукции.
- 13. Современное состояние библиографических ресурсов по сельскому хозяйству.
- 14. Деятельность винти по подготовке текущей информационно-библиографической продукции и бд.
- 15. Организационная структура информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 16. История развития информационных ресурсов по естествознанию в Беларуси (до 60-х годов).
- 17. Бд в отрасли научно-технического и медицинского комплексов в России.
- 18. Текущая информационно-библиографическая продукция отдельных видов документов в России.
- 19. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов в отрасли медицины в Беларуси.
- 20. Развитие информационно-библиографических ресурсов по сельскому хозяйству в 1919-1959 гг.
- 21. Особенности организации и содержание информационного библиографического обеспечения специалистов в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 22. Факторы, которые влияют на формирование информационных потребностей специалистов научно-технического и медицинского комплексов.
- 23. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов по естествознанию в Беларуси.
- 24. Бд по естествознанию, технике, сельскому хозяйству, медицине созданные в Беларуси.
- 25. Формы библиотечно-информационного обеспечения пользователей в отрасли научно-технического и медицинского комплексов.
- 26. Первичные документы по медицине: видо-типологический, тематический и языковой анализ.
- 27. Определение информационных ресурсов отрасли и их отличительные черты.
- 28. Классификация информационных ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 29. Отраслевые особенности создания информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.
- 30. Деятельность рнтб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 32. Деятельность рнмб по созданию информационно-библиографических ресурсов.
- 33. Деятельность цнб нан по созданию информационно-библиографических ресурсов научно-технического и медицинского комплексов.