logo
Yu_G_Saushkin_Ekonomgeografia

Землетрясения и хозяйство

Силы, действующие в толще земной коры, не только сформи­ровали те природные богатства, которые используют люди, но и оказывают разрушающее действие. Землетрясения в доли секунды разрушают города, селения, опустошают большие области, преры­вают железнодорожные сообщения, наносят в ряде случаев огром­ные убытки народному хозяйству стран. Очень сильны землетря­сения в Японии и в других тихоокеанских странах. В 40-х годах XX в. катастрофически сильное землетрясение пережило население нескольких островов у берегов Греции. У нас в стране самые силь­ные землетрясения отмечены в Средней Азии. Землетрясения раз­рушали Верный (ныне Алма-Ата), Ашхабад, Ташкент, создали огромные горные завалы на реках Памира и Алтая.

Пока еще люди бессильны не только предотвратить, но и за­благовременно предсказать землетрясения. Но в большинстве стран уже определены сейсмические области, т. е. зоны наиболее частых землетрясений. В этих областях люди могут активно при-

197

.

спосабливаться к весьма вероятным, а если взять большой период времени, то и к неизбежным землетрясениям. Приспособление это выражается, прежде всего, в возведении антисейсмических по­строек, которые меньше разрушаются или совсем не разрушаются во время сильных землетрясений. Антисейсмические сооружения известны с давних пор. Например, в Средней Азии еще тысячу лет назад возводились круглые здания с соломенными прокладками в основании сооружений, которые амортизировали подземные толчки, разрушавшие другие здания. Теперь антисейсмическое строительство в зонах частых землетрясений в СССР узаконено. И никакой относительно длительный период «покоя» земной коры в сейсмической области не дает права забывать об опасности зем­летрясений, так как они происходят внезапно.

В некоторых тихоокеанских приморских странах и районах большую опасность представляют «моретрясения», т. е. землетря­сения в толще океанического дна, вызывающие появление морских волн огромной высоты. Эти волны (цунами) бесшумно появляются у побережья и внезапно обрушиваются на берег, разрушая города, селения, портовые сооружения и унося при этом множество чело­веческих жизней, особенно когда берег густо заселен. В Японии с 684 по 1900 г. (за 1216 лет) было 35 катастрофически сильных цунами. В 1703 г. в Японии на побережье Ава от цунами погибло около ста тысяч человек. В тех приморских странах и областях, где значительная часть населения связана с судоходством, рыбо­ловством, добычей крабов, морских водорослей и других богатств моря, населенные пункты и предприятия стремятся как можно более приблизиться к морю, расположиться на приморских низ­менностях. Но как раз на эти низменности обрушиваются цунами, возможность которых надо обязательно учитывать. В нашей стране опасность цунами существует для побережий Курильских островов и южной Камчатки, где с 1937 г. зарегистрировано 14 цунами. Осо­бенно сильные цунами на южной Камчатке и на Курильских остро­вах наблюдались 5 ноября 1952 г., они распространились на побе­режье протяженностью 800 км и причинили большие разрушения; высота всплеска волн цунами доходила до 18,4 м (бухта Китовая о. Парамушир).

Для предупреждения о приближающихся цунами существуют специальные службы.

Значительное и постоянное влияние, конечно, исторически из­менчивое, оказывает на жизнь человека, на хозяйство рельеф.

Формы рельефа весьма разнообразны. Они зависят от состава слагающих земную поверхность горных пород (глина, известняки, граниты, базальты и т. д.), движений земной коры (тектонических процессов) и от влияния внешних сил природы — климатических явлений, работы моря и рек, от воздействия на горные породы

198

организмов. Наконец, человек, как мы это увидим дальше, сам существенным образом изменяет микрорельеф, т. е. формы поверх­ности отдельных участков. Иначе говоря, в формировании рельефа принимают участие все силы природы, действующие на Земле, и люди. Поэтому географы изучают рельеф как результат развития природы в целом и человеческой деятельности.

С историей рельефа теснейшим образом связана вся история органического мира Земли. Эпохи горообразования, служили важ­нейшими рубежами в смене крупных групп организмов на Земле. Усиление горообразовательных процессов привело и к ускорению эволюции, послужило одной из основных причин, приведших в конце концов к появлению высших обезьян — далеких предков че­ловека. Весь окружающий человека современный мир — результат определенной эпохи в развитии рельефа. Те соотношения суши и моря, равнин и гор, при которых прошла история человечества, от­носительно устойчивы, так как сама эта история геологически чрез­вычайно коротка. Эти соотношения стали так привычны человеку, что он не задумывается над тем, что в дальнейшем они будут ме­няться, появятся новые возможности для развития органической жизни, возникнут и новые природные условия для человечества, для производства. Лишь только в последние годы ученые увидели, насколько подвижна земная кора, как могут быть сильны совре­менные горообразовательные процессы, изменяющие рельеф зем­ной коры.

Говоря о влиянии рельефа на хозяйство, прежде всего надо отметить резкую контрастность его. Ф. Энгельс писал А. Бебелю: «Между отдельными странами, областями и даже местностями всегда будет существовать известное неравенство в жизненных условиях, которое можно будет свести до минимума, но никогда не удастся устранить полностью. Обитатели Альп всегда будут иметь другие жизненные условия, чем жители равнин»21. В горах совсем другие по сравнению с равнинами естественные условия для транспорта, климатические условия жизни людей и сельско­хозяйственного производства. В горах нелегко выбрать удобную площадку для строительства городов и крупных промышленных предприятий, но люди преодолевают эти трудности, так как горы богаты различными полезными ископаемыми и гидроэнерго­ресурсами.

Горы — защита и препятствие. Они защищают многие страны и районы от вторжения холодных воздушных масс, и за ними (на­пример, за Большим Кавказом) располагаются теплые края с бла­гоприятными условиями для выращивания теплолюбивых культур. Горы долгое время были, да и теперь являются важными страте­гическими рубежами. Вместе с тем высокие стены гор затрудняют транспортные связи между рядом стран и внутри них — между от­дельными районами. Приходится строить сложные и очень дорогие

К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. письма. М., 1948, стр. 297.

199

сооружения — туннели, глубокие выемки, мосты, сложные и длин­ные виражи дорог. Величайшие в мире горные железнодорожные туннели пробиты в Альпах: Симшюнский— 19780 л, при высоте перевала в 705 м над ур. м., Большой Апеннинский — длиной 18510 м, при высоте перевала в 322 м и Сен-Готардский — длиной в 15 км, на высоте 1154 м ,над ур. м. Альпы пробиты насквозь не только Симплонским и Сен-Готардским туннелями, но еще Леч-бергским (длиной 14605 м), Мон-Сени (12849 м), Арльбергским (10270 м) и рядом других. Нигде в мире нет такого числа тунне­лей большого протяжения, как в Альпах, что, в первую очередь, связано с географическим положением Альп на пути важнейших транспортных линий Западной Европы.

Самый высокий туннель пробит в Андах — длиной 3,2 км на высоте 3200 м над ур. м.

В нашей стране много туннелей было пробито в крутой стене гор, подступающих к южному берегу оз. Байкал. Большой туннель длиной в 4 км позволил в 1890 г. провести железную до­рогу из Батуми в Тбилиси сквозь Сурамский хребет. Много длин­ных туннелей пришлось пробить советским строителям, при соору­жении Черноморской железной дороги. Существуют проекты сооружения туннеля сквозь Большой Кавказ. При новом железно­дорожном строительстве на Востоке СССР, где горный рельеф ха­рактерен для огромных пространств Восточной Сибири и Дальнего Востока, приходится вести и большие туннельные работы.

Туннели прокладываются под большими городами для внутри­городского транспорта (метрополитена). Подземные электрические дороги большого протяжения имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Па­риже, Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Берлине, Вене и ряде других больших городов.

В связи с крупными гидротехническими работами в ряде слу­чаев необходимо было пробить большие туннели через горы, чтобы по ним из одной области пустить воду в другую. Например, тун­нель на Невинномысском оросительном канале длиной в 6 км, про­битый сквозь гору Недреманную, разделявшую многоводную Ку­бань,, от верховьев пересыхающего Егорлыка. Огромные туннели для пропуска воды теперь сооружаются в связи со строительством крупных подземных гидроэлектростанций и мощных городских водопроводов. В Норвегии был пробит к подземной гидроэлектро­станции туннель длиной 23,7 км, с поперечным сечением 30 м2; для водоснабжения Манчестера в Англии построен туннель длиной 49,6 км, с поперечным сечением 21 м2.

При прокладке железнодорожных путей через горы выбира­ются обычно самые низкие перевалы, у которых нередко образуется даже пучок железных дорог и вырастает значительная промыш­ленность, например Свердловск. Но иногда горные хребты высятся сплошной стеной с очень высокими перевалами. В этих случаях приходится очень высоко поднимать железнодорожный путь (же­лезные дороги пересекают Анды на высоте около 5000 м над ур. м.,

200

Пиренеи на высоте более 2000 м), или прокладывать через высокие перевалы автомобильные дороги.

В СССР через горы проложены высокоподнимающиеся авто­мобильные тракты: Военно-Грузинская дорога через Крестовый перевал Главного Кавказского хребта (2388 м), Памирский тракт Ош—Хорог—Душанбе (через перевалы на высоте до 4655 м) и др.

Рельеф сказывается на работе транспорта не только в том, что для преодоления горных препятствий приходится проводить дорогостоящие работы. Уклоны, создаваемые рельефом и лишь частично смягчаемые при земляных и скальных работах во время прокладки железных дорог, сильно влияют на вес поезда и на тягу. Не случайно, что дороги с крутыми подъемами пути и одно­временно большим движением поездов в первую очередь электри­фицируются (Урал, Закавказье, Северный Кавказ и другие горные районы СССР). При большом грузовом движении уклоны, как правило, не должны превышать 0,006—0,008, но в ряде стран и районов с горным рельефом они намного больше — до 0,027 (Швей­цария), 0,045 (Канада) и даже до 0,127 (при электрической тяге).

В некоторых промышленных горных районах широко приме­няются канатные дороги.

Горные железные и автомобильные дороги имеют очень боль­шое значение для общественно-экономического развития горных стран и районов: они приобщают изолированные, замкнутые в своей жизни, оторванные от общего движения времени высокогор­ные области к политической и хозяйственной жизни, например Па­мир и Сванетия в СССР.

В изолированных горных районах, до того как они «вышли в свет» через современные дороги, развитие производительных сил происходило, как правило, очень медленно, а естественный при­рост населения увеличивал численность населения. Рост населе­ния во многих случаях опережал развитие производительных сил и в горных областях складывалось густое население, которому при низком уровне производительных сил и трудных для освоения местных природных условиях некуда было приложить свой труд. Многие мужчины — жители высокогорных стран и районов — еще при феодализме нанимались на службу в другие страны и районы. Горцы Альп шли в наемные войска европейских феодалов (ландскнехты); горные таджики шли по узким тропам и во вися­щим над пропастью «оврингам» (настилам из бревен и хвороста) Памира наниматься в солдаты ханских войск или на земледель­ческие работы.

Вовлечение горных районов капиталистических стран в общее движение общественно-экономической жизни, происшедшее после сооружения современных дорог, во многих случаях вызвало упадок ряда специфических горных отраслей хозяйства — молочного ско­товодства и сыроделия; трудоемких ремесел по изготовлению художественных изделий и т. п., привело к обезлюдению некото­рых горных областей.

201

В СССР экономическое развитие относительно-густозаселен­ных высокогорных областей принадлежит к числу сложных проб­лем, но в этих областях всячески поощряется развитие горной промышленности, трудоемких отраслей сельского хозяйства (садо­водства, огородничества и т. д.), обрабатывающей промышленно­сти и т. п.

Высоко в горах развивается добывающая промышленность главным образом высокотранспортабельных драгоценных и редких металлов и минералов. Рудники можно встретить в ряде горных стран и районов на высоте 4000 м и выше. Добыча редких полез­ных ископаемых (олово, золото, вольфрам, уран, торий, драгоцен­ные камни, оптический шпат и т. д.) на такой высоте трудна и дорога, но она вполне оправдывается.

На многие стороны хозяйства оказывает существенное влия­ние и разнообразие форм рельефа равнин. Например, при выборе площадок для капитального городского и промышленного строи­тельства надо серьезно считаться с уклонами местности.

Уклоны местности имеют большое значение для сельскохозяй­ственных работ. Рельеф влияет на размещение сельскохозяйствен­ных угодий, на работу сельскохозяйственных машин, на мелиора­тивные работы и процессы осушения и орошения земель, на географию и урожайность сельскохозяйственных культур, на кон­фигурацию сельской дорожной сети и расположение населенных пунктов и т. д.

На равнинах сельскохозяйственные угодья занимают весьма различные элементы рельефа, в зависимости от местных экономи­ческих условий и всего комплекса природных условий. В боль­шинстве районов средней полосы на Русской равнине пашня зани­мает плоские водоразделы и склоны, луга — речные долины. На севере Русской равнины и во многих районах низменной таежной Сибири плоские водораздельные пространства большей частью за­няты в той или иной степени заболоченным лесом, пашни разме­щаются на склонах, а луга — на дне речных долин.

При мелиоративных работах, особенно при орошении земель, уклоны местности также играют большую роль.

При подготовке участков для искусственного орошения произ­водятся большие земляные работы: роются каналы, выравниваются поля. В ряде случаев для этих целей террасируются склоны, т. е. они превращаются в гигантские «лестницы» с ровными орошае­мыми сравнительно неширокими «ступеньками». Террасирование склонов чаще всего применяется в густозаселенных странах и райо­нах древнего орошения.

Рельеф оказывает заметное влияние на урожай различиями в экспозиции (отношением к солнечному освещению) склонов. Этому вопросу посвящено прекрасное исследование В. П. Мосо­лова, имеющее большое значение для географов22.

Особо надо сказать об овражном рельефе. Растущие овраги отнимают пашню, разрезают дороги и заставляют людей перено­сить их на новое место, что удлиняет путь. Нередко овраги рассе­кают на части населённые пункты. Ускоренный рост оврагов свя­зан с нерациональной деятельностью человека: чрезмерным сведением лесов, распашкой земель вдоль склона, выпасом скота и т. д.

Значительные изменения в рельефе, тем более в микрорельефе, связаны с добычей полезных ископаемых, особенно если она про­исходит при помощи открытых разработок. Глубокие котлованы образуются на месте разработок руды, угля, торфа и многих дру­гих полезных ископаемых. При подземных работах происходит оседание грунта.

Добывая полезные ископаемые, прокладывая каналы, строя

наводнений, сооружая дороги и туннели, выравнивая землю для орошения и выполняя многие другие земляные и скальные работы, человек должен учитывать и возможные отрицательные стороны своей деятельности по изменению рельефа.

Выводы

Ресурсы земной коры очень велики и многообразны. Добыча ископаемых сырья, топлива, строительных, материалов разверну­лась за последние 100 лет в таких масштабах, что деятельность человека по изменению земной коры стала соизмерима с масшта­бами мощных природных процессов.

В современное производство вовлечены все находящиеся в земной коре химические элементы. Размещение их в земной коре крайне неравномерно. Тенденция современного хозяйства — исполь­зовать в максимальной степени самые распространенные химиче­ские элементы, добавляя редкие элементы в относительно неболь­ших дозах для того, чтобы улучшить технические свойства метал­лов и другие виды основной продукции промышленности. Запасы горючих полезных ископаемых — необратимых ресурсов земной коры (за исключением торфа) — в будущем должны все меньше использоваться как топливо и все больше как ценнейшее химиче­ское сырье.

В настоящее время приобрело огромное значение комплексное использование ресурсов значительных целостных в геологическом и геохимическом отношении районов.

Все большее внимание обращается на всесторонний учет осо­бенностей рельефа суши, на продуманное использование различ­ных элементов рельефа во многих отраслях хозяйства.

Глава шестая