V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделены целевые ориентиры и соответствующие направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, которые являются приоритетными для Республики Карелия и которые полностью реализуются в ходе выполнения оптимального сценария республики. В то же время при их реализации необходимо учитывать как специфику республики, так и особенности поставленных задач в контексте региональной политики России.
Особенность ситуации состоит в комплексности и системности задач, объективно определенная необходимостью выхода из системного кризиса. Так (как определено в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации) переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития, обеспечивая опережающее развитие тех секторов экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Особенностью региона и одновременно стратегическим фактором для России является приграничное положение Республики Карелия на северо-западе России. Через Карелию и при участии Финляндии происходит интенсивный процесс сближения России с северо-европейским сообществом.
Республика Карелия активно осуществляет международное сотрудничество с Финляндией, Швецией и Норвегией на уровне двусторонних связей республики с губерниями и союзами коммун, на уровне муниципалитетов, организаций и граждан. Также развивается сотрудничество на договорной основе со штатом Вермонт (США) и с префектурой Илиа (Греция). Этому способствует значительное количество пунктов пропуска (международный воздушный пункт пропуска «Петрозаводск», три международных автомобильных пункта пропуска, два международных железнодорожных пункта пропуска, 8 пунктов упрощенного пропуска). Карельский участок (798 км) является самым протяженным на российско-финляндской границе. Развитая приграничная и таможенная инфраструктура, а также проекты, осуществляемые в рамках «Еврорегиона Карелия», демонстрируют положительный опыт приграничного взаимодействия соседних территорий. Карелия является давним и активным участником программ Совета Министров Северных стран и Баренцева сотрудничества, осуществляла в 2005-2007 годах функции председателя Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического региона. В 2003 г. Республика Карелия признана Европейским регионом года.
Таким образом, в силу культурной, исторической и этнической самобытности, а также благодаря своему геополитическому положению территория республики играет роль своеобразной зоны взаимовлияния и взаимообогащения двух культур – российской и западной.
Поэтому региональная идентичность Карелии может быть выражена идеей:
В контексте европейского выбора России Карелия - территория эффективной интеграции лучшего российского и мирового опыта в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды на основе взаимовыгодного партнерства; территория взаимодействия культур (деловой, трудовой, технологической, национальной и т.д.) России и Северной Европы на основе равных возможностей.
В документах Евросоюза основными условиями конкурентоспособности территорий названы человеческий капитал, инфраструктура и инновации (имеющие значение в смысле «экономики знаний»). Поэтому в силу необходимости интеграции в европейское пространство, объективно обусловленной приграничным положением, формирование этих условий для республики является приоритетным.
Для того чтобы сконцентрировать средства и ресурсы на решающих направлениях, определенных в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации в качестве направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, обозначим приоритеты развития республики с учетом ее особенностей и роли (раздел 5), а также предложим связывающие (объединяющие) территорию проекты и соответствующие виды экономической деятельности, направленные на выпуск конкурентоспособных региональных продуктов и институциональной среды (раздел 6), кроме того, выделим в отдельный раздел необходимые институциональные преобразования, направленные на совершенствование государственного управления и создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (раздел 7).
Данный комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований в итоге должен обеспечить реализацию оптимального (инвестиционно-инновационного) сценария развития Республики Карелия как эффективного и перспективного региона России.
- СтратегИя социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Петрозаводск, 2010 Оглавление
- II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
- III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики
- IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия
- V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
- 1. Развитие человеческого потенциала
- 2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера
- Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности
- 3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
- Развитие предпринимательства
- VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты
- Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия
- 23 Система национальных и сопряженных с ними проектов, направленных на развитие человеческого капитала и гражданского общества в Карелии Развитие здравоохранения
- Развитие образования
- Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие рынка труда
- Повышение доступности жилья
- Развитие социальных институтов и социальная политика
- Молодежная политика
- Экологическая безопасность экономики и экология человека
- Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
- Лесопромышленный комплекс (лпк)
- Горнопромышленный комплекс (гпк)
- Машиностроение
- Судостроение
- Черная и цветная металлургия
- Химическая промышленность
- Производство строительных материалов
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
- Развитие туристской индустрии
- VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия
- VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие)
- IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
- X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты
- XI. Механизмы реализации стратегии
- XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия
- Глоссарий