logo
Стратегия утвержденная с изменениями

V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделены целевые ориентиры и соответствующие направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, которые являются приоритетными для Республики Карелия и которые полностью реализуются в ходе выполнения оптимального сценария республики. В то же время при их реализации необходимо учитывать как специфику республики, так и особенности поставленных задач в контексте региональной политики России.

Особенность ситуации состоит в комплексности и системности задач, объективно определенная необходимостью выхода из системного кризиса. Так (как определено в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации) переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития, обеспечивая опережающее развитие тех секторов экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Особенностью региона и одновременно стратегическим фактором для России является приграничное положение Республики Карелия на северо-западе России. Через Карелию и при участии Финляндии происходит интенсивный процесс сближения России с северо-европейским сообществом.

Республика Карелия активно осуществляет международное сотрудничество с Финляндией, Швецией и Норвегией на уровне двусторонних связей республики с губерниями и союзами коммун, на уровне муниципалитетов, организаций и граждан. Также развивается сотрудничество на договорной основе со штатом Вермонт (США) и с префектурой Илиа (Греция). Этому способствует значительное количество пунктов пропуска (международный воздушный пункт пропуска «Петрозаводск», три международных автомобильных пункта пропуска, два международных железнодорожных пункта пропуска, 8 пунктов упрощенного пропуска). Карельский участок (798 км) является самым протяженным на российско-финляндской границе. Развитая приграничная и таможенная инфраструктура, а также проекты, осуществляемые в рамках «Еврорегиона Карелия», демонстрируют положительный опыт приграничного взаимодействия соседних территорий. Карелия является давним и активным участником программ Совета Министров Северных стран и Баренцева сотрудничества, осуществляла в 2005-2007 годах функции председателя Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического региона. В 2003 г. Республика Карелия признана Европейским регионом года.

Таким образом, в силу культурной, исторической и этнической самобытности, а также благодаря своему геополитическому положению территория республики играет роль своеобразной зоны взаимовлияния и взаимообогащения двух культур – российской и западной.

Поэтому региональная идентичность Карелии может быть выражена идеей:

В контексте европейского выбора России Карелия - территория эффективной интеграции лучшего российского и мирового опыта в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды на основе взаимовыгодного партнерства; территория взаимодействия культур (деловой, трудовой, технологической, национальной и т.д.) России и Северной Европы на основе равных возможностей.

В документах Евросоюза основными условиями конкурентоспособности территорий названы человеческий капитал, инфраструктура и инновации (имеющие значение в смысле «экономики знаний»). Поэтому в силу необходимости интеграции в европейское пространство, объективно обусловленной приграничным положением, формирование этих условий для республики является приоритетным.

Для того чтобы сконцентрировать средства и ресурсы на решающих направлениях, определенных в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации в качестве направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, обозначим приоритеты развития республики с учетом ее особенностей и роли (раздел 5), а также предложим связывающие (объединяющие) территорию проекты и соответствующие виды экономической деятельности, направленные на выпуск конкурентоспособных региональных продуктов и институциональной среды (раздел 6), кроме того, выделим в отдельный раздел необходимые институциональные преобразования, направленные на совершенствование государственного управления и создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (раздел 7).

Данный комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований в итоге должен обеспечить реализацию оптимального (инвестиционно-инновационного) сценария развития Республики Карелия как эффективного и перспективного региона России.