Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
Развитие сферы культуры
В реализации Стратегии Республики Карелия до 2020 года существенную роль играют ресурсы культуры, которые в условиях рыночной экономики являются фактором социально-экономического развития территории.
Политика, проводимая в этой сфере, ориентирована на поиск решений и внедрение механизмов их реализации, позволяющих без ущерба для сохранения культурных ценностей обеспечить эффективное развитие культуры в рыночных условиях.
В среднесрочной перспективе в качестве основных направлений деятельности, способствующих развитию отрасли, предполагается развитие социального партнерства, создание альтернативных форм культурной деятельности, внедрение современных форм деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры.
Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
Задачи государственной политики в сфере культуры:
обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры и искусства;
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
сохранение и популяризация историко-культурного наследия и традиционной народной и национальной культуры;
использование культурного потенциала для формирования положительного имиджа республики в других регионах и за рубежом.
Основные мероприятия будут направлены на:
обеспечение участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;
обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества;
модернизацию и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий;
развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства;
содействие развитию культурного потенциала муниципальных образований Республики Карелия и поддержку муниципальных культурных инициатив;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры и образования в сфере культуры;
сохранение кадрового потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства;
сохранение и пополнение библиотечных, музейных, архивных фондов;
создание и использование единой географической информационной системы Республики Карелия по объектам культурного наследия;
проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия;
перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных фондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
разработку и развитие механизмов поддержки творческой деятельности, сохранение и популяризацию традиционной народной культуры;
развитие и поддержку межрегиональной и международной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
реализацию проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая проекты международного сотрудничества, в том числе поддержку международных фестивалей и выставок.
Развитие национальных и государственно – конфессиональных отношений
Национальные и конфессиональные отношения в Республике Карелия, этнополитическое, этносоциальное и этнокультурное развитие ее территории, национально–культурное взаимодействие представителей этнических общностей, миграционные процессы в Республике Карелия требуют решения через:
- формирование региональной стратегии этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития;
- поддержку гражданских инициатив, направленных на снижение уровня конфликтности, противодействие экстремизму и терроризму;
- усиление этнополитической, этносоциальной, этнокультурной и информационной коммуникативности республики;
- реализацию мероприятий, направленных на социальную консолидацию и гражданское согласие среди жителей Республики Карелия.
Продолжая приоритетный курс на возрождение и развитие языков и культуры прибалтийско-финских народов, в Республике Карелия реализуется республиканская целевая программа «Государственная поддержка карельского, вепсского и финского языков на 2006-2010 годы», принятая в 2005 году во исполнение Закона Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия» от 19 марта 2004 года. Реализация мероприятий данной программы должна обеспечить комплекс мер, направленных на сохранение, развитие и использование карельского, вепсского и финского языков в области образования, культуры, науки, информационной и административной деятельности.
Вместе с тем практическая сторона реализации мер национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национальных и конфессиональных организаций. Ощущается необходимость в совершенствовании механизма работы с такими структурами, отвечающими потребностям современного российского общества. Необходимо более активное вовлечение национальных и конфессиональных объединений в социальные программы, такие как содействие детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактика негативных явлений в молодежной среде, оказание помощи престарелым и инвалидам, социализация мигрантов различной этнической принадлежности и др.
Для создания механизмов и инструментов по реализации государственной национальной политики и стратегии регионального этнокультурного развития разработана и принята региональная целевая программа «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений и формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» («Карелия–территория согласия»).
Основные цели программы:
1) создание условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и этнических общностей при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе;
2) сохранение карелов и вепсов как уникальных самобытных этносов мирового сообщества;
3) поддержка общественно значимой деятельности религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий Республики Карелия.
Социально-экономический эффект от реализации программ, проектов, мероприятий в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений состоит:
- в укреплении единого этнополитического, этносоциального и этнокультурного пространства Республики Карелия как важного фактора устойчивого развития территории и ее целостности;
- в диверсификации рынка социальных услуг, за счет обеспечения равных условий доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынки социальных услуг;
- в росте негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу национальных отношений, в т.ч. увеличении участия малого и среднего бизнеса в реализации социально значимых и инвестиционных этнокультурных проектов;
- в снижении прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
- в улучшении инвестиционной и туристической привлекательности республики;
- в развитии сети этнокультурных организаций, чья деятельность направлена на социально-экономическое развитие этнокультурной сферы;
- в повышении эффективности использования этнокультурного потенциала страны;
- в снижении уровня интолерантности населения республики;
- в прогнозировании и предупреждении межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Основные проекты в области культуры:
реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Карелия и создание на ее базе Регионального центра-филиала Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина;
реконструкция здания Национального архива Республики Карелия;
реконструкция здания под объединенное фондохранилище республиканских музеев;
ремонтно-реставрационные работы на объекте «Ансамбль зданий на Круглой площади» (пл. Ленина, г. Петрозаводск);
реконструкция и реставрация зданий под этнокультурные центры (дом Ермолаева в д.Рубчойла Пряжинского района, дом Дубровина в д. Большая Сельга Олонецкого района, дом Моберга в п. Калевала);
реконструкция здания Петрозаводской государственной консерватории;
реставрационные и ремонтные работы в рамках реализации Плана мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфрастуктуры Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 1633-р).
Целевые показатели:
- повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек до 100 % от установленного норматива (установленный норматив – 250 экз. на 1000 человек населения);
- увеличение до 2,8 % удельного веса населения, участвующего в работе муниципальных любительских объединений (клубы, кружки, творческие коллективы);
- увеличение доли республиканских учреждений культуры и искусства, оснащенных современным оборудованием, до 60 %;
- увеличение объема информационного ресурса (электронных баз данных) республиканских учреждений культуры и искусства;
- увеличение доли единиц хранения музейных, библиотечных и архивных фондов, прошедших процедуру улучшения физического состояния (реставрация, консервация и пр.), до 7 % в общем объеме фондов, нуждающихся в улучшении физического состояния;
- увеличение доли отреставрированных и отремонтированных недвижимых объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности и требующих проведения работ по сохранению, до 35 % в общем объеме таких объектов (98 объектов);
- рост количества мероприятий, направленных на развитие и популяризацию традиционной народной и национальной культуры, а также адресную поддержку мастеров традиционной народной культуры;
- увеличение количества мероприятий по международной и межрегиональной культурной деятельности.
- СтратегИя социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Петрозаводск, 2010 Оглавление
- II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
- III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики
- IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия
- V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
- 1. Развитие человеческого потенциала
- 2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера
- Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности
- 3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
- Развитие предпринимательства
- VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты
- Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия
- 23 Система национальных и сопряженных с ними проектов, направленных на развитие человеческого капитала и гражданского общества в Карелии Развитие здравоохранения
- Развитие образования
- Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие рынка труда
- Повышение доступности жилья
- Развитие социальных институтов и социальная политика
- Молодежная политика
- Экологическая безопасность экономики и экология человека
- Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
- Лесопромышленный комплекс (лпк)
- Горнопромышленный комплекс (гпк)
- Машиностроение
- Судостроение
- Черная и цветная металлургия
- Химическая промышленность
- Производство строительных материалов
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
- Развитие туристской индустрии
- VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия
- VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие)
- IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
- X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты
- XI. Механизмы реализации стратегии
- XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия
- Глоссарий