logo
Стратегия утвержденная с изменениями

Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений

Развитие сферы культуры

В реализации Стратегии Республики Карелия до 2020 года существенную роль играют ресурсы культуры, которые в условиях рыночной экономики являются фактором социально-экономического развития территории.

Политика, проводимая в этой сфере, ориентирована на поиск решений и внедрение механизмов их реализации, позволяющих без ущерба для сохранения культурных ценностей обеспечить эффективное развитие культуры в рыночных условиях.

В среднесрочной перспективе в качестве основных направлений деятельности, способствующих развитию отрасли, предполагается развитие социального партнерства, создание альтернативных форм культурной деятельности, внедрение современных форм деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Задачи государственной политики в сфере культуры:

Основные мероприятия будут направлены на:

Развитие национальных и государственно – конфессиональных отношений

Национальные и конфессиональные отношения в Республике Карелия, этнополитическое, этносоциальное и этнокультурное развитие ее территории, национально–культурное взаимодействие представителей этнических общностей, миграционные процессы в Республике Карелия требуют решения через:

- формирование региональной стратегии этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития;

- поддержку гражданских инициатив, направленных на снижение уровня конфликтности, противодействие экстремизму и терроризму;

- усиление этнополитической, этносоциальной, этнокультурной и информационной коммуникативности республики;

- реализацию мероприятий, направленных на социальную консолидацию и гражданское согласие среди жителей Республики Карелия.

Продолжая приоритетный курс на возрождение и развитие языков и культуры прибалтийско-финских народов, в Республике Карелия реализуется республиканская целевая программа «Государственная поддержка карельского, вепсского и финского языков на 2006-2010 годы», принятая в 2005 году во исполнение Закона Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия» от 19 марта 2004 года. Реализация мероприятий данной программы должна обеспечить комплекс мер, направленных на сохранение, развитие и использование карельского, вепсского и финского языков в области образования, культуры, науки, информационной и административной деятельности.

Вместе с тем практическая сторона реализации мер национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национальных и конфессиональных организаций. Ощущается необходимость в совершенствовании механизма работы с такими структурами, отвечающими потребностям современного российского общества. Необходимо более активное вовлечение национальных и конфессиональных объединений в социальные программы, такие как содействие детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактика негативных явлений в молодежной среде, оказание помощи престарелым и инвалидам, социализация мигрантов различной этнической принадлежности и др.

Для создания механизмов и инструментов по реализации государственной национальной политики и стратегии регионального этнокультурного развития разработана и принята региональная целевая программа «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений и формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» («Карелия–территория согласия»).

Основные цели программы:

1) создание условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и этнических общностей при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе;

2) сохранение карелов и вепсов как уникальных самобытных этносов мирового сообщества;

3) поддержка общественно значимой деятельности религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий Республики Карелия.

Социально-экономический эффект от реализации программ, проектов, мероприятий в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений состоит:

- в укреплении единого этнополитического, этносоциального и этнокультурного пространства Республики Карелия как важного фактора устойчивого развития территории и ее целостности;

- в диверсификации рынка социальных услуг, за счет обеспечения равных условий доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынки социальных услуг;

- в росте негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу национальных отношений, в т.ч. увеличении участия малого и среднего бизнеса в реализации социально значимых и инвестиционных этнокультурных проектов;

- в снижении прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов;

- в улучшении инвестиционной и туристической привлекательности республики;

- в развитии сети этнокультурных организаций, чья деятельность направлена на социально-экономическое развитие этнокультурной сферы;

- в повышении эффективности использования этнокультурного потенциала страны;

- в снижении уровня интолерантности населения республики;

- в прогнозировании и предупреждении межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Основные проекты в области культуры:

Целевые показатели:

- повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек до 100 % от установленного норматива (установленный норматив – 250 экз. на 1000 человек населения);

- увеличение до 2,8 % удельного веса населения, участвующего в работе муниципальных любительских объединений (клубы, кружки, творческие коллективы);

- увеличение доли республиканских учреждений культуры и искусства, оснащенных современным оборудованием, до 60 %;

- увеличение объема информационного ресурса (электронных баз данных) республиканских учреждений культуры и искусства;

- увеличение доли единиц хранения музейных, библиотечных и архивных фондов, прошедших процедуру улучшения физического состояния (реставрация, консервация и пр.), до 7 % в общем объеме фондов, нуждающихся в улучшении физического состояния;

- увеличение доли отреставрированных и отремонтированных недвижимых объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности и требующих проведения работ по сохранению, до 35 % в общем объеме таких объектов (98 объектов);

- рост количества мероприятий, направленных на развитие и популяризацию традиционной народной и национальной культуры, а также адресную поддержку мастеров традиционной народной культуры;

- увеличение количества мероприятий по международной и межрегиональной культурной деятельности.