logo
Стратегия утвержденная с изменениями

Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности

Р

Районы с запасом торфа, непригодного для сжигания в котельных

айоны с разведанными запасами торфа, пригодного для сжигания в котельных, и наличием торфоплощадок различной степени готовности

Районы с запасом торфа, требующего дополнительных исследований топливных характеристик

Районы с разведанными, но не используемыми запасами торфа, пригодного для сжигания в котельных в объеме годовой потребности

Рис.22 Возможности обеспечения топливным торфом

Рис. 23 Структура запасов и потребления местных видов топлива

В наибольшей степени из местных энергоресурсов используются гидроресурсы. Перспективным является строительство миниГЭС. Потенциальные гидроэнергоресурсы составляют 1528 тыс. кВтч по мощности и 13,4 млрд. кВтч по электроэнергии, а технически возможные для строительства гидроэлектростанций – 6,4 млрд. кВтч, экономические – 3,4 млрд. кВтч.

Основные инвестиционные проекты в области развития энергетики:

В основу разработки долгосрочных прогнозов энергопотребления в Республике Ка­релия заложены различные варианты структуры валового регионального продукта.

Вариант 1 - прогноз энергопотребления при сохранении существующей энерго­емкости ВРП Республики Карелия. Ожидается значительное увеличение ВРП, вследствие чего значительно вырастут объемы энергопотребления, при дос­тигнутом уровне энергоемкости ВРП республики (0,12 кВтч/руб. ВРП).

Вариант 2 - прогноз энергопотребления при снижении энергоемкости ВРП Рес­публики Карелия. Данный прогноз отражает переход экономики республики к иннова­ционному пути развития, отражающемся на изменении структуры валового регионального продукта в пользу увеличения доли сферы услуг. При этом будет наблюдаться сокраще­ние доли энергоемких производств и, как результат, - снижение энергоемкости валового регионального продукта (с 0,12 кВтч/руб. до 0,07 кВтч/руб. ВРП).

При реализации первого варианта прогноза энергопотребления территория Республики Карелия характеризуется увеличением энергодефицитности до критического уровня. При выводе из эксплуатации энергоблоков на Кольской и Ленинградской АЭС и снижении объемов поставок электроэнергии в республику ситуация с энергообеспечением экономики может стать критической. В этом случае даже будет недостаточно использования «запертых» энергетических мощностей в Кольской и Карельской энергосистемах. Поэтому наиболее рациональным является использование инструментов по изменению (диверсификации) структуры валового регионального продукта при одновре­менном увеличении темпов его ежегодного роста.

При изменении структуры ВРП ожидается увеличение доли сферы услуг и высокотехнологических производств, характеризующихся высокой добавленной стоимостью производимой продукции (товаров и услуг). При этом ожидается сокращение доли энергоемких базовых отраслей, которые невыгодны с точки зрения энергоэффективности республиканской экономики и характеризуются значительными объемами энергопотребления при низкой добавленной стоимости.

При реализации второго варианта прогноза в Республике Карелия удастся избежать энергетического кризиса на основе повышения энергоэффективности экономики и увеличения энергопроизводящих мощностей республики. В частности возможен выход республики на самообеспеченность электроэнергией при реализации проектов по строительству электростанций, повышению эффективности использования существующих энергетических активов, при увеличении фондоотдачи в электроэнергетике. При этом сохраняются возможности обеспечения высоких темпов роста ВРП республики.

В систему мероприятий по развитию энергетической инфраструктуры входят снижение энергодефицитности Республики Карелия и увеличение объемов производства электроэнергии за счет реализации инвестиционных проектов по завершению строительства намеченных энергетических объектов, за счет капитального ремонта существующих энергетических объектов, повышения энергоэффективности и внедрения мер по энергосбережению, за счет освоения и использования альтернативных энергоресурсов (в первую очередь, природного газа и местных видов топлива), а также содействие проектной проработке строительства на территории республики нового крупного энергетического объекта.

Также к этой группе проектов отнесены и иные федеральные инфраструктурные проекты, реализуемые на территории Карелии. В топливно-энергетическом комплексе перспективным является реализация разрабатываемого в настоящее время по заданию ОАО «Газпром» проекта «Обоснование инвестиций в комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ)». Капитальные вложения в комплексное освоение месторождения составят порядка 41-72 млрд.долл.США, в том числе по Республике Карелия – 2-3 млрд.долл.США.

В результате реализации намечаемой деятельности будет осуществляться добыча природного газа на месторождении, производство сжиженного природного газа (СПГ) и транспортировка части природного газа вглубь страны по проектируемому газопроводу Видяево - Волхов общей протяженностью 1356,5 км. На территории Республики Карелия предполагается строительство участка магистрального газопровода протяженностью 704,5 км и 2-5 компрессорных станций, а также соответствующей инфраструктуры.

В разрабатываемых материалах предусматривается комплекс природоохранных мероприятий в строительный и эксплуатационный периоды, а также учитываются экологические ограничения реализации намечаемой деятельности.

Стратегическая значимость проекта состоит в том, что освоение запасов Штокмановского газоконденсатного месторождения даст возможность создать новую ресурсную базу газовой промышленности России и региональную основу для газоснабжения отечественных и зарубежных потребителей.

Общая потребность в строительных рабочих основных специальностей для реализации проекта составляет:

для строительства линейной части газопровода – 5300 чел.;

для строительства компрессорных станций – 1650 чел.

Строительство будет осуществляться специализированными строительными организациями вахтовым методом.

Реализация проекта позволит:

привлечь на территорию крупные инвестиции, что должно положительно сказаться на уровне жизни местного населения и повышении деловой активности;

получить налоговые поступления от эксплуатации объектов, расположенных на территории республики, которые оценочно составляют более 2 млрд. долл. США.

с 2016 года начать газификацию потребителей республики по трассе газопровода Видяево-Волхов, что является важным аспектом развития региона;

решить социально-экономические проблемы региона посредством обеспечения занятости населения. Планируется создание в республике от 400 до 700 постоянных рабочих мест в зависимости от проектного решения по количеству компрессорных станций. Вопросы подготовки кадров будут решаться совместно с ОАО «Газпром»;

обеспечить рост производства в смежных отраслях.

Крупным инвестиционным проектом, реализуемым на территории республики, является строительство ОАО «ГАЗПРОМ» сухопутного участка магистрального газопровода по объекту «Обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) в Северо-Западном регионе».

Освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения предусматривает в Северо-Западном регионе организацию производства и морскую транспортировку российского сжиженного природного газа (СПГ), а также транспортировку газа по сухопутному газопроводу в Волхов. Освоение запасов углеводородов Штокмановского газоконденсатного месторождения на суше и главным образом на континентальном шельфе даст возможность создать новую ресурсную базу газовой промышленности и региональную основу для газоснабжения отечественных и зарубежных потребителей. Появятся благоприятные условия для формирования всего комплекса промышленно-социальной инфраструктуры, имеющей стратегическое и геополитическое значение. При этом активная производственная политика ОАО "Газпром" будет означать для экономики республики стратегические рубежи - привлечение инвестиций в промышленные предприятия, налоговые поступления в бюджет, создание рабочих мест, устойчивое снабжение энергоресурсами. Извлекаемые ресурсы природного газа будут направляться на газификацию региона, что, безусловно, поднимет на новую ступень благополучие населения.

На территории Республики Карелия предполагается сооружение магистрального газопровода протяженностью 689 км. Объем поставок газа потребителям Республики Карелия планируется в объеме порядка 2,5 млрд.м3/год.

Мероприятия по газификации

Проводимые Правительством Республики Карелия мероприятия по газификации, в том числе сельских населенных пунктов Республики Карелия, позволят создать условия для перевода (строительства модульных) котельных на природный газ, газоснабжения новых производств в зонах инвестиционной активности, активизировать работу по использованию децентрализованных источников теплоснабжения и поквартирных (в том числе в частных домовладениях) систем отопления.

Основными задачами по газификации в республике являются:

улучшение социально-экономических условий жизни населения республики, содействие проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства;

создание условий для развития экономики республики с учетом промышленной и экологической безопасности, прогрессивных технологий и достижений научно-технического прогресса;

повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

перевод систем газораспределения населенных пунктов республики с сжиженного на природный газ;

внедрение энерго - и ресурсосберегающих технологий.

Основой для формирования ежегодных программ строительства и реконструкции объектов газоснабжения и газификации республики является разработанная ОАО «Промгаз» и утвержденная Правительством Республики Карелия Генеральная схема газоснабжения и газификации Республики Карелия, в соответствии с которой основные показатели газификации республики до 2020 года должны достигнуть следующих значений:

количество газифицированных населенных пунктов - 324;

численность газообслуживаемого населения - 690 тыс. чел.;

число газифицированных квартир - 270,8 тыс.;

общий годовой объем потребления - 1,894 млрд. м3/год, в том числе населением – 0,43 млрд. м3/год;

общий часовой объем потребления - 0,548 млн. м3/час, в том числе населением – 0,191 млн. м3/час.

Информационная и инновационная инфраструктура

Общереспубликанское информационное пространство постепенно интегрируется в российское и мировое информационное пространство, происходит развитие информационной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основная системная проблема, отмеченная в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года, заключается в несоответствии темпов развития и структуры сектора исследований, разработок и информации растущему спросу со стороны предпринимательского сектора. При этом предлагаемые информационные ресурсы, новые разработки не находят применения в экономике ввиду несбалансированности инновационной системы, вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

В то же время условием перехода от индустриального к постиндустриальному обществу является усиление интеллектуальных факторов производства по сравнению с ролью материальных факторов и традиционной рабочей силы, усиливаемых с помощью ИКТ.

Важность развития информационной и инновационной инфраструктуры определяется процессами замены физического перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми электронных сигналов), автоматизации производства и управления, а также обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет внедрения ИКТ и инноваций. Увеличение добавленной стоимости происходит во многом за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения ИКТ. Для этого необходимо создать важнейшие элементы инфраструктуры:

Переход к информационному обществу требует развития и применения современных технологий, создающих условия для охвата всего населения и организаций информационно-коммуникационными услугами (доступ к сети Интернет и др.). Это позволит обеспечить доступность информационных ресурсов, мобильность граждан («дойти до каждого дома») и преодолеть цифровое неравенство. Формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры имеет принципиальное значение для обеспечения и эффективной реализации приоритетных национальных проектов и важнейших экономических проектов, направленных на переход к инновационному этапу развития.

В систему мероприятий по развитию информационной инфраструктуры входят создание единого республиканского информационного пространства и условий для развития постиндустриального общества, модернизация системы информационного обеспечения органов государственной власти Республики Карелия в результате проведения административной реформы, развитие рынка информационных услуг, формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, создание условий для развития электронной торговли, информатизация секторов экономики и социальной сферы, развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства.

В систему мероприятий по развитию телекоммуникационной инфраструктуры входят развитие республиканской информационно-коммуникационной среды, обеспечение общедоступности использования ИКТ в Республике Карелия, обеспечение прав интеллектуальной собственности в сфере ИКТ, создание условий для конкуренции в сфере ИКТ, подготовка кадров в области информатизации и ИКТ, создание ИТ-парка.

Приграничное сотрудничество и развитие приграничной инфраструктуры

Республика Карелия обладает конкурентными преимуществами в области создания транспортных коридоров и рассматривается как важный контактный регион при развитии приграничного сотрудничества России и Финляндии и трансграничного сотрудничества со странами Европы. Однако эффективная реализация внешнеторговой и транзитной функций республики невозможна без реализации комплекса мероприятий по развитию соответствующей инфраструктуры.

В целом уровень развития приграничной инфраструктуры в Республике Карелия значительно ниже, чем в Восточной Финляндии. В частности, автомобильные и железные дороги, способные по своему техническому состоянию полноценно обслуживать потребности карельских и зарубежных предприятий, пересекают границу лишь в районе действующих международных пунктов пропуска. Недостаточно развита транспортная сеть, связывающая республику с отдаленными регионами России.

В систему мероприятий по развитию приграничного сотрудничества и развития приграничной инфраструктуры входят повышение экономической значимости границы и наиболее полное использование приграничного потенциала республики и ее транзитной функции, обустройство границы и развитие соответствующей инфраструктуры, развитие сети международных пунктов пропуска, подготовка проектов, позволяющих реализовать функции республики как транзитной территории и зоны эффективной интеграции приграничных территорий на Северо-Западе России. Наиболее значимы следующие проекты развития транспортных коридоров и пунктов пропуска на российско-финляндской государственной границе:

- Магистраль «Онего», составная часть Северо-Западного транспортного коридора развития «Финляндская граница – Урал», являющегося элементом трансконтинентального транспортного коридора «Транссиб», который проходит от российских и финских портов Балтийского моря до порта «Находка»);

- в целях обеспечения сообщения по магистрали «Онего»: строительство международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Сювяоро – Париккала» (вместо одноименного действующего пункта упрощенного пропуска), реконструкция железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) «Вяртсиля» (в целях расширения грузового и регулярного пассажирского сообщения);

- Северный (Архангельский) транспортный коридор соединяет порты Ботнического залива с Архангельском и переходит в трассу «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) с выходом на «Транссиб». Данный коридор естественным образом согласуется с разрабатываемым железнодорожным грузовым проектом «Баренц-линк» от норвежского порта Нарвик через Швецию и Финляндию до Зауралья в России с перспективой выхода к китайской границе (включая организацию контейнерных перевозок). При этом «Баренц-линк» может рассматриваться как составная часть получившего промежуточное одобрение ЕС коридора «N.E.W.» (Северный коридор Восток-Запад) от Нарвика до Китая с перспективой сообщения с США и Канадой;

- в целях обеспечения сообщения в рамках Северного коридора и «Баренц-линка»: реконструкция ЖДПП «Люття» (станция Кивиярви), полномасштабный ввод в эксплуатацию построенного железнодорожного участка Ледмозеро – Кочкома, расширение пропускной способности действующего МАПП «Люття»;

- реконструкция отдельных участков и передача в целом в федеральную собственность автодорог, обеспечивающих международное сообщение на карельском участке российско-финляндской границы.

Межрегиональные связи

Межрегиональные связи республики основываются на отношениях выгодности для всех заинтересованных в проектах предприятий, учреждений и организаций. При заключении соглашений, учитывается ряд аспектов:

  1. политический – установление межрегиональных связей с национальными республиками, а также с рядом отдаленных территорий России, когда предложения о сотрудничестве поступают от руководства этих республик и имеют целью именно констатацию дружественных отношений;

  2. экономико-политический – установление межрегиональных связей с крупнейшими регионами России, такими как, например, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. Работа в этом направлении приносит довольно ощутимые результаты для экономического развития, так как возможно привлечение крупного капитала и инвестиций в экономику республики, и политические дивиденды (инвестиционная привлекательность, узнаваемость республики, положительный имидж Карелии);

  3. хозяйственно-экономический – установление межрегиональных связей с регионами-соседями, а также с теми регионами России, с которыми уже имеются традиционные экономические и хозяйственные связи между предприятиями, организациями, предпринимателями, органами исполнительной власти Республики Карелия. Развитие межрегиональных связей в этом направлении позволит получать наиболее конкретные результаты - появится возможность согласовывать позиции и договариваться об определенном уровне цен на экспортную продукцию, добиваться создания транзитной инфраструктуры, совместно решать экологические проблемы, развивать туризм и т.д.

Определены три условных группы регионов, взаимоотношения с которыми традиционно представляют интерес для Карелии:

регионы – рынки сбыта карельской продукции. К ним относятся города Москва и Санкт-Петербург, Нижегородская область, ряд других крупных субъектов федерации;

регионы - потенциальные инвесторы приоритетных отраслей промышленности Карелии, т.е. регионы, располагающие значительными доходами, на территории которых находятся ведущие отраслевые компании - холдинги страны. К таким регионам могут быть отнесены Республики Татарстан, Башкортостан, Коми, Якутия (Саха), Саратовская область и т.д.;

регионы - ближайшие соседи Карелии, которых объединяет общ­ность проблем и интересов в экономике, социальной сфере, эколо­гии и т.п. Это, в первую очередь, Мурманская, Архангельская, Во­логодская и Ленинградская области.

В систему мероприятий по развитию межрегиональных связей входит: