3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года заявлено, что системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
В данном разделе представлен комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям: структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, а также обеспечение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (в частности, переработка природных ресурсов). Так, республика может максимально содействовать укреплению позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства, применения новых технологий и современных ИКТ.
Сложившаяся на сегодняшний день специализация республики определяет стратегию компаний в традиционных секторах экономики, нацеленных на повышение рентабельности и конкурентоспособности за счет существенного снижения издержек. Доступных ресурсов (с учетом минимизации издержек) для производства традиционных товаров в большем масштабе явно недостаточно. Следовательно, для достижения стратегических целей требуется изменить предельную производительность факторов производства. Это возможно сделать только за счет инноваций.
Поскольку сырьевые сектора экономики республики в настоящий момент наиболее готовы к восприятию инноваций, то и выход на инновационный путь развития возможен на основе активного подключения интеллекта и стимулирования роста активов в зонах интенсивного развития. Сделать это можно благодаря созданию и поддержке учебных заведений, формированию своего научного и исследовательского потенциала, созданию высококачественной инновационной инфраструктуры или – в более простых случаях – землеотводом для потенциальных инвесторов и подготовкой кадров. В инновационной экономике ведущими факторами конкурентоспособности становятся информация, наука и образование, составляющие базис формирования человеческого потенциала – основного конкурентного преимущества региона.
Источник модернизации общества и обеспечения экономического роста находится в сфере образования и информатизации. Важным звеном перехода к инновационному производству является подготовка инновационных менеджеров и ИКТ-специалистов.
Инновационная политика
Исходя из сложившейся структуры экономики и ее геополитического и экономического положения в качестве важнейшего направления управленческих инноваций целесообразно рассматривать создание конкурентоспособных территориальных кластеров. В этом случае на территории Республики Карелия реализуется полная цепочка «сырье-полуфабрикат-товар-услуга» за счет резидентных структур, на территории Карелии остается основная часть доходов, создаваемых каждым элементом этой цепочки (рис. 24).
Рис. 24 Экономическая политика Республики Карелия
В рамках стратегии создания «резидентной экономики» предполагается использование разных форм стимулирования предпринимательской деятельности и экономического развития.
Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что республике предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции необходимо обеспечить опережающее развитие тех секторов экономики республики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать традиционные и новые конкурентные преимущества.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации особое значение приобретает использование новых технологий для развития и модернизации приоритетных отраслей: в лесной промышленности, горнопромышленном комплексе и др., - с переходом к глубокой переработке древесины и камня, а также добыча и переработка водных биологических ресурсов; формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям; стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализация их результатов и капитализация интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования и т.д.
Инновационная стратегия нацелена на широкое внедрение инноваций в компаниях, в сфере взаимодействия власти и бизнеса, в области осуществления взаимодействия между наукой, промышленностью и другими секторами экономики. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и направлена на развитие спроса на инновации.
Важным фактором для успешной реализации инновационной направленности в республике является последовательная политика региональных органов власти по формированию инвестиционно - инновационной деятельности.
Развитие инновационной деятельности определяется достижением следующих целей:
повышение конкурентоспособности хозяйствующих организаций и обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями республики;
становление республики как одного из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов, который базируется на эффективной стратегии создания и использования знаний, изобретений и новых технологий;
создание условий для образования и развития инновационных компаний и использования научно-технологического потенциала региона;
обеспечение рыночной ориентации научных организаций региона и воспроизводства кадрового потенциала для инновационной сферы.
Стратегия направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений - технологий, менеджмента, маркетинга, финансов и др., расширения возможностей для развития бизнеса в регионе и за его пределами.
На основе учета существующих тенденций определены два основных подхода к инновационному развитию в республике.
Первый подход – организация с отечественными и иностранными участниками технологических разработок, производств и поставки на рынок конкурентоспособной продукции с опорой на отечественные и зарубежные лицензии.
Второй подход – поддержка эффективных технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках (прежде всего, в рамках малого инновационного предпринимательства), которые могут обеспечить высокую конкурентоспособность на узком сегменте рынка.
Приоритетные направления развития инновационной деятельности
Инновационная деятельность хозяйственного комплекса республики состоит из пяти приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по реализации инновационной стратегии:
стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций.
стимулирование создания малых инновационных предприятий.
привлечение инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу).
создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.
совершенствование и развитие кадрового потенциала инновационной сферы.
Все приоритетные направления рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение целей стратегии инновационной деятельности.
Условиями для перехода к инновационно - экономическому развитию в регионе являются создание:
эффективной системы государственного регулирования сферы технологического развития и определение приоритетов в инновационной деятельности;
механизмов мониторинга инновационной деятельности, системы прогнозирования и активного влияния на структурные перемены в экономике;
мотиваций для развития предпринимательства в инновационной сфере;
механизма превращения новых технологий в один из решающих факторов конкурентных стратегий предприятий;
гибких организационно-экономических форм и структур, объединяющих интересы исследователей, разработчиков, инновационного капитала и производства;
механизма кооперации и интеграции вузовской и прикладной науки для получения коммерческого и социально-экономического эффекта;
системы подготовки и переподготовки инновационно ориентированных кадров государственного управления, организаций различных форм собственности.
Политика региональных органов государственной власти при проведении инновационной деятельности республики осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признание инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона;
стимулирование создания эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры инновационной деятельности в регионе;
стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;
единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие республики;
выбор и внедрение относительно небольшого числа базовых нововведений и технологий, связанных со структурными крупномасштабными изменениями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность экономики республики, обеспечить переход к новому технологическому укладу;
оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;
полномасштабное информационное обеспечение развития компонентов инновационной сферы республики.
Основные мероприятия по развитию инновационной деятельности
В целях реализации государственной поддержки инновационной деятельности необходимы следующие первоочередные мероприятия:
- проведение инвентаризации научно-технических проектов;
- обеспечение информационной поддержки интеграции научных и производственных организаций;
- подготовка предложений по вопросам внедрения инноваций в производство;
- разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с целью формирования нового экономического мышления, ориентированного на активизацию инновационной деятельности;
- увеличение финансирования НИОКР для создания прочного фундамента инновационных преобразований.
Проводимые карельскими и российскими учеными исследования в направлениях критических технологий Российской Федерации позволяют вплотную подойти к формированию новых наукоемких отраслей производства. Объем инновационной продукции инновационно-активных предприятий в 2007 году составил 200 млн.руб, к 2016 году должен составить 1 млрд.руб, а к 2020 году – 3 млрд.руб.
В основе развития региональной инновационной системы положено формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям. Направления исследований, проводимых научными и инновационными организациями в республике в области критических технологий:
биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных;
нанотехнологии и наноматериалы, а именно: наноструктурированные оксидные покрытия на металлах, композиционные материалы на основе шунгитовых пород, содержащих гиперфуллереновые структуры и нановолокнистые карбиды кремния, наномембранные материалы, энергонезависимые элементы памяти, а также продукция приборостроения и др.
технологии биоинженерии;
технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации;
технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы;
технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов;
технологии производства программного обеспечения;
технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов и их применения (в частности постройка судов на основе новых композиционных материалов с оснасткой современным навигационным и эксплуатационным оборудованием);
технологии создания энергосберегающих систем;
технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;
технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, в частности, проходка карьеров сквозным тонкослоевым комбайновым методом и экологически чистая технология непрерывного двухстадийного процесса металлургического передела титаномагнетитовых концентратов;
производство биотехнологических фармацевтических продуктов (медицинская биотехнология);
производство биотехнологических препаратов для сельского хозяйства (сельскохозяйственная биотехнология);
производство дрожжей и живых культур микроорганизмов;
гидролизная промышленность;
производство биологически активных добавок;
производство биотехнологических препаратов для защиты окружающей среды;
производство продукции марикультур.
В результате создания сети предприятий биотехнологической отрасли к 2020 году на 8-10 предприятиях будет создана 1 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.
Модернизация экономики и ее структурная диверсификация на основе инновационного технологического развития опирается на развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки в лесной и горной отраслях, научный парк, IT-парк, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.д.).
Так, в 2009 году при Петрозаводском государственном университете открыт IT-парк, который призван способствовать расширению возможностей предоставления программных услуг различным отечественным и зарубежным фирмам. В течение 4-5 лет планируется увеличить численность занятых в работе IT-парка с 300 до 700 человек.
Таким образом, в формируемой экономике ведущими факторами конкурентоспособности становятся наука и образование, составляющие базис формирования человеческого капитала – основного конкурентного преимущества региона.
Инвестиционная политика
Целью проводимой Правительством Республики Карелия инвестиционной политики в период 2010-2020 годы будет являться создание условий для привлечения инвестиций и модернизации экономики на основе увеличения инвестиционной привлекательности и усиления конкурентоспособности региона. Ее достижение является необходимым условием адекватного реагирования на вызовы, предъявляемые республике, исходящие как из внешней, так и из внутренней среды. Кроме этого, на достижение данной цели частично ориентированы региональная политика в области развития и использования трудовых ресурсов, региональная политика в области развития энергетики, региональная транспортная политика и другие.
Основная цель инвестиционной политики будет достигаться посредством решения ряда задач, таких как:
повышение инвестиционного имиджа Республики;
формирование и развитие территориальных конкурентных преимуществ;
совершенствование системы сопровождения инвестиционных проектов;
расширение мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности;
инфраструктурная и иная подготовка инвестиционных площадок и проектов, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в республике.
Данный перечень задач не является исчерпывающим и будет уточняться на каждый прогнозируемый промежуток времени. Корректировка задач должна вестись с учетом необходимости усиления или нейтрализации воздействия факторов внешней и внутренней среды на достижение основной цели инвестиционной политики.
Данные задачи будут решены с использованием следующих основных инструментов и подходов:
определение приоритетных территориальных и отраслевых направлений инвестирования;
формирование равной заинтересованности участников инвестиционного процесса федерального, республиканского и местного уровней;
увеличение объема государственных инвестиций;
использование инструментария государственно-частного партнерства, сотрудничество с государственными монополиями, национальными и международными холдингами.
Рост инвестиций в основной капитал и обновление основных фондов в течение прогнозного периода будет поддерживаться республиканской системой финансовых инструментов: предоставление налоговых льгот инвесторам в рамках режима инвестиционного благоприятствования, субсидий из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов, кредитование инвестиционных проектов под государственные гарантии Республики Карелия, кредитование малого и среднего бизнеса, предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства.
Для решения проблем преодоления негативного влияния инфраструктурных ограничений на темпы инвестиционного развития в республике будут применяться различные формы частно-государственного партнерства.
Получит продолжение практика заключения концессионных соглашений для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
С привлечением ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации планируется реализация региональных инвестиционных проектов по созданию и развитию объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной и муниципальной собственности в районах республики.
Привлечение федеральных бюджетных инвестиций за счет федеральных целевых программ и субсидий федерального бюджета является необходимым и требующим активизации фактором в разрешении проблем социального и инфраструктурного характера, на эффективное использование которого должны быть направлены совместные действия региональной и местной ветвей власти.
Возможна (по аналогии с уже действующими программами территориального развития) разработка Федеральной целевой программы «Пудожский промышленный узел».
Одной из главных задач республиканских целевых программ в среднесрочном периоде будет решение вопросов софинансирования участия республики в федеральных целевых программах и обеспечение проектно-сметной документацией объектов, заявляемых для получения финансирования из федерального бюджета.
Планируется разработка республиканской целевой программы «Биоресурсы Белого моря», реализация которой, с учетом строительства Беломорского порта, создаст предпосылки для привлечения инвестиций в создание нового производственного кластера на территории республики.
В среднесрочной перспективе важнейшим инструментом для решения проблем инфраструктурного и финансового характера станет создание и функционирование Корпорации развития Республики Карелия. Суть проекта заключается во вложении государственных ресурсов республики в развитие собственных территорий путем формирования частно-государственной структуры, деятельность которой должна обеспечить многоимпульсный инвестиционный эффект за счет привлечения в экономику крупных частных вложений.
Корпорация развития призвана прорабатывать с потенциальными инвесторами комплексные проекты по развитию территорий региона, выступать в качестве заказчика всего блока инфраструктурных проектов в республике, включая подготовку технико-экономического обоснования, технического проекта и заканчивая строительством, сочетая при этом функции строительной компании - девелопера по инфраструктурной подготовке территорий под жилищное строительство и промышленные зоны.
Планируется, что в ведении корпорации будет находиться и подготовка документов по привлечению средств Инвестиционного Фонда России для реализации крупных региональных проектов.
Существенным элементом инвестиционной политики являются вопросы взаимодействия региональных и местных органов власти с инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов, а также выстраивания системы организационной и технической подготовки к приему инвестиций. В рамках координации деятельности органов исполнительной власти по предварительному изучению и рассмотрению заявок инвесторов федерального и республиканского значения на проекты, требующие вовлечения земельных, водных и других природных ресурсов, а также строительства новой инженерной инфраструктуры, будет расширена практика применения порядка сопровождения инвестиционных проектов, разработанного в соответствии с Законом Республики Карелия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности».
В 2009 году нарастание кризисных явлений в экономике республики, обусловленных, прежде всего, действием факторов внешнего порядка (давлением неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков пиломатериалов и металла, влиянием экономической рецессии, вызванной финансовым кризисом), следствием которых стало существенное уменьшение финансовых потоков и ухудшение условий кредитования, усилило негативные тенденции в инвестиционной сфере региона, наметившиеся в 4 квартале 2008 года. Так, в январе-сентябре 2009 года объем инвестиций по полному кругу организаций составил 63,1 % к уровню соответствующего периода 2008 года.
Наиболее резко действие деструктивного внешнеэкономического влияния проявилось в инвестиционной сфере лесопромышленного, горнопромышленного и энергетического комплексов республики.
Принимая во внимание, с одной стороны, трудности преодоления внешних проблем реализации инвестиционных проектов в Карелии, состоящие в том, что региональной экономике, субъектами которой является большинство предприятий – инвесторов, присуща экспортоориентированная направленность производства и это обуславливает их зависимость от мировой конъюнктуры; с другой - меры, принятые в регионе в целях минимизации инвестиционных потерь, в 2009 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 68,1%.
Общий объем капитальных инвестиций (в сопоставимых ценах) в 2012 году составит 93,8% к уровню 2007 года. Невысокие темпы инвестиционного развития и незначительные объемы вложений в экономику региона в период 2010-2012 годов в значительной мере обусловлены кризисным падением объемов инвестиций в 2009 году в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и связь.
При благоприятном сценарии развития экономики республики индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит в 2016 году к 2007 году 128,8%, в 2020 году к 2007 году – 178,5%.
Темпы роста инвестиций в основной капитал будут определяться объемами капитальных вложений в реализацию крупных отраслевых и корпоративных инвестиционных программ в топливно-энергетическом, транспортном, лесном, горнопромышленном комплексах, а также в сфере туризма.
Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов, финансирование которых будет осуществляться как за счет федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников. Структурным изменениям в инвестициях будет способствовать реализация долгосрочных стратегий развития естественных монополий, а также смещение структуры производства в пользу обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности.
В то же время рост инвестиций позволит поднять конкурентоспособность республиканских производств. Ожидается, что в период до 2020 года будет реализовано не менее 100 крупных и средних инвестиционных проектов. Основные проекты приведены в соответствующих разделах Стратегии. Реализация «якорных» проектов будет способствовать не только значительному вкладу в экономику региона, но и позволит выявлять наиболее актуальные вопросы реализации республиканской инвестиционной политики.
- СтратегИя социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Петрозаводск, 2010 Оглавление
- II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
- III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики
- IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия
- V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
- 1. Развитие человеческого потенциала
- 2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера
- Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности
- 3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
- Развитие предпринимательства
- VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты
- Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия
- 23 Система национальных и сопряженных с ними проектов, направленных на развитие человеческого капитала и гражданского общества в Карелии Развитие здравоохранения
- Развитие образования
- Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие рынка труда
- Повышение доступности жилья
- Развитие социальных институтов и социальная политика
- Молодежная политика
- Экологическая безопасность экономики и экология человека
- Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
- Лесопромышленный комплекс (лпк)
- Горнопромышленный комплекс (гпк)
- Машиностроение
- Судостроение
- Черная и цветная металлургия
- Химическая промышленность
- Производство строительных материалов
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
- Развитие туристской индустрии
- VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия
- VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие)
- IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
- X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты
- XI. Механизмы реализации стратегии
- XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия
- Глоссарий