Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
Для повышения конкурентоспособности территории в соответствии с позиционированием предлагается система проектов, включающая федеральные и региональные проекты, имеющие стратегическое значение – не только привлекающие инвестиции на территорию республики, но и решающие задачи комплексного развития территорий. Система региональных проектов в Республике Карелия представлена на рисунке 26.
Региональные и сопряженные с ними федеральные проекты имеют основной своей целью – обеспечение экономического и инфраструктурного развития республики. Они реализуются по приоритетным направлениям экономического развития Республики Карелия, в которых существуют определенные конкурентные преимущества республики на внешних рынках. Основным результатом реализации данных проектов является повышение международной конкурентоспособности республики, привлечение инвестиционных ресурсов и развитие производственной и технологической инфраструктуры.
Учитывая высокий уровень рейтинга готовности республики к информационному обществу (8 место среди российских регионов по данным 2008 года) и достигнутый высокий потенциал научно-образовательного комплекса, целесообразно использовать данные обстоятельства как главный стратегический ресурс при модернизации региональной экономики.
Поскольку увеличение добавленной стоимости происходит во многом за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения информационно-коммуникационных технологий, то достичь заявленных стратегических целей можно благодаря созданию и поддержке учебных заведений, формированию своего научного и исследовательского потенциала, созданию высококачественной инфраструктуры, повышению эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий, способствующих генерации инноваций как в традиционных, так и новых видах экономической деятельности, сконцентрированных в следующих мегапроектах: «Лесная Карелия»; «Гостеприимная Карелия»; «Недра Карелии»; «Новая Карелия» (рис. 26). Система мероприятий по реализации проектов представлена в таблице 8.
Рис. 26 Система проектов в рамках Стратегии «Республика Карелия – 2020»
С целью эффективного использования знания и образования, наработок в сфере ИКТ, как важнейших (стратегических) ресурсов, реализуется региональный проект «Новая Карелия», который создает необходимые условия для интенсивного развития традиционных секторов экономики, а также создания инновационных продуктов и услуг (см. рис. 27).
Рис. 27 Проект «Новая Карелия»
Система предлагаемых мероприятий позволяет повысить конкурентоспособность традиционных секторов экономики, а также создать условия для повышения конкурентоспособности и расширенного воспроизводства инновационного сектора экономики, создать эффективную региональную инновационную систему, развить институты использования и защиты прав интеллектуальной собственности, модернизировать экономику на основе технологических инноваций. Цель проекта «Новая Карелия», проектный замысел и система мероприятий разработаны в соответствии со Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.
Целями региональной политики в данной области являются: создание и развитие информационного общества; повышение качества жизни граждан; развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни республики; совершенствование системы государственного управления; обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе являются следующие.
Первое направление – формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в Карелии, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, в том числе:
формирование единого информационного пространства;
обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Республики Карелия, расширение состава универсальных услуг;
переход к цифровому телерадиовещанию;
обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех районов Республики Карелия;
развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории республики;
создание на базе отделений почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
создание и ввод в действие инфраструктуры пространственных данных Республики Карелия;
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Второе направление - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе:
содействие подключению к сети Интернет через широкополосные каналы образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций;
расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих;
предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Республики Карелия с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий.
Третье направление - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе:
стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами;
создание условий для развития конкурентоспособных товаров и услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
создание технопарка в сфере использования информационных технологий;
совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования информационно-коммуникационных технологий;
содействие увеличению объемов импортозамещения продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
развитие системы региональной информатизации.
Четвертое направление – повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:
создание электронного правительства, предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, переход от традиционного документооборота к юридически значимому электронному документообороту как между государственными и муниципальными органами, так и между органами власти и гражданами;
обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.
Пятое направление - противодействие нарушению безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных и телекоммуникационных систем республики посредством информационных и телекоммуникационных технологий.
Это направление будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия», региональной целевой программы «Информатизация Республики Карелия», мероприятий отраслевых и ведомственных целевых программ, направленных на развитие использования ИКТ в различных секторах экономики и сферах деятельности. В пределах целевых финансовых средств предполагается повышение качества и эффективности государственного управления, оперативности предоставления государственных услуг, расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, а также формирование системы стандартов по внедрению ИКТ в управление, характеризующихся отношением к информации как стратегическому ресурсу, при разработке и внедрении информационных систем. При этом создание эффективных информационных систем становится фактором, способствующим генерации и использованию новых идей (инноваций), обеспечивающих конкурентные преимущества территории
Примером служит продажа услуг сектора информационных технологий на базе IT-парка и других структур инновационного комплекса (например, оффшорного программирования или аутсорсинга*, потребности в которых с каждым годом только возрастают), а также онлайновый рынок туризма (поскольку туризм – информационно-насыщенная услуга). Пример успешной электронной коммерции и франчайзинга* в индустрии туризма в дальнейшем будет использован и в других отраслях экономики как пример лучшей практики.
Оценка существующего состояния секторов экономики, в рамках которых реализуются региональные проекты экономического блока, основана на анализе цепочки создания стоимости и включает в себя следующие элементы: предмет труда, кадровое обеспечение, средства труда, транспорт, продажа, финансовое обслуживание, система управления, рынок (рис. 28, табл. 8).
Степень концентрации элементов цепочки создания стоимости в Республике Карелия в рамках каждого из рассматриваемых региональных проектов, определяется по следующей шкале:
| Полная концентрация |
| Выше средней |
| Средняя |
| Ниже средней |
| Отсутствие элемента |
На основании результатов оценки наличия в Республике Карелия вышеперечисленных элементов цепочки создания стоимости в рассматриваемых секторах экономики определена степень их концентрации (наличие резидентов) и зависимости от внешних субъектов и ресурсов.
На территории республики предполагается построение наибольшего количества элементов данной системы в качестве резидентных, поскольку в основу повышения конкурентоспособности карельских производств закладывается увеличение доли резидентных для республики структур и обеспечение самостоятельного доступа к рынкам сбыта продукции (табл. 8). Это предполагается сделать в зонах опережающего развития.
Исходя из сложившейся структуры экономики в качестве приоритетных направлений целесообразно рассматривать создание конкурентоспособных территориальных кластеров как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, встраивающихся в единую воспроизводственную цепочку (от сырья до потребителя конечной продукции) в целях капитализации всей собственности.
Реализация региональных проектов экономического блока направлена на повышение конкурентоспособности секторов республиканской экономики на внешних рынках и на развитие резидентной экономики через консолидацию товарных цепочек. При этом для различных продуктов используются различные товарные стратегии.
|
|
| Состояние |
| Цель проекта |
| Проектный замысел |
| Ожидаемые результаты |
|
| |
|
|
| Карелия | Внеш. Среда |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формирование конкурентоспособного бизнеса в лесном секторе и обеспечение в Республике Карелия полного оборота и расширенного воспроизводства корпоративного капитала для формирования современного технологического уклада лесного комплекса. |
|
|
|
|
| Повышение конкурентоспособности экономики карелии и встраивание в глобальный рынок |
Лесная Карелия |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||
| 2 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 3 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 4 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 5 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 6 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 7 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 8 |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Гостеприимная Карелия |
| 1 |
|
|
| Формирование конкурентоспособного бизнеса в туристическом секторе и повышение имиджа Карелии как рекреационной территории |
|
|
|
|
| |
| 2 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 3 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 4 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 5 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 6 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 7 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 8 |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Недра Карелии |
| 1 |
|
|
| Повышение эффективности использования и управления государственным фондом недр республики Увеличение вклада горнопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие республики
|
|
|
|
|
| |
| 2 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 3 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 4 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 5 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 6 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 7 |
|
|
|
|
|
| |||||
| 8 |
|
|
|
|
|
| |||||
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Новая Карелии |
|
| Глобальная система Глобальный рынок (рынок информации) Отсутствие территориальной привязки Правовая основа – международное авторское право и право интеллектуальной собственности |
| Стимулирование создания условий постиндустриальной экономики (экономики знаний), формирования информационного общества и создание условий для эффективной реализации региональных проектов и повышение качества предоставления государственных услуг |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
Рис. 28 Система региональных проектов экономического блока.
Обозначения: 1 - предмет труда, 2- кадровое обеспечение, 3- средства труда,4- транспорт, 5-продажа,6- финансовое обслуживание,7- система управления, 8- рынок
Таблица 8. Система мероприятий, определенных в рамках традиционных направлений деятельности экономического блока
Элементы цепочки создания стоимости | Лесная Карелия | Недра Карелии | Гостеприимная Карелия |
Предмет труда | В лесной отрасли требуется законодательно установить воспроизводственный порядок для пользователей лесосырьевой базой, который позволит обеспечить рост доходов при экологически устойчивом ведении хозяйства. За образец может быть взят опыт Финляндии. В Республике Карелия заготавливается 6,5 млн.м3 древесины, экспортируется необработанной 3,9 млн.м3. Однако на экспорт и переработку древесины используется 8,3 млн.м3. Превышение использования древесины над заготовкой составляет 1,8 млн.м3 – ввоз из-за пределов Республики Карелия. В результате возникает потребность:
| В РК преимущественно развиваются производства, связанные с добычей и переработкой железных руд, строительного и блочного камня, шунгитов, порфиритов. Практически все виды добытой минеральной продукции проходят стадию первичного передела (переработка строительного камня на многофракционный кубовидный щебень и песок, производство облицовочных плит и изделий из природного камня, получение микронизированного шунгитового порошка, производство железорудных окатышей, производство кирпича на базе месторождений глин). Дальнейшая переработка и использование продукции происходит на территории других регионов (дорожное, промышленное и жилищное строительство, выплавка чугуна, производство фарфоро-фаянсовых и резинотехнических изделий, кровельных покрытий и.т.д.), где и остается бóльшая часть доходов. Поэтому необходимо:
| К предмету труда в туристско-рекреационном комплексе Республики Карелия относятся туристско-рекреационные ресурсы (леса I и II групп, объекты культурно-исторического наследия, особо охраняемые природные территории, памятники природы, традиционные национальные поселения, фольклорные и культурные события и др.). Однако далеко не все объекты туристского показа могут быть вовлечены в туристскую деятельность в силу ограничений по доступности, техническому состоянию, возможностям включений в туристские маршруты и продукты. Необходимым является:
|
Кадровое обеспечение | Внедрение скандинавской технологии целевого использования лесов, а также модернизация производств сталкивается с проблемой отсутствия квалифицированных кадров. Это, в свою очередь, связано с отсутствием в профтехобразовании современного оборудования и преподавателей. Предприятия вынуждены привлекать рабочую силу из-за пределов Республики Карелия. Поэтому необходимо:
| В Республике Карелия созданы базовые условия для развития собственной системы подготовки квалифицированных специалистов по горным специальностям. На базе ПетрГУ осуществляется подготовка горных инженеров-технологов по специальности «Открытые горные работы», а также специалистов в области геологии и геофизики. Вместе с тем пока еще ощущается недостаток горных инженеров-маркшейдеров, обогатителей, горных электромехаников, специалистов в области экономики горного производства. Горные предприятия испытывают серьезный дефицит специалистов рабочих профессий бурильщиков, машинистов экскаваторов и дробильных установок, взрывников, операторов фронтальных погрузчиков, водителей большегрузных автосамосвалов. В этих условиях важно поддержать инициативу ПетрГУ и обеспечить содействие созданию на базе университета современного центра комплексной подготовки и переподготовки специалистов инженерного звена и рабочих профессий. В связи с этим необходимо продолжить работу по расширению перечня специальностей для подготовки горных инженеров в ПетрГУ, обеспечить развитие научных исследований в области горных технологий на основе открытия соответствующего направления подготовки научных кадров в аспирантуре университета, оказать содействие в реализации проекта по созданию учебного полигона ПетрГУ для подготовки студентов и специалистов рабочих профессий на базе Кедрозерского месторождения диабаза и в последующем создать на этой основе республиканский учебно-производственный центр переподготовки специалистов совместно с горными предприятиями и компаниями-поставщиками производственного оборудования. | В Республике Карелия фактически полностью сформирована система подготовки квалифицированных кадров для туристского сектора. В частности, туристские кадры в Республике Карелия готовят: Петрозаводский филиал Петровского колледжа, Карельский Институт туризма РМАТ, ПетрГУ. Наиболее важными задачами в кадровом обеспечении туристского комплекса Республики Карелия являются:
|
Средства труда | Большинство предприятий ЛПК в республике располагает производственным оборудованием с высоким физическим износом. Необходима замена оборудования для перехода к современным технологиям сортиментной заготовки древесины. Поставка современного оборудования и замена морально устаревших ОПФ является необходимым требованием для обеспечения конкурентоспособности карельского производства. Поэтому необходимо:
| В ГПК используется в основном современное технологическое оборудование западных производителей. Все оборудование поставляется из-за пределов РК. В республике практически отсутствуют региональные сервисные и лизинговые центры по обслуживанию горного и перерабатывающего оборудования. В области обеспечения ГПК средствами труда необходимо развитие партнерств и открытие филиалов западных производителей оборудования для ГПК. Необходимо содействовать партнерству карельских горных предприятий с банковскими структурами, специализирующимися в области кредитования закупок горного оборудования, с учетом специфики сезонности горных работ в части сроков и условий возврата кредитов. | Средства труда в туризме включают в себя объекты туристской инфраструктуры. Состояние и уровень развития туристской инфраструктуры в РК не позволяет в полной мере использовать существующий туристско-рекреационный потенциал. Развитие туристской инфраструктуры необходимо осуществлять по двум направлениям:
|
Транспорт | В настоящее время значительная часть транспортных услуг осуществляют иностранные перевозчики и транспортные компании из-за пределов РК (ОАО «РЖД», судоходные и автотранспортные компании). Собственные (внутренние) транспортные перевозки осуществляются только крупными лесопользователями для доставки сырья к месту переработки. Таким образом, основная транспортная наценка формируется за пределами РК. В этом случае необходимо:
| Фактически все 100% произведенной продукции карельских горных предприятий транспортируется внешними транспортными компаниями – ОАО «РЖД» и судоходными компаниями. При этом конкурентоспособность карельской продукции горнопромышленного комплекса (ГПК) снижают высокие транспортные тарифы, которые сегодня фактически равны или выше отпускной цены продукции на карьере – эта наценка формируется за пределами РК. При реализации щебня и блочного камня возможно лишь снижение транспортных издержек за счет обеспечения карельских предприятий собственным подвижным составом. При организации комплексных производств по добыче и переработке рудных полезных ископаемых снижение транспортных затрат возможно только при перевозке готовой продукции. | Основная масса гостей, посещающих Республику Карелия, приезжает на собственном транспорте, либо трансферт осуществляется туристскими и транспортными компаниями, расположенными за пределами РК. Кроме того, проблема существует не только в недостатке специализированного туристского транспорта в РК, но также и в качестве оказываемых транспортных услуг. В силу этих причин в области обеспечения трансферта туристов в РК необходимо:
|
Продажа (сбыт) | Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Республики Карелия фактически не располагает собственными каналами распределения и сбыта продукции, собственными торговыми сетями за пределами республики. Основная масса лесопромышленной продукции реализуется за пределами РК через посреднические торговые компании и дистрибьюторские сети из других регионов и стран. Также значительная масса карельской продукции ЛПК выступает в качестве полуфабриката, на основе которого производятся готовые продукты (мебель, отделочные материалы, дома и др.). Ввиду этого необходимо:
| Каналы распределения и сбыта продукции ГПК в основном находятся за пределами республики. Собственниками подавляющего большинства горных производств, работающих в Карелии, являются московские и петербургские компании. На территории РК развивается только первые стадии передела минерального сырья. Зачастую карельская продукция ГПК реализуется на внешних рынках через серию посредников. В силу этих причин необходимо развитие новых комплексных видов производств продукции на основе переработки твердых полезных ископаемых с выстраиванием собственной товарной логистики. Важным элементов развития ГПК является создание условий для использования продукции на территории республики. Развитию добычи и переработка блочного камня могла бы содействовать разработка концепции застройки территорий с учетом приоритета застройщикам, использующим природный карельский камень в архитектурно-планировочных решениях, в том числе бордюрный камень в дорожном строительстве. | Значительный туристский поток на территорию Республики Карелия ввозится крупными туроператорами, работающими за пределами РК. Существующие туры по Республике Карелия, разработанные карельскими туроператорами, испытывают недостаток в эффективных каналах распределения и сбыта. В силу этого необходимо:
|
Финансовое обслуживание | Финансовое обслуживание большинства секторов экономики республики осуществляется филиалами инорегиональных банков. На их долю приходится около 90% всего объема услуг по расчетно-кассовому обслуживанию. Кроме того, наблюдается существенная недооценка активов, вводимых в экономический оборот. Это приводит к отсутствию развитого фондового рынка, сокращению денежной массы, снижению цен и развитию бартера в форме пропорционального роста кредиторской и дебиторской задолженности, которая не подлежит налогообложению, что снижает бюджетные доходы. В силу этого необходимо: 1) увеличение уставного капитала, активов ОАО «Банк «Онего», расширение его присутствия на рынке банковских услуг республики через открытие структурных подразделений; 2) проведение рыночной оценки национального богатства Республики Карелия; 3) образование регионального ипотечного залогового капитала, ипотечного кредитования; 4) образование фондовых бирж (площадок); 5) образование региональных финансовых компаний по сопровождению инвестиционных проектов, развитие лизинговой системы;
| ||
Система управления | В предверии вступления России в ВТО необходимо пристальное внимание обеспечению качества в соответствии с международными стандартами. Большую значимость приобретают права на управление мобильными активами (финансы, технологии, информация). В рамках реализации реформы системы лесоуправления необходимо:
| Рычаги и инструменты управления подавляющим большинством карельских горных предприятий находятся за пределами Республики Карелия. Важнейшим направлением совершенствования системы государственного управления развитием отрасли является совершенствование регионального законодательства о недрах для предоставления преимуществ при получении прав пользования участком недр предприятиям, обеспечивающим активизацию инновационных процессов, создание новых технологий и материалов, переход к комплексной, глубокой переработке минерального сырья. Важнейшим элементом государственной политики в области недропользования является проведение постоянной линии на развитие минерально-сырьевой базы региона, в том числе, за счет привлечения средств соответствующей федеральной программы, решение вопросов поддержания сырьевой базы бюджетообразующих предприятий (ОАО «Карельский окатыш») | На сегодняшний день Республика Карелия имеет необходимые инструменты управления туристским потоком, однако большинство из этих инструментов не задействованы. В сферу туристско-рекреационной деятельности вовлекаются лишь отдельные объекты туристского показа, которые используются внешними компаниями для создания собственного продукта (стоимости). В силу этого республика теряет потенциальные доходы, создаваемые на этих объектах. Для повышения эффективности управления туристско-рекреационной деятельностью в РК необходимо:
|
Рынок | Для традиционных и новых секторов экономики Республики Карелия важнейшей задачей является удержание существующей доли рынка, расширение рынка и выход на другие целевые рынки (в соответствии с результатами оценки стратегических зон хозяйствования). В целях продвижения карельской продукции на внешних рынках требуется создание и развитие системы продвижения товаров и услуг, в частности:
|
Развитие базовых секторов экономики
- СтратегИя социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Петрозаводск, 2010 Оглавление
- II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
- III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики
- IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия
- V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
- 1. Развитие человеческого потенциала
- 2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера
- Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности
- 3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
- Развитие предпринимательства
- VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты
- Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия
- 23 Система национальных и сопряженных с ними проектов, направленных на развитие человеческого капитала и гражданского общества в Карелии Развитие здравоохранения
- Развитие образования
- Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие рынка труда
- Повышение доступности жилья
- Развитие социальных институтов и социальная политика
- Молодежная политика
- Экологическая безопасность экономики и экология человека
- Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
- Лесопромышленный комплекс (лпк)
- Горнопромышленный комплекс (гпк)
- Машиностроение
- Судостроение
- Черная и цветная металлургия
- Химическая промышленность
- Производство строительных материалов
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
- Развитие туристской индустрии
- VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия
- VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие)
- IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
- X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты
- XI. Механизмы реализации стратегии
- XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия
- Глоссарий